Дело № 2-205/2019 копия УИД: 66RS0034-01-2019-000393-75
Мотивированное решение изготовлено 11 июля 2019 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноуральск
10 июля 2019 года Красноуральский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Карташова О.В.
при секретаре Кухаревой Я.С.,
с участием:
истца Шадриной ФИО9
представителя истца, адвоката Киселёвой Н.В.
представителя ответчика Мотовиловой ФИО10
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шадриной ФИО11 к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Красноуральске Свердловской области о досрочном назначении пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Шадрина ФИО12. обратилась в суд с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Красноуральске Свердловской области о включении в трудовой стаж работы по льготному периодов её работы:
- с 01.02.1989 по 30.06.1994 лаборантом физико-химического анализа ВВ 2 разряда, 3 разряда, 4 разряда ЦЗЛ в Красноуральском химическом заводе, по подразделу 6 Раздела XI Списка №2;
- с 01.07.1994 по 30.06.1996 лаборантом физико-химического анализа исследовательской лаборатории ЦЗЛ в Красноуральском химическом заводе, по подразделу 6 Раздела XI Списка №2.
Названная работа даёт истцу право на досрочное назначение пенсии по старости на основании Списка № 2, в соответствии с п.2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях » № 400-ФЗ.
Правом на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 6 Раздела ХI «Производство взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжение боеприпасов» Списка № 2 (утверждённого Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10) пользуются рабочие, руководители и специалисты, занятые на исследовании продуктов, указанных в п.п.2 и 3 раздела IХ Списка № 1. В стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течении полного рабочего дня. Пенсия назначается женщинам достигшим 50-ти летнего возраста в случае отработки ими не менее 10 лет по указанному Списку.
В обоснование своих требований указала, что на момент обращения в Пенсионный фонд она по Списку №2 выработала более 10 лет.
15.05.2019 Шадрина ФИО13 обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Красноуральске Свердловской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с тем, что она достигла возраста 50-ти лет и отработала по Списку №2 более 10-ти лет. Однако решением ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Красноуральске Свердловской области от 23.05.2019 №671959/19 в назначении досрочной пенсии ей было отказано в связи с тем, что ФГУП «Красноуральский химический завод» специализировался кроме основного производства ВВ (взрывчатые вещества), также на производстве товаров народного потребления и производстве лекарственных средств. Указав, что на основания положения о центральной заводской лаборатории, центральная заводская лаборатория (ЦЗЛ) осуществляла химанализ всех продуктов выпускаемых Красноуральским химическим заводом (ФГУП «КХЗ») и закрепление лаборанта Шадриной ФИО14. на исследовании ВВ с 01.06.1988 по 30.06.1996 не прослеживается.
Однако, при отказе не учитывалось, что ФГУП «КХЗ» ликвидирован, а все документы, которые сохранились сданы в разные архивы, многие документы при передаче не сохранились. При этом, согласно архивной справки, за довольно продолжительный период у истца подтверждена работа в ночные смены всего 4 года 6 месяцев из них: 9 месяцев - 1989 год, 11 месяцев - 1990 год, 11 месяцев - 1991 год, 8 месяцев - 1992 год, 11 месяцев - 1993 год, 4 месяца - 1994 год
В спорный период по 30.06.1994 истец работала лишь на исследовании взрывчатых веществ на продукте № 2 (тротил), в лаборатории контроля ЦЗЛ. Работа лаборантов в ЦЗЛ в этот период осуществлялась посменно, было два состава лаборантов обслуживающие ВВ (взрывчатые вещества) и обслуживающие выпуск продуктов народного потребления и лекарственных средств, и эти составы работали в разные смены. Возможно, наименования должностей лаборантов этих разных составов и не отличались, но продукты народного потребления могли исследовать лишь лаборанты 5 разряда, которого у истца никогда не было.
Кроме того, для исследуемых ВВ были разработаны инструкции, называющиеся Рабочая инструкция Л-7-07 на сменного лаборанта анализа готового продукта «2» лаборатории контроля ЦЗЛ. Из этой инструкции видно, что продукт «2» - является взрывчатым и ядовитым. Работу с ним необходимо проводить в отдельной комнате, при наличии 2-х вытяжных шкафов. Следуя данной инструкции, работа по исследованию продукта «2» занимала полный рабочий день, анализ продукта в смену проводился не единожды, были частые перепроверки и из-за брака. С другими продуктами (лекарствами или народного потребления) ни истец, ни вся смена, в которой она работала, в это время не могли проводить исследования в силу особых технологий работы с ВВ.
В ЦЗЛ, в том числе и в исследовательской лаборатории было чёткое разграничение смен лаборантов и закрепление одного состава за ВВ, другого - за остальными продуктами. Закрепление истца за взрывоопасными веществами прослеживается записью в трудовой книжке - «ВВ», так же в личной карточке формы Т-2 работника КХЗ.
