Дело № 5-148/2021
83RS0001-01-2021-000644-96
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 мая 2021 года г. Нарьян-Мар
Судья Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа Яровицына Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении непубличного акционерного общества «АБС Энергонефть», ИНН 7715702032, КПП 770901001, ОГРН 1087746657492,
установил:
15 апреля 2021 г. заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Ненецкому автономному округу Брылевой С.В. в отношении НАО «АБС Энергонефть» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Согласно протоколу, НАО «АБС Энергонефть» обеспечило вывоз своего работника ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ с карантинной территории вахтового поселка Варандей ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в границах лицензионного участка Варандейского нефтяного месторождения с лабораторно подтвержденным случаем COVID-19 (что подтверждается результатом анализа № от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в НАО»), находящегося в изоляции в обсерваторе с ДД.ММ.ГГГГ по контакту с больным COVID-19 ФИО2, с продленным сроком изоляции в обсерваторе по контакту с больным ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, чем создало угрозу распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19) и нарушило требования п. 3.7, п. 3.8, п. 4.2 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
В судебном заседании защитник НАО «АБС Энергонефть» Корж В.Г. с данным протоколом не согласилась, указав на отсутствие состава административного правонарушения. Пояснила, что при включении ФИО3 в заявку на выезд за пределы вахтового поселка Варандей непосредственно как Обществу, так и ФИО3 не было известно о продлении срока нахождения последнего в обсерваторе, какие – либо уведомления или постановления об этом не выдавались. Обращает внимание, что результаты отрицательного тестирования ФИО3, предоставление которых являлось обязательным условием для вывоза последнего, были выданы непосредственно медицинским сотрудником ООО «Медис», который уполномоченное лицо НАО «АБС Энергонефть» также не поставило в известность о продлении срока нахождения ФИО3 в обсерваторе. Кроме того указала, что вывоз ФИО3 с территории вахтового поселка Варандей обеспечивалось ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», а не Обществом.
Изучив материалы дела, заслушав защитника, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении Брылеву С.В., прихожу к следующему.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
На основании ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На основании ст. 29 указанного федерального закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 года № 66 в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года № 715, внесена новая коронавирусная инфекция (COVID-19).
Согласно п. 3.7 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), подтвержденным случаем COVID-19 считается случай с лабораторным подтверждением любым из методов, определяющих антиген возбудителя, с использованием диагностических препаратов и тест-систем, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 3.8 СП 3.1.3597-20, лицо, контактировавшее с больным COVID-19 находится в изоляции (в обсерваторе, по месту жительства) не менее 14-ти календарных дней со дня последнего контакта с больным COVID-19 или до выздоровления (в случае развития заболевания).
В соответствии с п.4.2. СП 3.1.3597-20 эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает: принятие мер но всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска); выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию; установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительство и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19; разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции - максимальное ограничение контактов); проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19 при появлении симптомов, не исключающих COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения); дезинфекцию; экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска; профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях; соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19 и находившимися в контакте с больными COVID-19, обязательного режима изоляции.
В силу п. 1 Постановления администрации НАО от 22.01.2021 № 14-п «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на отдельных территориях муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» Ненецкого автономного округа» введен с 22 января 2021 года до особого распоряжения на отдельных территориях муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» в границах лицензионного участка Варандейского нефтяного месторождения, установленного лицензией на право пользования участком недр НРМ 15685 НЭ - в вахтовом поселке Варандей и на территории производственных объектов общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми», следующие ограничительные мероприятия (карантин): ограничить свободное передвижение граждан (выезд всех граждан, находящихся на территории месторождений, за пределы и въезд на территорию месторождений), за исключением передвижения граждан в целях обеспечения непрерывности производства и при условии наличия средств индивидуальной защиты, а также выезда граждан за пределы территории месторождений при условии получения ими повторного отрицательного результата на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19).
В соответствии с п. 2 указанного Постановления утвержден План мероприятий по организации выполнения ограничительных (карантинных), профилактических, противоэпидемических и лечебно-диагностических мероприятий и согласно п. 4 которого обеспечение выезда граждан только после получения отрицательного результата на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) возложено на ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».
Из материалов дела следует, что приказом генерального директора НАО «АБС Энергонефть» от ДД.ММ.ГГГГ № ограничено свободное передвижение работников НАО «АБС Энергонефть» (выезд за пределы и въезд) на территории месторождений в вахтовом поселке Варандей ограничен, за исключением передвижения в целях обеспечения непрерывности производства и при условии наличия средств индивидуальной защиты, а также выезда за пределы территории месторождений при условии получения ими повторного отрицательного результата на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), до особого распоряжения.
Кроме того, указанным приказом предписано, что включение в заявку персонал на въезд и выезд на территорию вахтового поселка Варандей возможно только при наличии отрицательного результата на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19).
Как усматривается из материалов дела, работник НАО «АБС Энергонефть» ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ был переведен в обсерватор общежития на территории <адрес> как лицо, контактировавшее с больным COVID-19.
При этом, в период нахождения ФИО3 в обсерваторе, у последнего ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ были произведены заборы мазков из носоглотки на новую коронавирусную инфекцию.
Согласно исследований ПЦР - методом от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ у ФИО3 были отрицательные результаты.
С учетом положений вышеуказанного приказа, отрицательных результатов методом ПЦР от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, а также нахождением в обсервации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в течение 15 дней), ФИО3 включен в заявку НАО «АБС Энергонефть» на выезд с территории месторождения ДД.ММ.ГГГГ.
Данная заявка, а также результаты тестирования были направлены письмом от ДД.ММ.ГГГГ НАО «АБС Энергонефть» в адрес ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».
ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен вывоз ФИО3 за пределы вахтового поселка Варандей.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ у ФИО3 выявлен положительный результат на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) методом ПЦР.
Основанием для составления протокола по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении НАО «АБС Энергонефть» явилось то обстоятельство, что Общество обеспечило вывоз своего работника ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ с карантинной территории вахтового поселка Варандей ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в границах лицензионного участка Варандейского нефтяного месторождения с лабораторно подтвержденным случаем COVID-19 (что подтверждается результатом анализа № от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в НАО»), находящегося в изоляции в обсерваторе с ДД.ММ.ГГГГ по контакту с больным COVID-19 ФИО2, с продленным сроком изоляции в обсерваторе по контакту с больным ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, чем создало угрозу распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19) и нарушило требования п. 3.7, п. 3.8, п. 4.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Вместе с тем, как следует из записи медицинской карты ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, по распоряжению РПН в НАО период наблюдения ФИО3 в карантине, как контактного лица в связи с положительным результатом ФИО4 продлен.
Однако, достоверных сведений о том, что ФИО3 или уполномоченным на то лицам НАО «АБС Энергонефть» было известно о том, что последний должен продолжить нахождение в обсервации как лицо, контактировавшее с больным COVID-19 и после ДД.ММ.ГГГГ в материалах дела не имеется и суду не представлено.
Тогда как, п. 4.2.1 СП 3.1.3597-20 предусмотрено, что территориальные органы Роспотребнадзора по результатам проведения мероприятий в эпидемических очагах в течение 1 рабочего дня: информируют больных COVID-19 и лиц, находившихся в контакте с больными COVID-19, о необходимости соблюдения ими в течение 14-ти календарных дней со дня контакта с больным COVID-19 режима изоляции с использованием любых доступных средств связи; выдают предписания медицинским организациям по месту проживания (пребывания) лиц, находившихся в контакте с больными COVID-19, об установлении в отношении указанных лиц медицинского наблюдения.
Судья обращает внимание на то обстоятельство, что при составлении заявки на выезд ФИО3 отрицательные результаты тестирования последнего были предоставлены представителю НАО «АБС Энергонефть» непосредственно медицинским работником ООО «Медис», которому было известно о продлении нахождения ФИО3 в обсерваторе. При этом иной способ получения НАО «АБС Энергонефть» указанных результатов тестирования исключается.
Также учитываю то обстоятельство, что сообщение о том, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ самовольно покинул обсерватор медицинским работником было направлено в адрес Управления Роспотребнадзора в НАО лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после получения положительного результата методом ПЦР у ФИО3
Более того, обеспечение выезда граждан только после получения отрицательного результата на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) за пределы вахтового поселка Варандей в силу Постановления администрации НАО от 22.01.2021 № 14-п было возложено на ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч.1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, является неотъемлемой частью состава административного правонарушения, поэтому в силу требования пункта 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу ч. 1,2 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, обязано доказать наличие события административного правонарушения и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
Статьей 26.11 КоАП РФ установлено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 3 ст. 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 Кодекса).
Согласно п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Оценив указанные выше обстоятельства, принимая во внимание неустранимое сомнение в виновности лица, следует признать, что в действиях НАО «АБС Энергонефть» отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Не установлена также вина Общества в нарушении требований п. 3.7, п. 3.8, п. 4.2 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Отсутствие состава административного правонарушения отнесено п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении НАО «АБС Энергонефть» прекратить по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья подпись Д.А.Яровицына