Судья Милованова Ю.В. дело № 33- 4814/2020
дело № 2 – 316/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«29» мая 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Марчукова А.В.,
судей: Гулян Р.Ф., Колгановой В.М.,
при секретаре: Буйлушкиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арутюнова Георгия Леонтьевича, действующего в интересах несовершеннолетнего Арутюнова Юрия Георгиевича к администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке,
по апелляционной жалобе администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 13 января 2020 года, которым:
вышеуказанные исковые требования Арутюнова Георгия Леонтьевича были удовлетворены частично;
на администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области возложена обязанность по предоставлению Арутюнову Юрию Георгиевичу во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь в границах городского округа – <адрес>, отвечающего санитарным и техническим требованиям, не менее нормы предоставления общей площади жилого помещения;
в удовлетворении остальной части требований Арутюнова Георгия Леонтьевича, действующего в интересах несовершеннолетнего Арутюнова Юрия Георгиевича к администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения вне очереди по договору социального найма на состав семьи из четырех человек, было отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав представителя администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области по доверенности Арисову Е.М., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Арутюнов Г.Л., действующий в интересах несовершеннолетнего Арутюнова Ю.Г. обратился с иском к администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
В обоснование заявленных требований истец указал, что несовершеннолетний Арутюнов Ю.Г. является ребенком-инвалидом, имеет хроническое заболевание с шифром <.......>, состоит на соответствующем учете и по состоянию здоровья имеет право на дополнительную жилую площадь.
При этом, несовершеннолетний зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, в съемной квартире, собственником которой является Ф.И.О.
Совместно с ним зарегистрированы и проживают Ф.И.О., Ф.И.О. и Ф.И.О.
Постановлением администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ Ф.И.О., Арутюнов Г.Л., Ф.И.О. и Арутюнов Ю.Г. были приняты на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Кроме того, несовершеннолетний Арутюнов Ю.Г. признан нуждающимся во внеочередном предоставлении жилого помещения.
Однако, жилым помещением не обеспечены.
На основании изложенного, истец просил возложить на администрацию городского округа – город Волжский Волгоградской области обязанность по предоставлению несовершеннолетнему Арутюнову Ю.Г. во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям, не менее нормы предоставления общей площади жилого помещения на состав семьи из четырех человек.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация городского округа – город Волжский Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить со ссылкой на отсутствие полномочий по предоставлению органом местного самоуправления жилых помещений гражданам, страдающим тяжелой формой психических заболеваний.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Признавая право каждого на жилище, ст. 40 Конституции Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления создание условий для его осуществления и предусматривает возможность предоставления жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в нем, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 данного Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № 378 утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2017 г. № 859 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» с 1 января 2018 г. вышеуказанное постановление Правительства РФ было признано утратившими силу.
С 1 января 2018 г. на территории РФ действует перечень, тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 987н, а также перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Минздрава России от 30 ноября 2012 г. № 991н.
Как следует из материалов дела, несовершеннолетний Арутюнов Ю.Г. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности Ф.И.О.
Совместно с ним в жилом помещении зарегистрированы и проживают: мать Ф.И.О., отец Арутюнов Г.Л., сестра Ф.И.О.
Указанное жилое помещение предоставлено семье несовершеннолетнего Арутюнова Ю.Г. на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии со справкой ФКУ «ГБ МСЭ по Волгоградской области» Бюро медико-социальной экспертизы № <...> от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетнему Арутюнову Ю.Г. повторно установлена группа инвалидности категории «ребенок-инвалид».
Согласно справке ГБУЗ «Городская детская больница» от ДД.ММ.ГГГГ Арутюнов Ю.Г. имеет тяжелую форму заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Постановлением администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области № <...> от ДД.ММ.ГГГГ семья Ф.И.О., составом из четырех человек: Арутюнова Г.Л., Ф.И.О., Арутюнова Ю.Г. были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении при администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области. Несовершеннолетний Арутюнов Ю.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был признан нуждающимся во внеочередном предоставлении жилого помещения, однако жильем не обеспечен.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, исследованными в судебном заседании.
Удовлетворяя заявленные требования о предоставлении несовершеннолетнему Арутюнову Ю.Г. жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что несовершеннолетний Арутюнов Ю.Г. является инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание в одной квартире невозможно, в установленном законом порядке признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма после 1 января 2005 г., в связи с чем, в силу требований ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма за счет органа местного самоуправления.
Разрешая вопрос о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке семье Арутюнова Ю.Г. в составе из четырех человек, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно.
Поскольку данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав только в отношении указанных в ней категорий граждан, правом на внеочередное предоставление жилья обладает исключительно несовершеннолетний Арутюнов Ю.Г. Иные члены его семьи такого права не имеют.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22 января 2018 г. № 4-П, данное обстоятельство не может расцениваться как нарушающее конституционное право на жилище гражданина, получающего жилое помещение вне очереди, и членов его семьи, которые не лишаются возможности быть принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на общих основаниях.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, в связи с чем, иск подан к ненадлежащему ответчику, является несостоятельным по следующим основаниям.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен п. 3,4 ст. 57 ЖК РФ, в соответствии с которой, жилые помещения предоставляются по решению органа местного самоуправления.
Условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, содержащихся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Федеральным законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы обеспечения проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями.
В соответствии с вышеуказанным законом, а также Уставом городского округа - город Волжский Волгоградской области, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями отнесены к компетенции органов местного самоуправления, следовательно, обязанность по предоставлению жилого помещения подлежит возложению на администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральным законодательством предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов (ст. 135-138 БК РФ, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г.).
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения в апелляционной жалобе не указано.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 13 января 2020 года по гражданскому делу по иску Арутюнова Георгия Леонтьевича, действующего в интересах несовершеннолетнего Арутюнова Юрия Георгиевича к администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области, оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: