Судья: Штырлина М.Ю. Гр.д. № 33 – 15662 / 2019
(Гр.д. № 2 – 726 / 2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 декабря 2019 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Салдушкиной С.А.
судей: Самодуровой Н.Н., Елистратовой Е.В.
при секретаре Ивановой О.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Ветровой М.С. и Администрации муниципального района Безенчукский на решение Безенчукского районного суда Самарской области от 15 октября 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования Ветровой М.С. удовлетворить частично.
Признать Ветрова С.А., Ветрову Н.В., Ветрова А.С. лицами, не являющимися членами семьи Ветровой М.С..
Признать незаконным постановление администрации муниципального района Безенчукский № 603 от 30.05.2019, которым семья Ветровой М.С. в составе 2-х человек исключена из списка участников подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» до 2020 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области до 2020 года».
Обязать администрацию муниципального района Безенчукский восстановить семью Ветровой М.С. в составе 2-х человек в списке участников подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» до 2020 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области до 2020 года», изъявивших желание получить социальную выплату в 2019 году по муниципальному району Безенчукский Самарской области с даты подачи заявления».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Салдушкиной С.А., пояснения Ветровой М.С. и ее представителя ФИО9 в поддержание доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Ветрова М.С. в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетней дочери Ветровой О.В. обратилась в суд с иском о признании Ветрова С.А., Ветровой Н.В., Ветрова А.С. не являющимися членами семьи Ветровой М.С., признании незаконным постановления администрации муниципального района Безенчукский № 603 от 30.05.2019 об исключении из списка участников подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» до 2002 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области до 2020 года» и возложении обязанности восстановить семью Ветровой М.С. в списках участников подпрограммы и оформить государственный жилищный сертификат.
В обоснование требований истец указала, что постановлением администрации муниципального района Безенчукский №603 от 30.05.2019 она в составе семьи из 2-х человек снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право состоять на данном учете, по причине обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, установленной постановлением администрации муниципального района Безенчукский №1346 от 14.11.2013 (16 кв. м).
При этом, при расчете обеспеченности жилыми помещениями семьи Ветровой М.С. администрация муниципального района Безенчукский исходила из суммарной общей площади двух жилых помещений: жилого дома в <адрес>, и <данные изъяты> площади квартиры, которую приобрел в ипотеку брат истца Ветров А.С. для своей семьи (<данные изъяты>. м. дома в <адрес> + <данные изъяты> доля в совместной собственности на квартиру по адресу: <адрес><данные изъяты> что превышает учетную норму в 16 кв. м. на одного члена семьи.
Однако, Ветрова М.С. со своей дочерью не являются членами семьи её брата Ветрова А.С., который имеет жену и двоих детей, проживает отдельно от семьи истца. Также родители Ветрова С.А. и Ветровой Н.В. не являются членами её семьи, проживают отдельно, совместного хозяйства с ней не ведут.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточненных требований истец просила суд признать Ветрова С.А., Ветрову Н.В., Ветрова А.С. лицами, не являющимися членами семьи Ветровой М.С., признать незаконным постановление администрации муниципального района Безенчукский № 603 от 30.05.2019, которым семья Ветровой М.С. в составе 2-х человек исключена из списка участников подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» до 2020 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области до 2020 года», обязать администрацию муниципального района Безенчукский восстановить семью Ветровой М.С. в составе 2-х человек в сформированном на 2019 год списке молодых семей - участников подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» до 2020 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области до 2020 года», в том же положении в списке, в котором семья Ветровой М.С. находилась на дату исключения из списка и обязать оформить жилищный сертификат на имя Ветровой М.С.
Судом постановлено вышеуказанное решение суда.
В апелляционной жалобе Ветрова М.С. просит решение суда изменить в части отказа в возложении на ответчика обязанности в выдаче свидетельства истцу на получение социальной выплаты, и принять решение об удовлетворении иска в полном объеме.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального района Безенчукский просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда правильным, оснований к его отмене либо изменению не усматривает.
