Дело № 2-1241/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2012 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Быстрянцевой И.И.,
при секретаре Яковлевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ежовой ГВ к Муниципальному бюджетному учреждению «Краеведческий музей г.Зеи» о внесении изменений в трудовой договор, установлении оклада, перерасчете заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Стороны состоят в трудовых правоотношениях.
Истица Ежова Г.В. работает в должности <данные изъяты>.
Истица обратилась в суд с иском к ответчику и просит суд признать действия ответчика в начислении ей заработной платы без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в размере ниже 5995 руб. – незаконными; обязать ответчика внести изменения в трудовой договор, установить оклад в размере 12217 рублей 82 коп (применяя соответственно коэффициент 2,038 к МРОТ 5995 рублей), после чего к нему начислить районный коэффициент, северные надбавки за стаж работы и иные стимулирующие надбавки; взыскать с ответчика в ее пользу 68759 рублей 12 коп – недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с марта 2012 г. по июнь 2012 г..
Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала, считает, что размер ее заработной платы не соответствует закону. Уточнила исковые требования в части перерасчета заработной платы, просит взыскать недоначисленную заработную плату за период с марта по июнь 2012 года в сумме 68759 рублей 12 коп, исходя из установленного МРОТ с начислением на него районного коэффициента и северной надбавки за стаж работы и с применением коэффициента разницы в окладах, и с 1 июля 2012 года выплачивать ей заработную плату в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением на неё районного коэффициента и северных надбавок. Остальные требования оставила без изменения.
Представитель ответчика – ТИА заявленные требования не признала.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков - финансовое управление администрации города Зеи и Отдел культуры, архивного дела и молодежной политики администрации г.Зеи в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении исковых требований истца просят отказать.
Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст.133 ТК РФ).
Действующей в настоящее время ч. 3 ст.133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 г. №90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и даёт понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Часть третья статьи 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При этом согласно статье 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Нормы главы 50 ТК РФ находятся в особенной части Кодекса; устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда; не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК РФ.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (с изменениями и дополнениями) с 1 июня 2011 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4 611 рублей в месяц.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утверждённому постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. №1029, город Зея Амурской области, относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Кроме того, статьей 2 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 471-ОЗ «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области» определено, что на территории области к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, отнесены Зейский, Селемджинский, Тындинский районы, города Зея и Тында и подчиненные его администрации населенные пункты.
В судебном заседании установлено, что истица работает в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Истицей заявлены требования о признании незаконными действий ответчика в начислении ей заработной платы без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в размере ниже 5.995 рублей.
Как указано выше, Федеральным законом № 106-ФЗ от 01 июня 2011 г. с 1 июня 2011 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4 611 рублей в месяц.
В соответствии с Соглашением «О минимальной заработной плате в Амурской области», (зарегистрированным управлением труда министерства внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области, рег.№ 104 от 27 января 2012 г.), заключенным между Федерацией профсоюзов Амурской области, объединением работодателей Амурской области, Правительством Амурской области, на территории Амурской области установлена минимальная заработная плата для работников, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 5995 руб., для работников, работающих на территории, относящейся к южным районам <адрес>, - 5535 руб.
Вместе с тем, в соответствии со ст.133.1 Трудового Кодекса РФ, размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В то же время, за вычетом районного коэффициента и северной надбавки за стаж работы в районе, приравненном к Крайнему Северу, размер минимальной заработной платы, установленный данным соглашением, составляет сумму значительно ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом № 106-ФЗ от 01 июня 2011 г.
При таких обстоятельствах упомянутое соглашение не подлежит применению, поскольку в силу ст.6 Трудового Кодекса РФ в случаях, если закон или иной нормативный акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.
Как следует из трудового договора, заключенного с истцом Ежовой Г.В. к ее заработной плате должен начисляться районный коэффициент в размере 70 % и северные надбавки в размере 50%.
Таким образом, с марта 2012 г. заработная плата истицы при условии полного выполнения ею норм рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей), с учетом установленного Федеральным законом № 106-ФЗ от 01 июня 2011 г. минимального размера оплаты труда – 4611 руб., должна быть не менее 10144 руб. 20 коп. (4611 руб. х 70% х 50%).
Судом были исследованы расчетные листы истца по заработной плате за март, апрель, май, июнь 2012 г., представленные истцом, из которых следует, что истица действительно получает заработную плату ниже установленного законом минимального размера оплаты труда с начислением на него районного коэффициента в размере 70% и северной надбавки в размере 50%.
Истицей заявлены требования о возложении на ответчика обязанности начислять ей заработную плату в месяц при отработанной норме рабочего времени по должности <данные изъяты> в размере не ниже 26879 рублей 20 коп., при этом установить оклад 12217 рублей 82 коп. и внести изменения в п.6.1 трудового договора.
Данные требования истец обосновывает тем, что ряду работников МБУ «Краеведческий музей», имеющим более низкие оклады: сторожам, вахтерам, уборщикам помещений, - решением суда заработная плата увеличена в размере (не менее МРОТ с начислением на него северных надбавок и районного коэффициента), поэтому считает, что и ее заработная плата должна быть увеличена на коэффициент разницы их окладов, и на эту сумму должны начисляться северные надбавки и районный коэффициент.
Данные требования суд находит несостоятельными, поскольку согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Из материалов дела следует, что истица получает заработную плату в соответствии с заключенным сторонами трудовым договором, в котором установлены размеры должностного оклада, северных надбавок, районного коэффициента, выплат стимулирующего характера.
Вместе, с тем, как указано выше, истице должна быть гарантирована выплата заработной платы в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением на неё районного коэффициента и северных надбавок при условии полного выполнения норм рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей).
С учетом изложенного, оснований для установления истице заработной платы в размере не ниже 26879 рублей 20 коп, то есть с применением коэффициента разницы окладов, не имеется.
Также истицей заявлены требования о взыскании с ответчика недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с марта по июнь 2012 года.
Суд не принимает расчет истицы недоначисленных ей сумм заработной платы, поскольку он не соответствуют требованиям трудового законодательства, т.к. исчислен из регионального размера минимальной заработной платы с начислением на него северных надбавок и районного коэффициента и с применением коэффициента разницы в окладах.
В судебном заседании установлено, что истице за период с марта по июнь 2012 года, за каждый месяц, была начислена заработная плата в размере 9689 рублей 42 коп, поэтому сумму недоплаты за каждый месяц составляет 454 рублей 78 коп, а всего 1819 рублей 12 коп.
Поскольку трудовым законодательством установлено, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях, суд считает подлежащими удовлетворению требования истца о возложении на ответчика обязанности начислять заработную плату в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением на неё районного коэффициента и северных надбавок, при условии полного выполнения норм рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей).
Финансовым управлением администрации города Зеи, привлеченным для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Давая оценку указанным доводам суд отмечает, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ). Согласно статье 33 ГПК РСФСР и части 1 статьи 34 АПК РФ сторонами в деле являются истец и ответчик. В силу пункта 1 статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, включая право заявить в суде об истечении срока исковой давности. Поэтому заявление о пропуске срока исковой давности, сделанное третьим лицом, не является основанием для применения судом исковой давности, если соответствующее заявление не сделано стороной по спору. (п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г. N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2001 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
В связи с чем, доводы третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, о пропуске срока исковой давности истцом, судом не рассматриваются.
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 600 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ежовой ГВ удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Муниципального бюджетного учреждения «Краеведческий музей г.Зеи» по начислению Ежовой ГВ заработной платы ниже установленного минимального размера оплаты труда с начислением на неё районного коэффициента и северных надбавок при условии полного выполнения норм рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей).
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Краеведческий музей г. Зеи» выплачивать Ежовой ГВ с 1 июля 2012 года заработную плату в размере не менее установленного минимального размера оплаты труда с начислением на неё районного коэффициента и северных надбавок при условии полного выполнения норм рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей).
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Краеведческий музей г. Зеи» в пользу Ежовой ГВ 1819 рублей 12 коп (тысяча восемьсот девятнадцать рублей 12 коп) - недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с марта 2012 года по июнь 2012 года.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Краеведческий музей г. Зеи» государственную пошлину в сумме 600 рублей 00 коп. (шестьсот рублей 00 коп).
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2012 года
Судья