КОПИЯ
ДЕЛО № 2а-5199/2021
УИД: 36RS0002-01-2021-005745-77
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30.09.2021 года г. Воронеж
Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,
при секретаре Самардаковой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» к судебному приставу-исполнителю Коминтерновского РОСП г. Воронежа УФССП по Воронежской области Ковалевской И.Е., старшему судебному приставу Коминтерновского РОСП г. Воронежа УФССП по Воронежской области Бакутиной Т.Н., УФССП по Воронежской области, вр.и.о. начальника отделения Коминтерновского РОСП г. Воронеж Гладких Константину Юрьевичу о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер принудительного исполнения по исполнительному производству № (№), возложении обязанности отменить постановление об окончании исполнительного производства, в случае утраты исполнительного документа обязать организовать работу по восстановлению исполнительного документа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» (ООО «СААБ») обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Коминтерновского РОСП г. Воронежа УФССП по Воронежской области Ковалевской И.Е., старшему судебному приставу Коминтерновского РОСП г.Воронежа Бакутиной Т.Н., УФССП России по Воронежской области с требованиями признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Ковалевской И.Е., выразившееся в непринятии мер принудительного исполнения по исполнительному производству № (№), предусмотренных ст. 68 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», обязать отменить постановление об окончании исполнительного производства № (№) для осуществления полного комплекса мер, направленных на фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в случае утраты исполнительного документа обязать организовать работу по восстановлению исполнительного документа.
В обоснование требований указано, что 09.12.2019 года судебным приставом-исполнителем Коминтерновского районного отделения судебных приставов УФССП России по Воронежской области Ковалевской И.Е. в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю по исполнительному производству (№) от 06.07.2017 года, возбужденному на основании исполнительного документа №2-122-3700/08 от 02.12.2008 года, выданного мировым судьей судебного участка № 122 Центрального района г. Волгограда о взыскании задолженности в размере 11066 рублей 66 копеек с должника Пономаревой Ю.В. в пользу взыскателя ООО «СААБ». Указанная выше информация получена ООО «СААБ» 12.07.2021 года из Банка данных исполнительных производств, размещенного на официальном сайте ФССП России. Оригинал исполнительного документа в адрес взыскателя ООО «СААБ» не возвращен. В связи с бездействием судебного пристава-исполнителя, необоснованным затягиванием реального исполнения вступившего в законную силу действующего и неисполненного судебного акта, административный истец обратился с настоящим иском в суд.
Определением суда от 06.08.2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен врио начальника отделения – старшего судебного пристава Коминтерновского РОСП г. Воронежа Гладких К.Ю.
Определением суда от 31.08.2021 г., вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен вр.и.о. начальника отделения – старшего судебного пристава Коминтерновского РОСП г. Воронеж Гладких К.Ю.
Представитель административного истца ООО «СААБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении в отсутствие представителя.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Коминтерновского РОСП г. Воронежа Ковалевская И.Е. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
Административный ответчик старший судебный пристав Коминтерновского РОСП г.Воронежа Бакутина Т.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
Административный ответчик УФССП России по Воронежской области своего представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени судебного заседания извещены.
Административный ответчик вр.и.о. начальника отделения – старшего судебного пристава Коминтерновского РОСП г. Воронеж Гладких К.Ю. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Пономарева Ю.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Суд, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Частью первой статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Приставы осуществляют арест, изъятие, передачу на хранение и реализацию арестованного имущества, совершают иные действия, предусмотренные Федеральным законом.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются Федеральным законом от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Из содержания ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Данная норма определяет перечень исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в процессе исполнения требований исполнительных документов.
Согласно положениям ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" сроки.
Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.) (пункт 15).
Выбор конкретных мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа, осуществляется судебным приставом-исполнителем самостоятельно в рамках Закона об исполнительном производстве с учетом требований, содержащихся в исполнительном документе.
Бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных законом.
Не могут рассматриваться как основания, оправдывающие превышение сроков исполнения исполнительных документов, обстоятельства, связанные с организацией работы структурного подразделения службы судебных приставов, например, отсутствие необходимого штата судебных приставов-исполнителей, замена судебного пристава-исполнителя ввиду его болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке, прекращения или приостановления его полномочий (части 4 и 5 статьи 6.1 ГПК РФ, части 4 и 5 статьи 10 КАС РФ, части 4 и 5 статьи 6.1 АПК РФ).
Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.
Исходя из изложенного, обстоятельствами, имеющими значение для настоящего дела, являются полнота совершенных судебным приставом-исполнителем исполнительных действий, их эффективность и достаточность для исполнения требований исполнительного документа, а также выяснение причин, по которым решение суда не представляется возможным исполнить с учетом конкретных фактических данных об имущественном положении должника.