Шадрина ФИО15., полагая, что на момент обращений за пенсией имеет необходимый стаж работы, обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Красноуральску. Просит зачесть в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, вышеуказанные периоды её работы, признать за ней право на досрочное назначение и выплату страховой пенсии по старости с 09.06.2019; обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Красноуральске Свердловской области назначить ей трудовую пенсию по старости с момента обращения, - 09.06.2019.
В судебном заседании истец Шадрина ФИО16 и её представитель Киселёва Н.В. требования поддержали по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Мотовилова ФИО17 с исковыми требованиями не согласилась, в удовлетворении иска просила отказать.
Суд, заслушав объяснения сторон, показания свидетелей, и исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение при условиях установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом.
На основании п.2 ч.1, ч.2 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Раздела ХI «Производство взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжение боеприпасов» Списка № 2 (утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10) рабочие, руководители и специалисты, занятые на исследовании продуктов, указанных в пунктах 2 и 3 раздела IХ Списка № 1 (отработка взрывчатых веществ, включая промышленные взрывчатые вещества; отработка новых и производство всех видов пороха, зарядов твердого топлива, пиротехнических, безгазовых и малогазовых составов, огнесмесей, огнепроводного и детонирующего шнура, зарядов, сгорающих гильз, окислителей жидких ракетных топлив на основе крепкой азотной кислоты, а также полуфабрикатов и композиций на их основе), имеют правом на досрочное назначение пенсии. В стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течении полного рабочего дня. Пенсия назначается женщинам достигшим 50-ти летнего возраста в случае отработки ими не менее 10 лет по указанному Списку.
В судебном заседании не оспаривалось, что ФГУП «Красноуральский химический завод (ранее – Красноуральский химический завод) специализировался на производстве взрывчатых веществ (тротила), получаемого в результате химической реакции нитрации толуола сернокислотными смесями.
Кроме того на предприятии выпускались товары бытовой химии, химико-фармацевтические препараты.
В соответствии с трудовой книжкой, карточек формы Т-2 установлено, что истец Шадрина ФИО18 в спорный период, то есть: с 01.02.1989 по 30.06.1994 работала лаборантом физико-химического анализа ВВ 2 разряда, 3 разряда, 4 разряда ЦЗЛ в Красноуральском химическом заводе; с 01.07.1994 по 30.06.1996 лаборантом физико-химического анализа взрывоопасного сырья, полуфабрикатов, продукции исследовательской лаборатории ЦЗЛ в Красноуральском химическом заводе.
Данный факт подтверждается штатными расписаниями рабочих, ИТР и служащих Центральной заводской лаборатории (ЦЗЛ), согласно которых лаборант физико-химического анализа ВВ работал посменно, на основании параграфов 31, 32, 33 Единого тарифно-квалификационном справочника работ и профессий, а лаборант химического анализа товаров народного потребления работал в первую (дневную) смену.
Кроме того, параграфами 31,32,33 Единого тарифно-квалификационном справочника работ и профессий рабочих (Специальные химические производства. 1986 год), предусмотрено, что лаборант физико-химического анализа осуществляет исследование именно взрыво- и пожароопасного сырья, полуфабрикатов и готовой продукции ВВ.
Как следует из штатных расписаний работников ЦЗЛ Красноуральского химического завода в спорный период работы истца, должность лаборанта физико-химического анализа взрывоопасного сырья, полуфабрикатов и продукции (здание завода №) отмечена параграфами 31,32,33 указанного Единого тарифно-квалификационном справочника работ и профессий.
«Перечнем рабочих мест, наименований профессий и должностей, работникам которых в соответствии с действующим законодательством установлены пенсионные льготы или пенсионное обеспечение за выслугу летКрасноуральского химического завода» от 09.07.1999, поименована должность лаборанта физико-химического анализа взрывоопасного сырья, полуфабрикатов и продукции.
Анализ Инструкции по охране труда для сменного лаборанта анализа готового продукта «2» и граммонитов лаборатории по контролю производств ВВ Л-7-07 позволяет сделать вывод о более жёстких требованиях работы лаборанта физико-химического анализа ВВ, нежели работа лаборанта химического анализа, задействованного на исследовании товаров народного потребления. При исследовании ВВ предусмотрен сменный режим работы, а также требуется инструмент из определённого металла, отдельная комната для исследования ВВ, обязательное наличие в этой комнате двух вытяжных шкафов, отсутствие электрических розеток, нагревательных приборов, выключателей, отсутствие открытого огня, искрообразования, определённая влажность, запрет на наличие у лаборантов: часов, кошельков, ключей, брошей, колец, расчёсок, значков и т.п.
И напротив, Инструкция по охране труда для лаборанта химического анализа методической группы 5 разряда Л-7-08 не предусматривает такие жёсткие требования, кроме того, лаборанту химического анализа товаров народного потребления вменено также контролировать лаборатории цехов не связанных с исследованием ВВ.
В подтверждение того, что Шадрина ФИО19. работала с 01.02.1989 по 01.07.1994, и с 01.07.1994 по 06.07.2001 лаборантом физико-химического анализа ВВ ЦЗЛ, в материалы дела представлен Список работников ЦЗЛ, работающих с взрывчатыми веществами от 06.07.2001.
