Решение по делу № 2а-112/2019 от 26.07.2019

Дело № 2а-112/2019

91RS0001-01-2019-000183-64

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 октября 2019 г. г. Симферополь

Верховный Суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Терентьевой Н.А.,

при секретаре Журавской Т.Е.,

с участием старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Крым - Бирюк Д.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Литвиненко Евгения Юрьевича, Битковой Елизаветы Юрьевны к Сакскому районному совету Республики Крым, заинтересованные лица – Глава муниципального образования Сакский район Республика Крым – председатель Сакского районного совета республики Крым, Администрация Сакского района Республики Крым об оспаривании в части Правил землепользования и застройки муниципального образования Ореховское сельское поселение Сакского района Республики Крым, утвержденных решением внеочередной 79 сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым от 28 декабря 2018 г. № 227,

установил:

Литвиненко Е.Ю., Биткова Е.Ю. обратились в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором с учетом письменного уточнения, просят признать недействующим решение внеочередной 79 сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым от 28 декабря 2018 г. № 227 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования Ореховское сельское поселение Сакского района Республики Крым» (далее ПЗЗ) в части установления территориальной зоны «О» (зоны делового управления) в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> опубликованное на официальном сайте «Сакская газета» от 12 января 2019 г. № 1 (11004), а также на официальном сайте www.sakirs.ru (дата размещения 9 января 2019 г.).

Требования мотивированы тем, что истцам на праве общей долевой собственности, в равных долях, принадлежит жилой дом (год постройки 1956) с кадастровым номером , на земельном участке находящемся в муниципальной собственности, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «спорт, культурное развитие», зона – «деловое управление». Указывают, что на заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка на код 2.1 «для индивидуального жилищного строительства», им было сообщено о том, что приняты Правила землепользования и застройки и установлена в отношении указанного земельного участка территориальная зона «О». Полагают, что Правилами землепользования и застройки муниципального образования Ореховское сельское поселение Сакского района Республики Крым нарушены положения статей 34, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), так как сочетание различных видов существующего и планируемого использования земельного участка на установленной территориальной зоне невозможно: зона «деловое управление» с категорией «спорт, культурное развитие» не предполагает среди основных видов использования земельного участка для обслуживания жилого дома.

Литвиненко Е.Ю., Биткова Е.Ю. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины не явки суду не известны.

Представитель Литвиненко Е.Ю., Битковой Е.Ю. по доверенности Чаплыгина Д.Ю. в судебном заседании доводы административного искового заявления поддержала в полном объеме, просила удовлетворить требования. Пояснила, что принятие указанных ПЗЗ нарушает права истцов, так как у них на указанном земельном участке находится жилой дом. Земельный участок относится к зоне «О-1» - это деловое использование. Данная зона исключает использование вид земельного участка как жилая застройка. Также, на данном земельном участке установлен вид разрешенного использования – «спорт». Данное обстоятельство ограничивает права истцов в использовании их жилого дома. Возможность выдела земельного участка под использование жилого дома отсутствует. При утверждении ПЗЗ должна была учитываться возможность сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Представитель Сакского районного совета Республики Крым по доверенности Кузин В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административных истцов, указав, что оспариваемое решение принято в пределах полномочий представительного органа, с соблюдением требований градостроительного законодательства, и установленной процедурой для принятия данного решения. Из представленных в материалы дела картографических материалов следует, что земельный участок, на котором расположен жилой дом заявителей, относится к зоне «Ж-1» - это зона застройки жилыми индивидуальными домами, одноэтажными постройками.

Представитель председателя Сакского районного совета Республики Крым по доверенности Щербань А.Ф. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административных истцов, указав, что 18 октября 2018 г. Главой муниципального образования было принято постановление о назначении общественных обсуждений по вопросу проекта ПЗЗ в соответствии с Положением «О порядке организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования Сакский район Республики Крым». После проведения общественных обсуждений был представлен протокол и заключение. На основании заключения был внесен вопрос об утверждении ПЗЗ на заседание совета, и Правила были утверждены. В протоколе и заключении, в период проведения общественных обсуждений, замечаний не подавалось. В силу статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что представительный орган муниципального образования может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту.

Представитель Администрации Сакского района Республики Крым по доверенности Белицкий К.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административных истцов, указав, что в материалах дела отсутствуют документы, указывающие, что дом административных истцов находится в зоне «О» деловое управление».

Представитель Администрации Сакского района Республики Крым по доверенности Бычков Д.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца, указав, что земельный участок административных истцов находится в зоне «Ж-1». Обеспечение прав административного истца должно происходить за счет раздела домовладения с видом разрешенного использования на спорт, а также по статье 39.19 Градостроительного кодекса РФ с видом разрешенного использования ИЖС, для эксплуатации дома.

Суд с учетом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Бирюк Д.Ю., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежат удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов дела усматривается, что административным истцам Литвиненко Е.Ю., Битковой Е.Ю. на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом (год постройки 1956) с кадастровым номером , на земельном участке с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> который расположен в пределах Ореховского сельского поселения Сакского района Республики Крым (т.2 л.д. 8, 9).

На основании части 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.

Решение Сакского районного совета Республики Крым внеочередной 79 сессии 1 созыва от 28 декабря 2018 г. № 227 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования Ореховское сельское поселение Сакского района Республики Крым» (далее ПЗЗ) опубликовано на официальном сайте «Сакская газета» от 12 января 2019 года № 1 (11004), а также на официальном сайте www.sakirs.ru (дата размещения 9 января 2019 г.) (т. 2 л.д. 10, 160), является нормативным правовым актом, принятым органом представительной власти муниципального образования, в связи с чем настоящее административное исковое заявление подлежит рассмотрению Верховным Судом Республики Крым в качестве суда первой инстанции (статья 20 КАС РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 20 части 1 статьи 14, Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 3 части 1 статьи 8, частью 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки и внесение в них изменений относятся к вопросам местного значения поселений, по которым представительным органом местного самоуправления поселения принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальное образование Сакский район Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 5 июня 2014 г.№ 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» наделено статусом муниципального района.

Частью 3 статьи 12 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. № 15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым» установлен перечень населенных пунктов в сельских поселениях, входящих в состав муниципального образования Сакский район. В состав района входят территории сельских поселений (включая населенные пункты поселений), в том числе Ореховское сельское поселение: село Орехово (административный центр поселения), село Михайловка, село Червоное, село Чеботарка.

Правила землепользования и застройки муниципального образования Ореховское сельское поселение Сакского района Республики Крым утверждены решением Сакского района совета от 28 декабря 2018 г. на внеочередной 79 сессии 1 созыва.

В соответствии с пунктом 17-1 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования Сакский район Республики Крым к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение правил землепользования и застройки (л.д. 87 т. 2).

С учетом приведенных норм права суд приходит к выводу о том, что само оспариваемое в части решение внеочередной 79 сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым от 28 декабря 2018 г. № 227 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования Ореховское сельское поселение Сакского района Республики Крым» принято полномочным представительным органом - Сакским районным советом Республики Крым и в надлежащей форме.

Статьей 8 Регламента Сакского районного совета Республики Крым, утвержденного решением 32 сессии Сакского районного совета Республики Крым 1 созыва от 31 мая 2016 г. № 136, предусмотрено, что решения Сакского районного совета принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов, если иное не установлено Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, Уставом, настоящим Регламентом (т. 2 л.д. 119-152).

Из протокола внеочередной 79 сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым от 28 декабря 2018 г., на котором было принято оспариваемое в части решение, следует, что на заседании присутствовало 29 депутатов из 47 избранных, за утверждение Правил землепользования и застройки муниципального образования Ореховское сельское поселение Сакского района Республики Крым проголосовало 29 депутатов (л.д. 154-155 т. 2).

Таким образом, нарушения Регламента при принятии решения от 28 декабря 2018 г. № 227 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования Ореховское сельское поселение Сакского района Республики Крым», судом не установлено.

Судом также установлено, что принятию указанного решения Сакского районного совета Республики Крым предшествовала процедура общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования Ореховское сельское поселение Сакского района Республики Крым (статья 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что 18 октября 2018 г. Главой муниципального образования было вынесено постановление о назначении общественных обсуждений по вопросу проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования Ореховское сельское поселение Сакского района Республики Крым в соответствии с Положением о порядке организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории муниципального образования Сакский район Республики Крым, утвержденным решением Сакского районного совета Республики Крым от 20 июля 2018 г. №87.