Судом установлено, что 06.07.2017 года судебным приставом-исполнителем Коминтерновского РОСП г.Воронежа Ковалевской И.Е. возбуждено исполнительное производство № (№) в отношении должника Пономаревой Ю.В. в пользу взыскателя ООО «СААБ», предмет исполнения задолженность в размере 11066,66 рублей на основании судебного приказа № 2-122-3700/08 от 02.12.2008 года мирового судьи судебного участка № 122 Центрального района г. Волгограда.
Согласно сводке по исполнительному производству 29.11.2017 года было вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю.
29.11.2018 года было вынесено постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства.
22.03.2019 года были направлены запросы информации о должнике или его имущества в банки.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Баскаковой И.Е. от 08.04.2019 года обращено взыскание на денежные средства должника на сумму 11066, 66 рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Коминтерновского РОСП г. Воронежа Ковалевской И.Е. от 09.12.2019 года исполнительное производство № (№) в отношении должника Пономаревой Ю.В. окончено на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с невозможностью установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.
Из представленной ответчиком в суд копии материалов исполнительного производства следует, что в период с момента возбуждения исполнительного производства (06.07.2017 года) до 23.03.2019 года судебным приставом-исполнителем не было совершено никаких исполнительных действий и не принято мер принудительного исполнения для исполнения требований исполнительного документа, не было установлено наличие или отсутствие у должника движимого и недвижимого имущества, не были направлены запросы в налоговые и пенсионные органы в целях установления места работы должника, получения им доходов. Также судебным приставом-исполнителем не предпринимались меры принудительного исполнения для побуждения должника к своевременному исполнению требований исполнительного документа.
На основании установленных обстоятельств суд приходит к выводу об удовлетворении требований в части признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Ковалевской И.Е., выразившегося в не принятии достаточных мер принудительного исполнения по исполнительному производству № (№)
Согласно ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.
Согласно этой норме закона в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.
Учитывая вышеприведенные положения закона, а также то, что постановление об окончании исполнительного производства было вынесено при отсутствии со стороны судебного пристава-исполнителя комплекса мер, направленных на принудительное исполнение исполнительного документа, суд полагает необходимым обязать административного ответчика врио начальника отделения - старшего судебного пристава Коминтерновского РОСП г. Воронеж Гладких К.Ю. принять меры к отмене постановления судебного пристава-исполнителя Коминтерновского РОСП г. Воронежа Ковалевской И.Е. от 09.12.2019 года об окончании исполнительного производства № (№)
В соответствии с частью 6 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, должны направляться взыскателю и должнику.
Доказательств направления в адрес административного истца копии постановления об окончании исполнительного производства и исполнительного документа судебного приказа № 2-122-3700/08 от 02.12.2008 года мирового судьи судебного участка № 122 Центрального района г. Волгограда в материалы дела не представлено.
Вместе с тем не направление в адрес взыскателя исполнительного документа не свидетельствует о его утрате. Оснований для удовлетворения административных исковых требований в части обязания УФССП по Воронежской области организовать работу по восстановлению утраченного исполнительного документа не имеется.
Согласно ч.3 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исполнительное производство было окончено 09.12.2019 года, истец обратился в суд 26.07.2021 года. Установив в ходе рассмотрения дела факт не направления в адрес административного истца копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, суд полагает уважительной причину пропуска срока обращения в суд.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск общества с ограниченной ответственностью «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» к судебному приставу-исполнителю Коминтерновского РОСП г. Воронежа УФССП по Воронежской области Ковалевской Ирине Евгеньевне, старшему судебному приставу Коминтерновского РОСП г. Воронежа УФССП по Воронежской области Бакутиной Татьяне Николаевне, УФССП по Воронежской области, вр.и.о. начальника отделения – старшего судебного пристава Коминтерновского РОСП г. Воронеж Гладких Константину Юрьевичу о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер принудительного исполнения по исполнительному производству № (№), возложении обязанности отменить постановление об окончании исполнительного производства, в случае утраты исполнительного документа обязать организовать работу по восстановлению исполнительного документа удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Коминтерновского РОСП г. Воронежа УФССП по Воронежской области Ковалевской Ирины Евгеньевны, выразившееся в непринятии мер принудительного исполнения по исполнительному производству № (№)
Обязать административного ответчика врио начальника отделения – старшего судебного пристава Коминтерновского РОСП г. Воронеж Гладких Константина Юрьевича принять меры к отмене постановления судебного пристава-исполнителя Коминтерновского РОСП г. Воронежа Ковалевской И.Е. от 09.12.2019 года об окончании исполнительного производства № (№)
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.