Свидетель Шемякина ФИО20. показала суду, что с 1967 года по 2004 года работала в Центральной заводской лаборатории. Ушла на пенсию с должности начальника ЦЗЛ. По утверждению Шемякиной ФИО22., в ЦЗЛ работали «сменники» (по 6-ть часов каждая смена) - это лаборанты физико-химического анализа ВВ, рабочее место их размещалась в здании завода №, и они работали только с продуктом «2» - тротил. В своей деятельности они руководствовались Инструкцией Л-7-07, требования по которой были более жёсткими, нежели требования Инструкции Л-7-08, по которой работали лаборанты химического анализа ТНП. Были более жёсткими требования по оборудованию рабочего места лаборанта физико-химического анализа, комната сдавалась под сигнализацию и замок, внутри находилось два вытяжных шкафа, особые требования были к одежде лаборанта, исключалось наличие во время смены золотых украшений, часов, расчёсок. Поскольку лаборанты химического анализа ТНП имели более высокий разряд, то во время аврала они привлекались на исследование ВВ, но лаборанты физико-химического анализа ВВ никогда не привлекались на исследование ТНП. Поскольку ФГУП «КХЗ» режимное предприятие, то разграничение между лаборантами физико-химического анализа ВВ и лаборантами химического анализа ТНП происходило на основании внутренних документов предприятия. Официальное разграничение между данными группами лаборантов произошло в 1996 году. Шадрина ФИО23. с первого дня своей работы в ЦЗЛ работала в течение всей своей рабочей смены только на исследовании ВВ. При этом, более 80% рабочего времени лаборанта физико-химического анализа ВВ Шадриной ФИО21 приходилось на исследование взрывчатых веществ.
Свидетель Шайханурова ФИО26 показала суду, что она работала с 1988 года лаборантом физико-химического анализа ВВ в одной смене с истцом. В ЦЗЛ было разделение на лаборантов физико-химического анализа ВВ и лаборантов химического анализа ТНП, последние работали только в дневную смену. Лаборанты же физико-химического анализа ВВ работали в четыре смены. В своей деятельности они руководствовались Инструкцией Л-7-07, требования по которой были более жёсткими, нежели требования Инструкции Л-7-08, по которой работали лаборанты химического анализа ТНП. Истец Шадрина ФИО25 работала именно лаборантом физико–химического анализа ВВ в течение всей смены. Свидетель Шайханурова ФИО24. пояснила суду, что ушла досрочно на пенсию, так как ей был учтён стаж работы в качестве лаборанта физико-химического анализа ВВ.
Показания свидетелей, суд принимает как допустимое средство доказывания, поскольку они допрошены не с целью подтверждения характера работы истца, а как доказательства, подтверждающие продолжительность занятости истца в течение дня на соответствующих видах работ.
На основании изложенного, в судебном заседании нашло своё подтверждение то, что в спорный период времени, лаборант физико-химического анализа ЦЗЛ Красноуральского химического завода, в том числе и ФИО2, была занята на исследовании ВВ более 80 % своего рабочего времени, и соответственно на истца распространяет своё действие положения подраздела 6 Раздела XI «Производство взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжение боеприпасов» Списка №.
Таким образом, отказ ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Красноуральску в назначении пенсии необоснован. Исковые требования о зачёте в стаж работы Шадриной ФИО27., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов её работы: с 01.02.1989 по 30.06.1994 лаборантом физико-химического анализа ВВ 2 разряда, 3 разряда, 4 разряда ЦЗЛ в Красноуральском химическом заводе, по подразделу 6 Раздела XI Списка №2; с 01.07.1994 по 30.06.1996 лаборантом физико-химического анализа исследовательской лаборатории ЦЗЛ в Красноуральском химическом заводе, по подразделу 6 Раздела XI Списка №2, подлежат удовлетворению. Указанные периоды подлежат включению в специальный стаж истца.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом спорных периодов истец имеет льготный стаж более 10 лет, дающий право на назначение ей досрочной трудовой пенсии с 09.06.2019.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шадриной ФИО28 к ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Красноуральске Свердловской области о досрочном назначении пенсии по старости, удовлетворить.
Зачесть Шадриной ФИО29 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды её работы:
- с 01.02.1989 по 30.06.1994 лаборантом физико-химического анализа ВВ 2 разряда, 3 разряда, 4 разряда Центральной заводской лаборатории ФГУП «Красноуральский химический завод» (Красноуральский химический завод), по подразделу 6 Раздела XI Списка №2;
- с 01.07.1994 по 30.06.1996 лаборантом физико-химического анализа исследовательской лаборатории Центральной заводской лаборатории ФГУП «Красноуральский химический завод», по подразделу 6 Раздела XI Списка №2;
Признать за Шадриной ФИО30 право на досрочное назначение и выплату страховой пенсии по старости с 09.06.2019.
Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Красноуральске Свердловской области назначить Шадриной ФИО31 пенсию по старости с 09.06.2019.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Красноуральский городской суд.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья О.В. Карташов