В силу п. 2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст. 55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Судом установлено, что семья Ветровой М.С. в составе семьи из 2-х человек с даты подачи заявления 21.10.2016 г. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях получения социальной выплаты на строительство (приобретение ) жилья участникам подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» до 2020 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области до 2020 года».
При постановке на учет Ветровой М.С. была представлена справка о составе её семьи, согласно которой членами семьи заявителя являлись: дочь Ветрова О.В., отец Ветров С.А., мать Ветрова Н.В., брат Ветров А.С., которые зарегистрированы в жилом доме площадью <данные изъяты> кв. м. по адресу: <адрес>. Данный жилой дом на основании решения Безенчукского районного суда Самарской области от 12.03.2013 г., вступившего в законную силу 12.04.2013 г., принадлежит на праве общей долевой собственности Ветрову С.А. и Ветровой Н.В.
На основании постановления администрации м.р. Безенчукский Самарской области № 1346 от 14.11.2013 г. утверждена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях размере менее 16 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Постановлением администрации муниципального района Безенчукский №603 от 30.05.2019 семья Ветровой М.С. в составе семьи из 2-х человек исключена из списка участников подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» до 2020 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области до 2020 года», и снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право состоять на данном учете, по причине обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, установленной постановлением администрации муниципального района Безенчукский №1346 от 14.11.2013.
При расчете обеспеченности жилыми помещениями, исходя из общей площади этих помещений администрацией были приняты общая площадь жилого дома в <адрес>, (60 кв. м.) и площадь принадлежащей брату истца Ветрову А.С. <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес><данные изъяты> кв. м), которую Ветров А.С. приобрел с помощью кредитных средств по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ совместно со своей супругой <данные изъяты>
Разрешая исковые требования, суд пришел к выводу о незаконности и необоснованности постановления администрации муниципального района Безенчукский № 603 от 30.05.2019, которым семья Ветровой М.С. в составе 2-х человек исключена из списка участников подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» до 2020 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области до 2020 года».
В соответствии с ч.1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне в его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч.2 ст. 3 ЖК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только одного факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материального и иной поддержки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы» утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила), в которых законодатель установил условия, при которых молодая семья может быть участником программы.
Пункт 6 названных Правил предусматривает, что участником программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставленной социальной выплаты.
Согласно абз.2 п.7 Правил при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Из материалов дела усматривается, что Ветров А.С. (брат истца) с 25.04.2015 г. состоит в браке с <данные изъяты> семья имеет двоих детей, по утверждениям ФИО4, ФИО3, ФИО1 со дня заключения брака проживает отдельно от них и своей сестры Ветровой М.С., членом их семьи и членом семьи Ветровой М.С. не является, что подтверждается свидетельством о заключении брака, свидетельствами о рождении детей, копиями медицинских карт детей Ветрова А.С. и Ветровой А.А., где указаны фактические адреса их проживания, после приобретения квартиры семья Ветрова А.С. проживает по адресу: п.г.т. Безенчук, <адрес>10.
Судом также установлено, что истец Ветрова М.С. и её дочь Ветрова О.В. проживали на момент постановки на учет и по настоящее время отдельно от её родителей (Ветрова С.А., Ветровой Н.В.) и брата (Ветрова А.С.), что подтверждается сведениями из трудовой книжки Ветровой М.С., согласно которой, начиная с 2008 года предприятия и организации, где работала истец, находятся в <адрес>; сведениями медицинской карты дочери ФИО2, где указаны адреса места жительства семьи в <адрес>; справкой МБУ ДО «Детская музыкальная школа» в <адрес> об обучении Ветровой О.В. в данной школе; справкой ГБОУ <адрес> СОШ № п.г.т. Безенчук ЦДТ «Камертон» о том, что Ветрова О.В. является воспитанницей образцового ансамбля танца «Талистан» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время; справкой ГБОУ <адрес> СОШ № п.г.т. Безечнук о том, где указаны адреса места жительства учащейся Ветровой О.В.: 2012-2016г.г. - в п.г.т. Безенчук, <адрес>27; 2016-2017г.г. - в п.г.т. Безенчук, <адрес>27; 2017-2019г.г. - в п.г.т. Безенчук, <адрес>13.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о незаконности оспариваемого истцом постановления Администрации, поскольку при расчете обеспеченности жилыми помещениями истца необоснованно включена площадь квартиры (<данные изъяты> доли), принадлежащей брату истца Ветровой М.С. - Ветрову А.С.