Судья: подпись Л.В.Анисимова
Мотивированное решение
изготовлено 14.10.2021 года
КОПИЯ
ДЕЛО № 2а-5199/2021
УИД: 36RS0002-01-2021-005745-77
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30.09.2021 года г. Воронеж
Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,
при секретаре Самардаковой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» к судебному приставу-исполнителю Коминтерновского РОСП г. Воронежа УФССП по Воронежской области Ковалевской И.Е., старшему судебному приставу Коминтерновского РОСП г. Воронежа УФССП по Воронежской области Бакутиной Т.Н., УФССП по Воронежской области, вр.и.о. начальника отделения Коминтерновского РОСП г. Воронеж Гладких Константину Юрьевичу о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер принудительного исполнения по исполнительному производству № (№), возложении обязанности отменить постановление об окончании исполнительного производства, в случае утраты исполнительного документа обязать организовать работу по восстановлению исполнительного документа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» (ООО «СААБ») обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Коминтерновского РОСП г. Воронежа УФССП по Воронежской области Ковалевской И.Е., старшему судебному приставу Коминтерновского РОСП г.Воронежа Бакутиной Т.Н., УФССП России по Воронежской области с требованиями признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Ковалевской И.Е., выразившееся в непринятии мер принудительного исполнения по исполнительному производству № (№), предусмотренных ст. 68 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», обязать отменить постановление об окончании исполнительного производства № (№) для осуществления полного комплекса мер, направленных на фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в случае утраты исполнительного документа обязать организовать работу по восстановлению исполнительного документа.
В обоснование требований указано, что 09.12.2019 года судебным приставом-исполнителем Коминтерновского районного отделения судебных приставов УФССП России по Воронежской области Ковалевской И.Е. в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю по исполнительному производству (№) от 06.07.2017 года, возбужденному на основании исполнительного документа №2-122-3700/08 от 02.12.2008 года, выданного мировым судьей судебного участка № 122 Центрального района г. Волгограда о взыскании задолженности в размере 11066 рублей 66 копеек с должника Пономаревой Ю.В. в пользу взыскателя ООО «СААБ». Указанная выше информация получена ООО «СААБ» 12.07.2021 года из Банка данных исполнительных производств, размещенного на официальном сайте ФССП России. Оригинал исполнительного документа в адрес взыскателя ООО «СААБ» не возвращен. В связи с бездействием судебного пристава-исполнителя, необоснованным затягиванием реального исполнения вступившего в законную силу действующего и неисполненного судебного акта, административный истец обратился с настоящим иском в суд.
Определением суда от 06.08.2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен врио начальника отделения – старшего судебного пристава Коминтерновского РОСП г. Воронежа Гладких К.Ю.
Определением суда от 31.08.2021 г., вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен вр.и.о. начальника отделения – старшего судебного пристава Коминтерновского РОСП г. Воронеж Гладких К.Ю.
Представитель административного истца ООО «СААБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении в отсутствие представителя.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Коминтерновского РОСП г. Воронежа Ковалевская И.Е. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
Административный ответчик старший судебный пристав Коминтерновского РОСП г.Воронежа Бакутина Т.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.
Административный ответчик УФССП России по Воронежской области своего представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени судебного заседания извещены.
Административный ответчик вр.и.о. начальника отделения – старшего судебного пристава Коминтерновского РОСП г. Воронеж Гладких К.Ю. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Пономарева Ю.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Суд, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Частью первой статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Приставы осуществляют арест, изъятие, передачу на хранение и реализацию арестованного имущества, совершают иные действия, предусмотренные Федеральным законом.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются Федеральным законом от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Из содержания ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Данная норма определяет перечень исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в процессе исполнения требований исполнительных документов.
Согласно положениям ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" сроки.
Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.) (пункт 15).
Выбор конкретных мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа, осуществляется судебным приставом-исполнителем самостоятельно в рамках Закона об исполнительном производстве с учетом требований, содержащихся в исполнительном документе.
Бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных законом.
Не могут рассматриваться как основания, оправдывающие превышение сроков исполнения исполнительных документов, обстоятельства, связанные с организацией работы структурного подразделения службы судебных приставов, например, отсутствие необходимого штата судебных приставов-исполнителей, замена судебного пристава-исполнителя ввиду его болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке, прекращения или приостановления его полномочий (части 4 и 5 статьи 6.1 ГПК РФ, части 4 и 5 статьи 10 КАС РФ, части 4 и 5 статьи 6.1 АПК РФ).
Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.
Исходя из изложенного, обстоятельствами, имеющими значение для настоящего дела, являются полнота совершенных судебным приставом-исполнителем исполнительных действий, их эффективность и достаточность для исполнения требований исполнительного документа, а также выяснение причин, по которым решение суда не представляется возможным исполнить с учетом конкретных фактических данных об имущественном положении должника.
