УИД: 28RS0---27
№ 2-721/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
09 июня 2020 г. г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Матвеевой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания ЗаболотинойВ.М.,
с участием представителя истца - Управления Роспотребнадзора по Амурской области – Зубарь Е.Н., действующей на основании на основании доверенности, представителя ответчика - ГБУЗ АО "Свободненская больница" – ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Амурской области к ГБУЗ АО "Свободненская больница", Министерству здравоохранения Амурской области о признании бездействия ГБУЗ АО "Свободненская больница" по устранению нарушений требований санитарного законодательства противоправными, об обязании ГБУЗ "Свободненская больница" устранить нарушения, возложить на Министерство здравоохранения Амурской области обязанности профинансировать мероприятия по устранению требований санитарного законодательства в случае подтвержденной невозможности самостоятельного исполнения решения суда за счет средств обязательного медицинского страхования,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Амурской области обратилось в суд с исковым заявлением к ГБУЗ АО "Свободненская больница", Министерству здравоохранения Амурской области с требованиями:
- о признании бездействия ГБУЗ "Свободненская больница" по устранению нарушений требований санитарного законодательства противоправными, нарушающими права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц;
- обязании ГБУЗ "Свободненская больница" устранить нарушения требований п.8.8. Раздел 8 Глава I,п.6.4. Раздел 6 Глава I, п. 5.1. Раздел 5 Глава I, п. 14.2, п.14.3 Раздел 14 Глава I СанПиН 2.1.32630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п.4.5. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья, в срок до --, а именно:
а) в клинико-диагностической лаборатории (СПИД лаборатории) заменить мебель с дефектами на новую;
б) в патологоанатомическом отделении, где по роду деятельности используется гидроксибензоз (фенол), формальдегид и обнаружены превышения ПДК, оборудовать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением;
в) на пищеблоках в ОСП ГБУЗ АО «Свободненская больница» Нижне-Бузулинская участковая больница на пищеблоке над плитой и в ОСП ГБУЗ АО «Свободненская больница» Костюковская участковая больница над моечными раковинами для мытья кухонной и столовой посуды,а также и зоне приготовления пищи над электрическими плитами, оборудовать локальные вытяжные системы с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения (вытяжной зонт);
г) в прививочном кабинете и в клинической лаборатории ОСП Нижне-Бузулинская участковая больница, а также в прививочном кабинете, клинической лаборатории ОСП Климоуцевская участковая больница оборудовать централизованные сети водоснабжения и канализования.
- о возложении на Министерство здравоохранения Амурской области обязанности профинансировать мероприятия по устранению требований санитарного законодательства в случае подтвержденной невозможности самостоятельного исполнения решения суда за счет средств обязательного медицинского страхования.
Свои требования мотивировали следующим. С -- по -- в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Амурской области «Свободненская больница» (далее - ГБУ3 АО Свободненская больница») на основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области -- от --г. территориальным отделом Управления Федеральной службы и надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области г.Свободном и г. Шимановске, Свободненском, Шимановском, Мазановском и Селемджинско районах (далее - территориальный отдел) проведены плановые контрольно-надзорные мероприятия, в ходе которых установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований в та числе к внутренней отделке помещений, оборудованию помещений. По результатам проведенной проверки юридическому лицу ГБУЗ АО «Свободненская больница» выдано предписание об устранении выявленных нарушений -- от -- со сроком исполнения до --. При проведении внеплановой, документарной проверки по проверке предписания об устранении выявленных нарушений -- от -- территориальным отделом в отношении ГБУЗ АО «Свободненская больница» по распоряжению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области -- от -- было установлено, что из 7 пунктов предписания выполнен пункт --, частично выполнены пункты -- и --, не выполнены пункты --,-- в связи с чем, юридическому лицу ГБУЗ АО «Свободненская больница» выдано предписание об устранении выявленных нарушений -- от -- с новым сроком исполнения до --. По результатам проведенной плановой выездной проверки с -- по -- юридическому лицу ГБУЗ АО «Свободненская больница» выдано предписание об устранении выявленных нарушений -- от -- со сроком исполнения до --. При проведении внеплановой, выездной проверки по проверке предписания об устранении выявленных нарушений -- от -- территориальным отделом в отношении ГБУЗ АО «Свободненская больница» по распоряжению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области -- от --. было установлено, что из 8 пунктов предписания представленные на рассмотрение документы и т.д. подтверждают проведение ГБУЗ АО «Свободненская больница» мероприятий, направленных на устранение выявленных в ходе плановой проверки нарушений, указанных в пунктах №---- предписания; частично выполнены пункты №--, -- не выполнен пункт --. Данный факт отражен в акте проверки -- от --. Таким образом, в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий установлено, что юридическим лицом ГБУЗ АО «Свободненская больница» не принимаются меры в течение длительного времени по устранению нарушений санитарного законодательства. --. в отношении юридического лица ГБУЗ АО «Свободненская больница» составлен протокол об административном правонарушении ч.1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В последующем истец уточнил исковые требования к Министерству здравоохранения Амурской области обязанности и просил возложить на данного ответчика обязанность профинансировать мероприятия по устранению требований санитарного законодательства.
В судебном заседании представитель истца настаивал на заявленных исковых требованиях с учетом их уточнений по доводам, изложенным в иске и заявлениях об их уточнении.
Представитель ответчика - в судебном заседании обстоятельства, изложенные в исковом заявлении признала, возражая против исковых требований по доводам письменного отзыва, полагая, что срок устранения нарушений, выполнения исковых требований должен быть предоставлен не менее 5 лет.
Представитель ответчика - Министерства здравоохранения Амурской области в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомили.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Правительства Амурской области, Министерства финансов Амурской области, Министерства имущественных отношений Амурской области в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомили.
Руководствуясь ст.ст. 113, 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив письменные отзывы и возражения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив доказательства по делу, проанализировав нормы права, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.12, ч.1 ст.56, ч.1 ст.57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
На основании ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В силу ч.1 ст.68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у неё доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Суд неоднократно распределял бремя доказывания и в настоящем судебном заседании рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам и в силу п.3 ст.196 ГПК РФ - по заявленным истцом требованиям.
Конституцией РФ предоставлено каждому гражданину право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду (ст.41, ст.42).
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (п.2 ст. 41 Конституции РФ).
Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон №52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования и пр.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Согласно ч.2 ст.50 Федерального закона № 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеющий право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими, установленные сроки об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области от -- --, на территории Амурской области государственный контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области.
Согласно Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека -- от --, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии с ч.1 ст.51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (ст.2 Федерального закона №52-ФЗ).
В силу норм ст.8 Федерального Закона РФ №52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 11 Федерального Закона РФ №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
Согласно п.1 ст.24 Федерального Закона РФ №52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.29 Федерального Закона РФ №52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В соответствии с требованиями п.4.2. СанПиН 2.1.3.2630-10, поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами.
При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность.
В соответствии с требованиями п.8.8. СанПиН 2.1.3.2630-10, в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должна использоваться медицинская мебель. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.
В силу п.6.4. Раздел 6, Глава I СанПиН 2.1.3.2630-10, здания МО должны быть оборудованы системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим и/или естественным побуждением.
Требованиями п.6.П., Раздел 6, Глава I СанПиН 2.1.3.2630-10 предусмотрено, что вне зависимости от наличия систем принудительной вентиляции во всех лечебно-диагностических помещениях, за исключением помещений класса чистоты А, должна быть предусмотрена возможность естественного проветривания.
В соответствии с требованиями п.2.9. СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных» (далее - СанПиН 2.1.2.2646-10), стиральные цеха должны иметь гидроизоляцию по лов и стен. Полы и стены помещений на всю высоту выполняются из материалов, устойчивых к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств. Поверхность полем должна быть гладкая, с уклоном в сторону трапов.
В соответствии с данными требованиями п. 2.11 в сушильно-гладильных цехах полы и стены помещений на всю высоту выполняются из материалов, устойчивых к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств.
Согласно пункту 3.1. СанПиН 2.1.2.2646-10, здания прачечных оборудуются централизованными системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, отопления, общеобменной приточно-вытяжной и местной вытяжной вентиляцией с механическим побуждением да удаления избыточной влаги в стиральном и сушильно-гладильном цехах.
В соответствии с требованиями п.14.2. СанПиН 2.1.3.2630-10 устройство и содержание помещении пищеблока, оборудование, инвентарь, посуда, условия транспортировки и хранения пищевых продуктов должны соответствовать санитарным правилам.
В силу требований п. 14.3. СаиПиН 2.1.3.2630-1 состав и планировка помещений пищеблоков ЛПО должны обеспечивать соблюдение гигиенических требований при технологических процессах приготовления блюд в соответствии с требованиями к общественному питанию - СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (далее - СП 2.3.6.1079-01).
Согласно пункту 4.5. СП 2.3.6.1079-01, оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов, оборудуются локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения.
Все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие лечебные учреждения должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением (п.5.1. Раздел 1 Глава I СанПиН 2.1.3.2630-10).
В судебном заседании установлено, что в соответствии с п. 1.3.Устава ГБУЗ АО «Свободненская больница», утвержденного приказом министра здравоохранения Амурской области -- (далее - Устав), Учреждение находится в ведомственном подчинении (подотчетно и подконтрольно) министерства здравоохранения Амурской области (далее - Отраслевой орган), который осуществляет функции учредителя.
Собственником имущества Учреждения является Амурская область (п. 1.4 Устава). Данное обстоятельство также явствует из представленных ответчиком копий правоустанавливающих документов на поименованные в иске объекты, переданные ГБУЗ АО «Свободненская больница» на праве оперативного управления.
В соответствии с п.2.4 Устава Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, областными законами, правовыми актами Законодательного Собрания Амурской области, Правительства Амурской области, губернатора Амурской области, принятыми в рамках их компетенции, а также настоящим Уставом.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из областного бюджета. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением Уполномоченным органом или приобретенных Учреждением за счет средств, выделенных ему Отраслевым органом на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в т.ч. земельные участки (п.3.4 Устава).
Учреждение осуществляет свою деятельность на основании плана финансово-хозяйственной деятельности, утвержденного вышестоящим органом на очередной финансовый год.
ГБУЗ АО «Свободненская больница» утвержден план финансово-хозяйственной деятельности на -- и плановый период -- годы в соответствии с доведенными на -- объемами на общую сумму поступлений за счет средств всех источников финансирования в размере -- том числе:
за оказание медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования (далее - КВФО 7) в размере планового поступления -- составляет 82,6% от общей суммы плановых поступлений;
на выполнение государственного задания (далее - КВФО 4) в размере планового поступления -- что составляет 6,7% от общей суммы плановых поступлений;
от оказания платных медицинских услуг, в том числе от оказания медицинских помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет (родовые сертификаты) (далее - КВФО 2) в размере --., что составляет 7,1% от общей суммы плановых поступлений;
средства областного бюджета, предоставленные в виде субсидии на иные цели (далее - КВФО 5) в размере --. руб., что составляет 3,7% от общей суммы плановых поступлений.
ГБУЗ АО «Свободненская больница» для осуществления своей деятельности финансируется из разных источников:
за счет средств областного бюджета в виде субсидии на выполнение государственного задания,
за счет средств обязательного медицинского страхование на выполнение территориальной программы государственных гарантий,
за счет собственных средств от оказания платных медицинских услуг населению.
Большую долю в общей сумме доходов занимают поступления средства ОМС, которые составляют 82,6%.
Основным источником финансирования ГБУЗ АО «Свободненская больница» являются средства обязательного медицинского страхования. Указанные средства поступают в учреждение от страховой компании, в виде оплаты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в пределах объемов медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования, за соответствующий период.
В настоящее время потребность ГБУЗ АО «Свободненская больница» для улучшения материально-технической базы учреждения, в том числе на проведение текущего, капитального ремонтов, а также оснащение составляет более 160 млн. руб.
В судебном заседании установлено и признавалось ответчиком, что в нарушение требований п.8.8. Раздел 8 Глава I, п.6.4. Раздел 6 Глава I, п.5.1. Раздел 5 Глава I, п. 14.2., п. 14.3. Раздел 14 Глава I СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п.4.5. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов продовольственного сырья» на объектах ГБУЗ АО «Свободненская больница» до настоящего времени не выполнены пункты предписаний Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Амурской области об устранении выявленных нарушений от -- --, от -- --, от -- --.
Так, в клинико-диагностической лаборатории (СПИД лаборатории) ГБУЗ АО «Свободненская больница» требуется замена мебель с дефектами на новую; в патологоанатомическом отделении, где по роду деятельности используется гидроксибензоз (фенол), формальдегид и обнаружены превышения ПДК, - оборудовать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением; на пищеблоках в ОСП ГБУЗ АО «Свободненская больница» Нижне-Бузулинская участковая больница на пищеблоке над плитой и в ОСП ГБУЗ АО «Свободненская больница» Костюковская участковая больница над моечными раковинами для мытья кухонной и столовой посуды», а также и зоне приготовления пищи над электрическими плитами, оборудовать локальные вытяжные системы с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения (вытяжной зонт); в прививочном кабинете и в клинической лаборатории ОСП Нижне-Бузулинская участковая больница, а также в прививочном кабинете, клинической лаборатории ОСП Климоуцевекая участковая больница оборудовать централизованные сети водоснабжения и канализования.
Данные обстоятельства не оспаривались участниками процесса.
Законность вышеперечисленных предписаний Управления Роспотребназдора по Амурской области также не оспаривалась, сведений о признании их незаконными материалы дела не содержат, лицами, участвующими в деле суду не представлено, соответствующих доводов не приведено.
Кроме того, факт наличия нарушений, перечисленных вышеуказанном предписании Управления Роспотребназдора по Амурской области и соответственно в исковом заявлении, также подтвержден вступившим в силу постановлением мирового судьи от -- по делу -- в отношении ГБУЗ АО «Свободненская больница» о привлечении юридического лица к административной ответственности по -- за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства, которым постановлено: ГБУЗ АО «Свободненская больница» объявить устное замечание, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании --
Таким образом, требования о возложении на ГБУЗ АО «Свободненская больница» обязанность устранить нарушения требований п.8.8, Раздел 8, Глава I, п.6.4, Раздел 6, Глава I, п. 5.1, Раздел 5, Глава I, п. 14.2, п.14.3, Раздел 14, Глава I СанПиН 2.1.32630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п.4.5 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья подлежат удовлетворению.
Разрешая требования о признании бездействия ГБУЗ АО «Свободненская больница» по устранению нарушений требований санитарного законодательства противоправными, нарушающими права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц суд приходит к следующему.
ГБУЗ АО «Свободнеснкая больница» неоднократно обращалось в Министерство здравоохранения Амурской области о потребности в дополнительном финансовом обеспечении на выполнение мероприятий, направленных на устранение выявленных в ходе плановой проверки нарушений.
Однако, дополнительных денежных средств в необходимом для выполнения всех пунктов предписаний в полном объеме не выделено.
ГБУЗ АО «Свободненская больница» осуществляет свою деятельность на основании плана финансово-хозяйственной деятельности, утвержденного вышестоящим органом на очередной финансовый год.
В соответствии с планом мероприятий на -- планируется провести стабилизацию финансового положения ГБУЗ АО «Свободненская больница», фактические расходы учреждения будут приведены к фактическим поступлениям, что позволит снизить размер кредиторской задолженности и не допустить наличия просроченной кредиторской задолженности.
По материалам дела установлено и признается сторонами, что ГБУЗ АО «Свободненская больница» в целях устранения выявленных нарушений, указанных в акте проверки от -- --, были приняты меры направленные на устранение нарушений, в том числе мероприятия, проведенные по мере финансовой возможности, позволившие ГБУЗ АО «Свободненская больница» частично исполнить пункты предписания --,--
ГБУЗ АО «Свободненская больница» регулярно направляет в Министерство здравоохранения Амурской области, как учредителю, заявки на выделение дополнительного финансирования для укрепления материально-технической базы учреждения. Однако не все обращения ГБУЗ АО «Свободненская больница» удовлетворены в полной мере. Имеет место быть тот факт, что при выделении в текущем году средств областного бюджета на разработку проектно-сметной документации, фактическое освоение переходит на следующий финансовый год, и для использования остатков в новом финансовом году необходимо подтверждение и решение вышестоящего уполномоченного органа. Финансирование мероприятий по результатам подготовленной и полученной проектной документации может быть произведено по истечению 2х и более лет, а в отдельных случаях и не получить финансирование вовсе.
Кроме того, в условиях кризисной финансовой ситуации ГБУЗ АО «Свободненская больница», имеющейся кредиторской задолженности с --, на -- разрабатывается план мероприятий поэтапного восстановления платежеспособности учреждения.
Таким образом, в судебном заседании не смотря на установленный факт невыполнения ответчиком в установленный срок части пунктов предписаний истца, не нашло свое подтверждение незаконное бездействие ГБУЗ АО «Свободненская больница», выразившееся в непринятии мер, направленных на организацию устранения нарушений законодательства, зафиксированных в актах проверок и соответствующих предписаниях Управления Роспотребнадзора.
Следовательно, в удовлетворении требования о признании бездействия государственного бюджетного учреждения здравоохранения Амурской области «Свободненская больница» по устранению нарушений требований санитарного законодательства противоправными, нарушающими права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц надлежит отказать.
Рассматривая требования о финансировании Министерством здравоохранения Амурской области устранения ГБУЗ АО «Свободненская больница» выявленных нарушений за счет средств обязательного медицинского страхования судом учитывается, что, не смотря на последовавшее заявление об уточнении заявленного к Министерству здравоохранения Амурской области требований, истец не заявил отказ от требования о возложении обязанности профинансировать мероприятия по устранению требований санитарного законодательства в случае подтвержденной невозможности самостоятельного исполнения решения суда за счет средств обязательного медицинского страхования, суд полагает их подлежащими рассмотрению по существу.
Согласно представленным ГБУЗ АО «Свободненская больница» доказательствам и не опровергнуто истцом, а также иными лицами, участвующими в деле, в соответствии с п. 3.8 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования Амурской области на -- структура тарифов на оплату медицинской помощи установлена в соответствии с Территориальной программой ОМС, в том числе в части базовой программы ОМС по направлениям расходов на работы и услуги по содержанию имущества (за исключением капитального ремонта и проектно-сметной документации для его проведения) ввиду чего устранение нарушений, в частности предусматривающих как признавалось сторонами виды работ, отнесенных к капитальному ремонту, за счет средств ОМС не представляется возможным.
Кроме того, суд, не установив законодательно предусмотренной обязанности Министерства здравоохранения Амурской области по финансированию поименованных в иске мероприятий именно за счет средства ОМС, также как и запретов направления на них средств из иных источников, исходит из того, что сохранение за ответчиками свободы в вопросах определения видов финансирования позволит обеспечить скорейшее устранение соответствующих нарушений в ходе исполнения решения суда.
Вместе с тем, проанализировав представленные от ГБУЗ АО «Свободненская больница» сведения о бюджетном финансировании, объемах средств, поступающих по линии ОМС, а также при оказании платных услуг, суд соглашается с требованием истца и соответствующими доводами ГБУЗ АО «Свободненская больница» о неспособности последнего самостоятельно обеспечить исполнение возложенных решением суда обязанностей без софинансирования данных расходов Министерством здравоохранения, а потому предъявленные в нему как соответчику требования истца подлежат частичному удовлетворению, путем возложения на Министерство здравоохранения Амурской области обязанности по обеспечению софинансирования мероприятий по устранению ГБУЗ АО «Свободненская больница» указанных в настоящем решении требований санитарного законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Учитывая, что в силу своего юридического статуса ГБУЗ АО «Свободненская больница» при осуществлении закупа товаров, работ и услуг обязано руководствоваться Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Бюджетным кодексом Российской Федерации, предусматривающим определенный порядок формирования доходной части учреждения и расходования поступающих средств, а также принимая во внимание необходимость обеспечения ГБУЗ АО «Свободненская больница» выполнения мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, суд полагает предложенный истцом срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - -- недостаточным, а предложенный к установлению в решении суда стороной ответчика, учитывая время, истекшее с момента внесения поименованных в иске предписаний, - 5 лет чрезмерно большим, а потому исходя из интересов как истца, так и ответчиков, а также в целях обеспечения права и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которого предъявлен настоящий иск, полагает разумным и не противоречащим общим целям правосудия срок до --.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 107, 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
иск Управления Роспотребнадзора по Амурской области к ГБУЗ АО "Свободненская больница", Министерству здравоохранения Амурской области о признании бездействия ГБУЗ "Свободненская больница" по устранению нарушений требований санитарного законодательства противоправными, об обязании ГБУЗ "Свободненская больница" устранить нарушения, возложить на Министерство здравоохранения Амурской области обязанности профинансировать мероприятия по устранению требований санитарного законодательства в случае подтвержденной невозможности самостоятельного исполнения решения суда за счет средств обязательного медицинского страхования удовлетворить частично.
Обязать ГБУЗ АО "Свободненская больница" в срок до -- устранить нарушения требований п.8.8, Раздел 8, Глава I, п.6.4, Раздел 6, Глава I, п. 5.1, Раздел 5, Глава I, п. 14.2, п.14.3, Раздел 14, Глава I СанПиН 2.1.32630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п.4.5 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья, а именно:
в клинико-диагностической лаборатории (СПИД лаборатории) заменить мебель с дефектами на новую;
в патологоанатомическом отделении, где по роду деятельности используется гидроксибензоз (фенол), формальдегид и обнаружены превышения ПДК, оборудовать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением;
на пищеблоках в ОСП ГБУЗ АО «Свободненская больница» Нижне-Бузулинская участковая больница, на пищеблоке над плитой, и в ОСП ГБУЗ АО «Свободненская больница» Костюковская участковая больница, над моечными раковинами для мытья кухонной и столовой посуды, а также в зоне приготовления пищи над электрическими плитами, оборудовать локальные вытяжные системы с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения (вытяжной зонт);
в прививочном кабинете и в клинической лаборатории ОСП Нижне-Бузулинская участковая больница, а также в прививочном кабинете, клинической лаборатории ОСП Климоуцевская участковая больница оборудовать централизованные сети водоснабжения и канализования.
Возложить на Министерство здравоохранения Амурской области обязанности по обеспечению софинансирования мероприятий по устранению ГБУЗ АО «Свободненская больница» указанных в настоящем решении требований санитарного законодательства.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Н. Матвеева
Мотивированное решение принято судом в окончательной форме в пятидневный срок – --. Судья Свободненского городского суда Амурской области Матвеева Т.Н._______________
УИД: 28RS0---27
№ 2-721/2020
Р Е Ш Е Н И Е
(вводная и резолютивная части)
именем Российской Федерации
09 июня 2020 г. г. Свободный
Свободненский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Матвеевой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания ЗаболотинойВ.М.,
с участием представителя истца - Управления Роспотребнадзора по Амурской области – Зубарь Е.Н., действующей на основании на основании доверенности, представителя ответчика - ГБУЗ АО "Свободненская больница" – ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Амурской области к ГБУЗ АО "Свободненская больница", Министерству здравоохранения Амурской области о признании бездействия ГБУЗ АО "Свободненская больница" по устранению нарушений требований санитарного законодательства противоправными, об обязании ГБУЗ "Свободненская больница" устранить нарушения, возложить на Министерство здравоохранения Амурской области обязанности профинансировать мероприятия по устранению требований санитарного законодательства в случае подтвержденной невозможности самостоятельного исполнения решения суда за счет средств обязательного медицинского страхования,
руководствуясь ст.ст. 107, 194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
иск Управления Роспотребнадзора по Амурской области к ГБУЗ АО "Свободненская больница", Министерству здравоохранения Амурской области о признании бездействия ГБУЗ "Свободненская больница" по устранению нарушений требований санитарного законодательства противоправными, об обязании ГБУЗ "Свободненская больница" устранить нарушения, возложить на Министерство здравоохранения Амурской области обязанности профинансировать мероприятия по устранению требований санитарного законодательства в случае подтвержденной невозможности самостоятельного исполнения решения суда за счет средств обязательного медицинского страхования удовлетворить частично.
Обязать ГБУЗ АО "Свободненская больница" в срок до -- устранить нарушения требований п.8.8, Раздел 8, Глава I, п.6.4, Раздел 6, Глава I, п. 5.1, Раздел 5, Глава I, п. 14.2, п.14.3, Раздел 14, Глава I СанПиН 2.1.32630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п.4.5 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья, а именно:
в клинико-диагностической лаборатории (СПИД лаборатории) заменить мебель с дефектами на новую;
в патологоанатомическом отделении, где по роду деятельности используется гидроксибензоз (фенол), формальдегид и обнаружены превышения ПДК, оборудовать приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением;
на пищеблоках в ОСП ГБУЗ АО «Свободненская больница» Нижне-Бузулинская участковая больница, на пищеблоке над плитой, и в ОСП ГБУЗ АО «Свободненская больница» Костюковская участковая больница, над моечными раковинами для мытья кухонной и столовой посуды, а также в зоне приготовления пищи над электрическими плитами, оборудовать локальные вытяжные системы с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения (вытяжной зонт);
в прививочном кабинете и в клинической лаборатории ОСП Нижне-Бузулинская участковая больница, а также в прививочном кабинете, клинической лаборатории ОСП Климоуцевская участковая больница оборудовать централизованные сети водоснабжения и канализования.
Возложить на Министерство здравоохранения Амурской области обязанности по обеспечению софинансирования мероприятий по устранению ГБУЗ АО «Свободненская больница» указанных в настоящем решении требований санитарного законодательства.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Н. Матвеева
Мотивированное решение будет принято судом в окончательной форме в пятидневный срок. Судья Свободненского городского суда Амурской области Матвеева Т.Н._______________