Доводы апелляционной жалобы Администрации муниципального района Безенчукский о том, что судом неправильно установлены обстоятельства, послужившие основанием к признанию обжалуемого постановления незаконным, ссылаясь на то, что Ветровой М.С. предоставлена справка о составе семьи, из которой следует, что она зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, иных документов, свидетельствующих, что Ветрова М.С. не проживает по адресу регистрации не предоставлено, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку истцом предоставлены все необходимые документы для участия в программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы», тогда как ответчиком принято решение в противоречии с фактическими обстоятельствами, имеющими значение по данному делу.
Также, судебная коллегия признает правильным вывод суда о том, что Ветров С.А., Ветрова Н.В., Ветров А.С. не являются членами семьи Ветровой М.С., поскольку Ветрова М.С. со своей доверью Ветровой О.В. проживают отдельно от родителей и семьи брата истца, регистрация их в жилом доме по <адрес> в <адрес> носит формальный характер.
Вместе с тем, поскольку судом достоверно установлено, что семья истца Ветровой М.С. соответствует условиям программы, на момент исключения из списков Ветровой М.С. её возраст не превышал 35 лет, в собственности у членов молодой семьи жилья не имеется, по договору социального найма молодая семья Ветровой М.С. каким-либо жилым помещением не пользуется, в связи с чем пришел к правильному выводу о восстановлении ее в списке участников подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» до 2020 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области до 2020 года».
Из материалов дела следует, что на момент утверждения 29.05.2018г. списка молодых семей - участников подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» до 2020 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области до 2020 года», изъявивших желание получить социальную выплату в 2019 году по муниципальному району Безенчукский Самарской области семья Ветровой М.С. состояла под порядковым номером 46. Согласно письма КУМИ администрации м.<адрес> от 29.03.2019 г., по состоянию на 28.03.2019г. семья Ветровой М.С. состояла в списке под номером 35 с даты подачи заявления 21.10.2016 г.
После утверждения данного списка в течение 2018-2019 г.г., в т.ч. до и после исключения Ветровой М.С. из списка несколько семей были также исключены из него, что подтверждается соответствующими постановлениями органа местного самоуправления, некоторые семьи отказались от участия в программе в 2019 году, т.е. очередность участников подпрограммы изменилась, в связи с чем судом сделан верный вывод о восстановлении семьи Ветровой М.С. в списке участников вышеуказанной под программы с даты подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения – 21.10.2016 г.
Кроме того, судебная коллегия считает, что суд правильно оставил без удовлетворения требования истца о возложении на ответчика обязанности оформить на имя Ветровой М.С. жилищный сертификат.
Доводы апелляционной жалобы Ветровой М.С. о том, что обжалуемым решением не восстановлены в полном объеме нарушенные права истца, ссылаясь на отказ в удовлетворении требований по возложению на ответчика обязанности оформить на имя истца соответствующий сертификат, а также неправильное указание в тексте решения дату подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в представлении жилого помещения, судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку судом признано незаконным постановление администрации муниципального района Безенчукский № 603 от 30.05.2019, которым семья Ветровой М.С. в составе 2-х человек исключена из списка участников подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» до 2020 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области до 2020 года» и на администрацию муниципального района Безенчукский возложена обязанность восстановить семью истца в составе 2-х человек в списке участников подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» до 2020 года государственной программы Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области до 2020 года», изъявивших желание получить социальную выплату в 2019 году по муниципальному району Безенчукский Самарской области с даты подачи заявления».
При этом, выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты участнику программы прямо предусмотрена Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а также администрацией м.р. Безенчукский Ветровой М.С. не было отказано в выдаче указанного свидетельства.
При указанных обстоятельствах, решение суда является правильным, оснований для его отмены либо изменения не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Безенчукского районного суда Самарской области от 15 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Ветровой М.С. и Администрации муниципального района Безенчукский - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: