Дело № 3а-202/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 июля 2019 года город Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Сентяковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Токаревой М.В.,
с участием:
- представителя Правительства Удмуртской Республики Прозоровой А.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ № сроком по ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем юридическом образовании №, регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <адрес> потребительского общества об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
Игринское районное потребительское общество (далее по тексту – Игринское райпо, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости – кондитерский цех, назначение: нежилое здание, с кадастровым №, площадью 367,5 кв.м, этажность: Этаж №1, расположенного <адрес>
Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец является собственником объекта недвижимости.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует его рыночной стоимости, что приводит к нарушению его прав.
Определением судьи Верховного Суда Удмуртской Республике от 3 июня 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация муниципального образования «Игринское».
Определением судьи Верховного Суда Удмуртской Республике от 13 июня 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии».
Игринское райпо было своевременно извещено о времени и месте судебного заседания, но явку своего представителя в суд не обеспечило.
В судебном заседании представитель Правительства Удмуртской Республики – Прозорова А.А. признала право административного истца на настоящее обращение в суд. Обратила внимание суда на то, что удовлетворение заявленных требований приведет к существенной потере доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики.
Администрация муниципального образования «Игринское» извещена о месте и времени судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечила.
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил дело рассмотреть по существу в отсутствие указанных лиц лица, признав их явку не обязательной.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что административный истец является собственником объекта недвижимости – кондитерский цех, назначение: нежилое здание, с кадастровым №, площадью 367,5 кв.м, этажность: Этаж №, расположенного по <адрес> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № (номер и дата государственной регистрации права: № от ДД.ММ.ГГГГ).
Налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении указанного спорного нежилого здания определяется исходя из его кадастровой стоимости.
На основании части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как собственника объекта недвижимости, последний обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Абзацем 4 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 28 от 30 июня 2015 года) разъяснено, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости (на сегодняшний день - Единый государственный реестр недвижимости) сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела суд установил, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым № определена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 сентября 2012 года №419 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Удмуртской Республики» (Приложение №2) и составляет <данные изъяты>
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость, является дата ДД.ММ.ГГГГ и составляет <данные изъяты>. Датой внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости является ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом требований статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ, датой определения кадастровой стоимости является ДД.ММ.ГГГГ.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Общие требования к содержанию отчета приведены в статье 11 Закона об оценочной деятельности.
При этом оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, соблюдать требования данного Закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (статья 15 Закона).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Закона об оценочной деятельности).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (статья 12 Закона об оценочной деятельности).
Стандарты оценочной деятельности отражены в статье 20 Закона об оценочной деятельности.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (статья 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд Отчет об оценке объекта оценки, выполненный Обществом с ограниченной ответственностью «Перспектива» № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости – кондитерский цех, назначение: нежилое здание, с кадастровым № площадью 367,5 кв.м, этажность: Этаж №, расположенного по <адрес>, по состоянию на дату проведения оценки – ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ в ходе судебного заседания установлено, что отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, представленный административным истцом составлен по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то есть не на ту дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость – ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, судьей предоставлен срок для устранения названного недостатка в срок до ДД.ММ.ГГГГ (предоставление отчета об оценке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ в Верховный Суд Удмуртской Республики от административного истца поступил Отчет об оценке объекта оценки, выполненный Обществом с ограниченной ответственностью «Перспектива» № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости – кондитерский цех, назначение: нежилое здание, с кадастровым № площадью 367,5 кв.м, этажность: Этаж №, расположенного по <адрес>, по состоянию на дату проведения оценки – ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>
Данный отчет об оценке рыночной стоимости подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования и имеющим необходимое образование. При этом отчет содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.
В ходе подготовки к слушанию настоящего административного дела суд, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца.
Однако таких ходатайств не заявлено, поскольку размер рыночной стоимости спорного объекта недвижимости <данные изъяты>, установленный в Отчете об оценке объекта оценки № от ДД.ММ.ГГГГ, участвующие в деле административные ответчики и заинтересованные лица не оспаривали, каких-либо обоснованных возражений о несоответствии вышеназванного Отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не представили.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 59, 61, 84 КАС РФ, суд считает Отчет об оценке объекта оценки № от ДД.ММ.ГГГГ достоверным, допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим указанную в нем по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ величину рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Согласно материалам административного дела, оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, были внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, а с настоящим административным исковым заявлением в Комиссию Игринское райпо обратилось ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.
Настоящее судебное решение является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В силу третьего и пятого абзацев статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым №, определенная в рамках настоящего административного дела, подлежит применению с 1 января 2019 года.
Вместе с тем, судом учитывается, что ДД.ММ.ГГГГ на основании Акта БУ УР «ЦКО БТИ» об утверждении результатов определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым № и составляет <данные изъяты>; удельный показатель кадастровой стоимости установлен Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № в размере <данные изъяты>
Таким образом, кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости подлежит установлению на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Абзацем 3 пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № разъяснено, что по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 1 Устава Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ №, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» создано на основании приказа Федеральной службы земельного кадастра России от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р Учреждение находится в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Предметом деятельности Учреждения является осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственному учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, государственной кадастровой оценке, а также оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества (пункт 12 Устава).
Пунктом 23 Устава предусмотрено, что Учреждение вправе создавать филиалы на территории Российской Федерации, которые осуществляют деятельность от имени учреждения.
Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Удмуртской Республике включен в перечень филиалов Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (Приложение к Уставу).
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 года № П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик наделено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Анализ приведенных нормативных положений в их системном единстве позволяет сделать вывод о том, что Правительство Удмуртской Республики как орган утвердивший результаты определения последней государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Удмуртской Республики, а также удельные показатели кадастровой стоимости (постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 сентября 2012 года № 419 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Удмуртской Республики») является надлежащим ответчиком по делу наряду с Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике, являющимся органом, которым была рассчитана кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости и внесена в Единый государственный реестр недвижимости в рамках реализации предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ, делегированных государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.
С учетом приведенных выше норм административного процессуального права и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, суд признает Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, в связи с чем, требования административного истца к указанному лицу удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, Верховный Суд Удмуртской Республики
решил:
административное исковое заявление Игринского потребительского общества об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – кондитерский цех, назначение: общественное питание, с кадастровым №, площадью 367,5 кв.м., расположенного по <адрес> равной его рыночной стоимости в <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении административных исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 5 июля 2019 года.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Н.Н. Сентякова