Судом установлено, что 06.07.2017 года судебным приставом-исполнителем Коминтерновского РОСП г.Воронежа Ковалевской И.Е. возбуждено исполнительное производство № (№) в отношении должника Пономаревой Ю.В. в пользу взыскателя ООО «СААБ», предмет исполнения задолженность в размере 11066,66 рублей на основании судебного приказа № 2-122-3700/08 от 02.12.2008 года мирового судьи судебного участка № 122 Центрального района г. Волгограда.
Согласно сводке по исполнительному производству 29.11.2017 года было вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю.
29.11.2018 года было вынесено постановление об отмене постановления об окончании исполнительного производства.
22.03.2019 года были направлены запросы информации о должнике или его имущества в банки.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Баскаковой И.Е. от 08.04.2019 года обращено взыскание на денежные средства должника на сумму 11066, 66 рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Коминтерновского РОСП г. Воронежа Ковалевской И.Е. от 09.12.2019 года исполнительное производство № (№) в отношении должника Пономаревой Ю.В. окончено на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с невозможностью установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.
Из представленной ответчиком в суд копии материалов исполнительного производства следует, что в период с момента возбуждения исполнительного производства (06.07.2017 года) до 23.03.2019 года судебным приставом-исполнителем не было совершено никаких исполнительных действий и не принято мер принудительного исполнения для исполнения требований исполнительного документа, не было установлено наличие или отсутствие у должника движимого и недвижимого имущества, не были направлены запросы в налоговые и пенсионные органы в целях установления места работы должника, получения им доходов. Также судебным приставом-исполнителем не предпринимались меры принудительного исполнения для побуждения должника к своевременному исполнению требований исполнительного документа.
На основании установленных обстоятельств суд приходит к выводу об удовлетворении требований в части признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Ковалевской И.Е., выразившегося в не принятии достаточных мер принудительного исполнения по исполнительному производству № (№)
Согласно ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.
Согласно этой норме закона в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.
Учитывая вышеприведенные положения закона, а также то, что постановление об окончании исполнительного производства было вынесено при отсутствии со стороны судебного пристава-исполнителя комплекса мер, направленных на принудительное исполнение исполнительного документа, суд полагает необходимым обязать административного ответчика врио начальника отделения - старшего судебного пристава Коминтерновского РОСП г. Воронеж Гладких К.Ю. принять меры к отмене постановления судебного пристава-исполнителя Коминтерновского РОСП г. Воронежа Ковалевской И.Е. от 09.12.2019 года об окончании исполнительного производства № (№)
В соответствии с частью 6 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, должны направляться взыскателю и должнику.
Доказательств направления в адрес административного истца копии постановления об окончании исполнительного производства и исполнительного документа судебного приказа № 2-122-3700/08 от 02.12.2008 года мирового судьи судебного участка № 122 Центрального района г. Волгограда в материалы дела не представлено.
Вместе с тем не направление в адрес взыскателя исполнительного документа не свидетельствует о его утрате. Оснований для удовлетворения административных исковых требований в части обязания УФССП по Воронежской области организовать работу по восстановлению утраченного исполнительного документа не имеется.
Согласно ч.3 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исполнительное производство было окончено 09.12.2019 года, истец обратился в суд 26.07.2021 года. Установив в ходе рассмотрения дела факт не направления в адрес административного истца копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, суд полагает уважительной причину пропуска срока обращения в суд.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск общества с ограниченной ответственностью «Специализированное Агентство Аналитики и Безопасности» к судебному приставу-исполнителю Коминтерновского РОСП г. Воронежа УФССП по Воронежской области Ковалевской Ирине Евгеньевне, старшему судебному приставу Коминтерновского РОСП г. Воронежа УФССП по Воронежской области Бакутиной Татьяне Николаевне, УФССП по Воронежской области, вр.и.о. начальника отделения – старшего судебного пристава Коминтерновского РОСП г. Воронеж Гладких Константину Юрьевичу о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер принудительного исполнения по исполнительному производству № (№), возложении обязанности отменить постановление об окончании исполнительного производства, в случае утраты исполнительного документа обязать организовать работу по восстановлению исполнительного документа удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Коминтерновского РОСП г. Воронежа УФССП по Воронежской области Ковалевской Ирины Евгеньевны, выразившееся в непринятии мер принудительного исполнения по исполнительному производству № (№)
Обязать административного ответчика врио начальника отделения – старшего судебного пристава Коминтерновского РОСП г. Воронеж Гладких Константина Юрьевича принять меры к отмене постановления судебного пристава-исполнителя Коминтерновского РОСП г. Воронежа Ковалевской И.Е. от 09.12.2019 года об окончании исполнительного производства № (№)
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.
Судья: подпись Л.В.Анисимова
Мотивированное решение
изготовлено 14.10.2021 года