31 мая 2013 года г. Луга
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕНИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(по делу №2-1048/2013)
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Скопинской Л.В.
при секретаре Афтаевой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца Парфеновой Е.А.
гражданское дело по исковому заявлению Косыгина С.Д. к садоводческому некоммерческому товариществу «Экран» о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Косыгин С.Д. обратился в суд с иском к садоводческому некоммерческому товариществу «Экран» (далее- СНТ «Экран») о признании права собственности на земельный участок №, находящийся по адресу: <адрес>, СНТ «Экран».
В обосновании заявленных требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ является членом СНТ «Экран», где ему предоставлен земельный участок №.
Государственная регистрация права собственности истца на указанный участок приостановлена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области в связи с тем, что в списке, являющимся приложением к постановлению главы администрации Лужского района №48/8 от 10.02.1993 г. «О перерегистрации права на землепользование садоводческого товарищества «Экран», земельный участок № закреплен за ФИО2
Истец, будучи уведомленным надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца Парфенова Е.А. действующая на основании доверенности от 22 июля 2011 года заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик СНТ «Экран», надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, своего представителя в судебное заседание не направил, с заявленными требованиями согласен (л.д.68).
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Третье лицо Администрация Лужского муниципального района, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направила, возражений по существу заявленных требований не представила.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, будучи надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание своего представителя не направило, об отложении рассмотрения дела не просило.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Установив юридически значимые обстоятельства, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», действующего в настоящее время, предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документов.
В соответствии со ст.7 Земельного кодекса РСФСР, действующего в момент возникновения правоотношений, граждане имели право по своему выбору на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков для: ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в городах, поселках и сельских населенных пунктах; садоводства; огородничества; животноводства; иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства.
Бесплатно земельные участки передавались в собственность граждан для садоводства и животноводства-все ранее предоставленные земельные участки, а также вновь предоставляемые для этих целей малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли.
В силу положений ст.8 ЗК РСФСР 1991 года, земельные участки могли принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли.
При этом, в коллективную совместную собственность граждан могли быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, и земли общего пользования садоводческих товариществ -по решению общих собраний этих предприятий, кооперативов и товариществ.
Земельные участки могли передаваться гражданам на праве коллективно-долевой собственности с определением конкретной земельной доли каждого гражданина в количественном выражении.
В коллективно-долевую собственность граждан могли передаваться земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе сельскохозяйственных предприятий (ст.9 ЗК РСФСР 1991 года).
Земельные участки для коллективного садоводства, огородничества и животноводства предоставлялись на основании ст.66 Земельного кодекса РСФСР 1991 года местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и состояли из земель общего пользования, находящихся в пользовании садоводческих и животноводческих товариществ, и из земель, находящихся в собственности или пожизненном наследуемом владении членов указанных товариществ.
К землям общего пользования относились земельные участки, занятые охранными зонами, дорогами, проездами, другими сооружениями и объектами общего пользования.
На земли общего пользования местными Советами народных депутатов садоводческому или животноводческому товариществу выдавался документ, удостоверяющий право на землю.
На участки, переданные в собственность или пожизненное наследуемое владение каждому члену садоводческих и животноводческих товариществ, местными Советами народных депутатов по предоставлению соответствующих товариществ выдавался документ, удостоверяющий его право на землю.
Порядок пользования земельных участков в садоводческих и животноводческих товариществах определялся их уставами.
В отдельных случаях земельные участки могли предоставляться гражданам для индивидуального садоводства и огородничества.
Постановлением главы администрации Лужского района Ленинградской области №48/8 от 10.02.1993 г. «О перерегистрации права на землепользование садоводческого товарищества «Экран» под садоводство членам садоводческого товарищества представлено 36,1 га земли, в том числе в коллективно-долевую собственность- 26,0 га, в коллективно-совместную собственность -10,1 га.
Постановление Главы администрации Лужского района Ленинградской области №48/8 от 10.02.1993 года на момент его принятия не соответствовало требованиям Земельного кодекса РСФСР 1991 года в части передачи в коллективно-долевую собственность земель занятых участками садоводов, поскольку ст.66 ЗК РСФСР предусматривала возможность предоставления данных участков садоводам лишь в собственность или пожизненно-наследуемое владение, в подтверждение прав на землю каждому садоводу должен был выдаваться соответствующий документ. Садоводству предусматривалась выдача документа только на земли общего пользования.
В силу ст.120 Конституции Российской Федерации суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Пленум Верховного Суда РФ в части 2 пункта 7 постановления от 31.10.1995 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» разъяснил судам, что оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания РФ, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерства и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д).
С учетом требований перечисленных норм можно сделать вывод, что постановление главы администрации Лужского района, в части передачи в коллективно- долевую собственность земель, занятых участками садоводов, не может быть принято во внимание при разрешении настоящего спора, поскольку в момент его вынесения оно не соответствовало закону.
Согласно имеющемуся в Лужском отделе Росреестра списку членов садоводческого товарищества «Экран», являющемуся приложением к Постановлению главы администрации Лужского района Ленинградской области от 10 февраля 1993 года №48/8, земельный участок № выделен ФИО2 (л.д.12-13), по причине чего истец лишен возможности зарегистрировать право собственности на земельный участок в «упрощенном порядке».
Из выписки протокола общего собрания СТ «Экран» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 был исключен из членов садоводства, в связи с переоформлением участка на ФИО1 (л.д.15).
Согласно выписки из протокола № общего собрания СНТ «Экран» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решением общего собрания ФИО1 была исключена из членов садоводства, а истец был принят в члены садоводства с предоставлением ему земельного участка № площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д.15).
С момента принятия в члены СНТ, истец производит оплату членских взносов, целевых взносов, что подтверждается справкой выданной СНТ «Экран» и членской книжкой (л.д.8,10).
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка, земельный участок № расположен по адресу: <адрес> СНТ «Экран», его площадь составляет <данные изъяты> кв.м., участку присвоен кадастровый № (л.д.6-7).
В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о регистрации прав на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> СНТ «Экран», участок № (Уведомление об отсутствии информации в ЕГРП от 15 мая 2013 года) (л.д.28).
Согласно части 2 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В силу части 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяется на основе федерального закона. Таким федеральным законом, регламентирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки является Земельный кодекс Российской Федерации, в котором содержится запрет только на приобретение в собственность земельных участков ограниченных в обороте. Спорный земельный участок истца не относится к земельным участкам, изъятым из оборота в связи, с чем за истцом может быть признано право собственности.
Из представленного кадастрового паспорта земельного участка следует, что земельному участку категория земель не определена, однако собственник земельного участка согласно пункту 4 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в праве обратиться в администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области с заявлением об отнесении земельного участка к определенной категории в зависимости от цели его использования.
То обстоятельство, что в кадастровом паспорте не указана категория земельного участка не может служить основанием для отказа истцу в удовлетворении заявленных требованиях, так как в соответствии с правовыми нормами Федерального закона от 24.07.2007 г №221-ФЗ законодатель предоставил собственнику возможность обращаться с заявлением в орган кадастрового учета с заявлением об устранении кадастровой ошибки либо с заявлением о внесении изменений в кадастровый паспорт на основании представленных правовых документов.
Сведений от ответчика СНТ «Экран» и от третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о предоставлении ранее Косыгину С.Д. в садоводстве земельных участков в собственность бесплатно в адрес суда не поступало.
Принимая во внимание, что истец является членом СНТ «Экран», право собственности у иных лиц на указанный участок не возникло, истец имеет право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в связи с чем, исковые требования Косыгина С.Д. о признании права собственности на земельный участок №144, расположенный в СНТ «Экран», подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ №, ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░░.░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №), ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░ «░░░░░», ░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31 ░░░ 2013 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░