Дело № 2-270/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Усть-Кулом |
14 августа 2019 года |
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи Ю.Н. Ерчина,
при секретаре судебного заседания О.Н. Решетиной,
истца О.В. Уляшевой,
представителя ответчика М.В. Кармановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уляшевой О.В. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» об оспаривании решения и обязании включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договору найма специализированных жилых помещений,
установил:
Уляшева О.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района «Усть-Куломский» (далее АМР «Усть-Куломский») о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договору найма специализированных жилых помещений и возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договору найма специализированных жилых помещений.
В обоснование иска Уляшевой О.В. указано, что она имеет статус лица из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ она проживала под опекой у ФИО3 в <адрес>. Жилое помещение являлось муниципальным, которое было предоставлено ФИО3 по договору социального найма. В период проживания её включили в договор социального найма. До настоящего времени сохраняет регистрацию своего места жительства в жилом помещении опекуна, однако фактически с ДД.ММ.ГГГГ не проживает с опекуном. В ДД.ММ.ГГГГ поступила на <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ вышла в академический отпуск в связи с рождением ребенка и стала проживать в селе Усть-Кулом со своим сожителем и ребенком в съемном жилье. Она не является членом семьи ФИО3 В ДД.ММ.ГГГГ переехали в частный дом, принадлежащий матери сожителя, где и проживают вместе с его родителями. Её выезд с муниципального жилья опекуна является следствием семейных обстоятельств, а не намеренным ухудшением своих жилищных условий.
В судебном заседании истец Уляшева О.В. настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ она стала проживать совместно с опекуном ФИО3 в квартире, в которой имеет регистрацию. В 2015 году поступила в СГУ, проживала в общежитии до июля 2017 года, там у неё была временная регистрация. Постоянную регистрацию она сохраняла в квартире опекуна. В июле 2015 года самостоятельно выехала от опекуна, она не являлась членом семьи опекуна ФИО3 С июля 2017 года взяла академический отпуск, приехала в <адрес>, стала проживать своей семьей. Она сохраняет регистрацию в квартире у чужих людей, поскольку ей негде зарегистрировать свое место жительство. Считает действия ответчика незаконными, так как по месту регистрации она не проживает, своего жилья не имеет. Она не ухудшила жилищные условия с намерением приобретения права быть включенной в Список детей-сирот.
Представитель ответчика АМР «Усть-Куломский» Карманова М.В. с иском не согласилась по основаниям указанным в письменных возражениях. При этом пояснила, что истец сохраняет регистрацию по адресу: <адрес>. Также при перезаключении договора социального найма истец повторно включена в качестве иного лица, вселяемое совместно с нанимателем. И исключение из договора социального найма произошло перед постановкой на учет, поэтому администрация района расценила эти действия как намеренное ухудшение с целью постановки на учет.
Свидетель ФИО3 пояснила суду, что Уляшеву О.В. она взяла под опеку в ДД.ММ.ГГГГ. Закрепленного жилья у нее не было, ей сделали временную прописку в <адрес> в её жилом помещении. Спустя несколько лет ей продлевали временную прописку. В администрации посоветовали зарегистрировать Уляшеву О.В. у себя и по её совершеннолетию она сможет снять с регистрационного учета. Она совершила ошибку прописав её к себе, чем создала сироте препятствия в получении жилья от государства. По социальному найму она основной наниматель, живет в этой квартире <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ Уляшевой О.В. исполнилось <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ она закончила школу и уехала учиться, с тех пор фактически живет самостоятельно. У неё своя семья, свои дети постоянно приезжают, своих внуков полный дом. Она не считает Уляшеву О.В. членом своей семьи, она была у неё под опекой и исполняла обязанности опекуна, но членом своей семьи её никогда не считала. С ДД.ММ.ГГГГ Уляшева О.В. живет самостоятельно за свой счет. Она не включала истца в качестве члена семьи по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, она указана как иное лицо.
Заслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Уляшева О.В., родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (актовая запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ произведена территориальным отделом загс <адрес>) Управления записи актов гражданского состояния Республики Коми). Родители истца – мать ФИО4 решением Усть-Куломского районного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав и умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информации отдела опеки и попечительства администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № Уляшева О.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленное жилое помещение не имеет. Постановлением главы администрации села Керчомъя муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Уляшева О.В. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий среди внеочередников.
Постановлением главы муниципального образования «Усть-Куломский район» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 назначена опекуном над несовершеннолетней Уляшевой О.В.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией сельского поселения «Деревянск» (наймодатель) и ФИО3 (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения, по которому нанимателю и членам его семьи передается в бессрочнное владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> для проживания в нем. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: иное лицо – Уляшева О.В., иное лицо – ФИО2.
ДД.ММ.ГГГГ между вышеуказанными сторонами заключено дополнительное соглашение к договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым внесены изменения в договор социального найма, а именно об исключении Уляшевой О.В. и ФИО2 указанных в пункте 3 социального найма. Изменения внесены на основании заявления ФИО3 (л.д.38).
Согласно информации администрации сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Уляшева О.В. нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения на территории <данные изъяты>» не является.
ДД.ММ.ГГГГ Уляшева О.В. обратилась в администрацию муниципального района «Усть-Куломский» с запросом о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № Уляшевой О.В. отказано во включении в вышеуказанный список с указанием основания – в связи с тем, что гражданином ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права быть включенным в список (л.д.35).
В Российской Федерации материнство, детство и семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Меры социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ). Дополнительные гарантии прав детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми" от 01.12.2015 N 115-РЗ, вступившим в силу с 01.01.2016, органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ и статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; а также по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений (части 7, 8 статьи 1).
Положениями статьи 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ.
Доводы ответчика, указывающие на то, что истцом ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права быть включённым в список, в данном случае необоснованны и не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Договор социального найма жилого помещения заключен между ФИО3 и АСП «<данные изъяты>», как с основным социальным нанимателем. Уляшева О.В. включена в договор социального найма в качестве иного лица. Согласно пояснениям ФИО3 она проживает в данном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ и по причине отсутствия у подопечной закрепленного жилого помещения согласилась зарегистрировать в квартире не на правах члена семьи, а как иного лица на период до её совершеннолетия, то есть на период опекунства. Впоследствии по заявлению основного нанимателя жилого помещения ФИО3 истец Уляшева О.В. была исключена из договора социального найма.
Жилищные отношения, возникающие между опекуном и подопечным в связи с пользованием жилым помещением, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации. Нормативные акты, регулирующие отношения по опеке и попечительству, не устанавливают права и обязанности, связанные с пользованием жилым помещением.
В силу пункта 1 части 1 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В силу ч. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ, местом жительства граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Факт регистрации на жилой площади, являясь административным актом, не порождает для гражданина каких-либо прав, в частности, не может служить достаточным основанием для приобретения права на жилую площадь и не свидетельствует о вселении с целью постоянного проживания в качестве члена семьи.
В данном случае суд учитывает тот факт, что Уляшева О.В. была вселена в квартиру ФИО3 не как член её семьи, а как подопечный ребенок, самостоятельного права на жилое помещение не приобрела.
Доводы истца о том, что она добровольно уехала с последнего места жительства сначала на обучение в образовательное учреждение, а впоследствии стала проживать с сожителем в съемном жилье, поскольку считает бывшего опекуна чужим человеком, суд признает обоснованными. Ответчиком не представлено доказательств того, что истцом совершены какие-либо действия по намеренному ухудшению жилищных условий. Более того имеющиеся документы в деле свидетельствуют о том, что за несовершеннолетней не закреплялось жилое помещение, она как сирота состояла на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий среди внеочередников (постановление от ДД.ММ.ГГГГ № л.д.24).
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из установленных обстоятельств и положений действующего законодательства, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения исковых требований истца в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Уляшевой О.В. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Уляшевой О.В. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» включить Уляшеву О.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий - подпись.
Мотивированное решение составлено 19.08.2019.
Копия верна: судья - Ю.Н. Ерчин