В подтверждение проведения общественных обсуждений представителем административного ответчика и заинтересованного лица представлены в дело заверенные копии: протокола общественных обсуждений № 16/2018 по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования Ореховское сельское поселение Сакского района Республики Крым от 18 декабря 2018 г. (л.д. 157 т. 2), заключение о результатах общественных обсуждений от 20 декабря 2018 г. (л.д.158 т. 2).

Согласно представленным документам, замечаний и предложений к проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования Ореховское сельское поселение Сакского района Республики Крым не поступало.

На основании части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Как указано выше, решением внеочередной 79 сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым от 28 декабря 2018 г. № 227 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования Ореховское сельское поселение Сакского района Республики Крым» утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Ореховское сельское поселение Сакского района Республики Крым.

Согласно преамбуле к Правилам землепользования и застройки они приняты, в том числе в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Крым.

В соответствии с положениями статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8); градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6); территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7).

На основании части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.

Оспариваемые в части ПЗЗ содержат карту градостроительного зонирования, которая была предоставлена суду и обозревалась судом и лицами, участвующими в деле.

Представителем административного ответчика и заинтересованного лица суду представлена для приобщения к материалам дела выкопировка из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования Ореховское сельское поселение Сакского района Республики Крым, утвержденных решением внеочередной 79 сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым от 28 декабря 2018 г. № 227 (т. 2 л.д. 165).

В отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, Правилами землепользования и застройки предусмотрена территориальная зона «Ж1» (указана на карте желтым цветом) (т. 2 л.д. 169).

Согласно части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

С учетом приведенных положений, суд приходит к выводу о том, что Градостроительным кодексом Российской Федерации закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Согласно карты Генерального плана Ореховское сельское поселение Сакского района Республики Крым, земельный участок административных истцов с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> расположен в функциональной зоне: «Жилая зона», которая соответствует территориальной зоне «Ж1»: зона застройки индивидуальными и малоэтажными жилыми домами», нанесенной на карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Ореховское сельское поселение Сакского района Республики Крым.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что решение Сакского районного совета Республики Крым внеочередной 79 сессии 1 созыва от 28 декабря 2018 г. № 227 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования Ореховское сельское поселение Сакского района Республики Крым» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером на карте градостроительного зонирования к территориальной зоне «Ж1» не противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе и частям 1 и 6 статьи 30, части 1 статьи 34 ГрК РФ, на которые ссылаются административные истцы.

В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление № 50).

Суд считает, что оспариваемое по настоящему административному делу в части решение внеочередной 79 сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым от 28 декабря 2018 г. № 227 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования Ореховское сельское поселение Сакского района Республики Крым», не нарушает прав административных истцов.

Из письма Администрации Ореховского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 24 июня 2019 г. Литвиненко Е.Ю., Битковой Е.Ю. на их заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка следует, что данные полномочия закреплены за Администрацией Сакского района Республики Крым. (т.2 л.д 15)

Таким образом, суд не может согласиться с доводами административного искового заявления о том, что в соответствии с оспариваемым в части решением внеочередной 79 сессии 1 созыва Сакского районного совета Республики Крым от 28 декабря 2018 г. № 227 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования Ореховское сельское поселение Сакского района Республики Крым», земельный участок с кадастровым номером отнесен к территориальной зоне «О-1» «Зона делового, общественного и коммерческого назначения», доказательств этому суду не представлено.

Оснований полагать, что при разработке оспариваемых Правил землепользования и застройки не учтено существующее (фактическое) землепользование в отношении земельного участка административных истцов не имеется.

Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, на основании статьи 215 КАС РФ, суд приходит к выводу отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Литвиненко Евгения Юрьевича, Битковой Елизаветы Юрьевны об оспаривании в части Правил землепользования и застройки муниципального образования Ореховское сельское поселение Сакского района Республики Крым, утвержденных решением Сакского районного совета Республики Крым от 28 декабря 2018 г. № 227, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции, через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме – 25 октября 2019 г.

Судья Верховного Суда

Республики Крым Н.А. Терентьева

2а-112/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Литвиненко Евгений Юрьевич
Биткова Елизавета Юрьевна
Ответчики
Сакский районный совет РК
Другие
Чаплыгина Диана Юрьевна
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Терентьева Наталья Анатольевна
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
21.08.2020Регистрация административного искового заявления
21.08.2020Передача материалов судье
21.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.08.2020Предварительное судебное заседание
21.08.2020Предварительное судебное заседание
21.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее