УИД: 66RS0009-01-2020-001278-22                    

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2020 года                           город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:

председательствующего Ершовой Т.Е.,

при секретаре судебного заседания Шушаковой В.В.,

с участием прокурора Исакова Д.А.,

представителя ответчика Головковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1109/2020 по исковому заявлению Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Нижнетагильскому муниципальному унитарному предприятию «Нижнетагильские тепловые сети» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об охране вод, недропользовании,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Нижнетагильскому муниципальному унитарному предприятию «Нижнетагильские тепловые сети», в котором просит обязать ответчика в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить специальное разрешение (лицензию) на добычу подземных вод из скважин, расположенных на земельном участке в кадастровом квартале (географические координаты скважин: .

В обоснование требований истец указал, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании задания прокуратуры Свердловской области проведена проверка исполнения законодательства об охране и использовании недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, в ходе которой установлено, что по    информации,     представленной Министерством природы и экологии Свердловской области, Нижнетагильское муниципальное унитарное предприятие «Нижнетагильские тепловые сети осуществляет пользование недрами для добычи подземных вод из 2 скважин, расположенных на земельном участке в кадастровом квартале в районе здания котельной <адрес>, однако специальное государственное разрешение в виде лицензии на право пользования участками недр для добычи подземных вод не оформлено.

Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор Исаков Д.А. исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. В судебном заседании уточнил срок, просил обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить специальное разрешение (лицензию) на добычу подземных вод из скважин.

Представитель ответчика Головкова О.Н. в судебном заседании не оспаривала, что у НТ МУП «НТТС» отсутствует лицензия на добычу подземных вод, однако получение лицензии напрямую не зависит от действий ответчика. Суду пояснила, что скважины были переданы администрацией в ДД.ММ.ГГГГ году. При передаче никаких документов не передавалось. НТ МУП «НТТС» осуществляет поставку коммунальных ресурсов в <адрес> является локальной и предназначена исключительно для теплоснабжения потребителей. Предприятие было вынуждено восстанавливать документы на скважины. С момента передачи проведены гидрологические исследования, оформлены паспорта. Заключен договор на получение лицензии, однако выяснилось, что скважины расположены на земельном участке, собственником которого является Российская Федерация и указанный земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФКП «НТИИМ». До настоящего времени право на земельный участок не оформлено. Полагала, что в случае необходимости сбора пакета документов для получения лицензии срок предложенный прокурором может оказаться недостаточным.

Заслушав прокурора, выслушав представителя ответчика, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Исходя из закрепленного в ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, имеющей прямое действие на территории Российской Федерации и с ч. 1 ст. 12, ч.1 ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, принципа состязательности и равноправия сторон в судопроизводстве, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Судом сторонам вручены копия искового заявления и приложенные к ним документы, обосновывающие исковые требования, копия определения о подготовке дела к судебному разбирательству. Обязанность доказывания сторонам разъяснена, бремя доказывания между сторонами распределено, и стороны имели достаточно времени и возможностей для сбора и предоставления доказательств.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ), в связи с чем, экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    Отношения,     возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов, подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд регулирует Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон № 2395-1).

Положения Водного кодекса РФ (ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 8) относят к водным объектам в том числе подземные водные объекты, которые находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением ряда прямо предусмотренных случаев.

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы. являются государственной собственностью. Вопросы распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    Частью 1 ст. 23 Закона № 2395-1 к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр отнесено в том числе соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и не допущение самовольного пользования недрами.

В случае нарушения требований ст. 23 Закона № 2395-1 право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке. которые установлены законодательством о недрах.

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона № 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным &apos;Законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах (ч. 2 ст. 11 Закона № 2395-1).

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (ч. 3 ст. 11 Закона № 2395-1).

Лицензия удостоверяет право про ведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов (ч. 4 ст. 11 Закона № 2395-1).

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу (ст. 9 Закона № 2395-1).

    Положением     о порядке лицензирования     пользования     недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 № 3314-1 определено, что предоставление лицензий осуществляется через государственную систему лицензирования.

Исходя из толкования положений ст.ст. 11, 12, 17.1 Закона № 2395-1 и законодательства в сфере     недропользования следует, что лицензия на пользование участками     недр выдается конкретному субъекту предпринимательской деятельности в строго установленном порядке.

В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляется на основании соглашения с лицами, эксплуатирующими указанные системы (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

В силу ст. 10 Закона № 2395-1 участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование, в том числе для добычи подземных вод - на срок до 25 лет.

Основаниями возникновения права пользования участками недр являются решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным недр и в состав которой включаются также представителя органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр в том числе для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи (абз. 4 ч. 3 ст. 10.1 Закона № 2395-1).

Судом установлено, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании задания прокуратуры Свердловской области проведена проверка исполнения законодательства об охране и использовании недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод.

Согласно     информации,     представленной     Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области, Нижнетагильское муниципальное унитарное предприятие «Нижнетагильские тепловые сети» (далее - НТ МУП «НТТС») осуществляет пользование недрами для добычи подземных вод из 2 скважин, расположенных на земельном участке в кадастровом квартале в районе здания <адрес> <адрес>.

В соответствии с Уставом НТ МУП «НТТС», утвержденным Приказом Управления муниципальным имуществом и регулирования земельных отношений Администрации города Нижний Тагил N2 от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) целями деятельности Предприятия является в том числе удовлетворение потребностей населения и организаций города путем оказания коммунальных услуг.

    Согласно п.п. 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4, 2.2.17 Устава для достижения основных лелей Предприятие осуществляет следующие виды деятельности: производство пара и горячей волы (тепловой энергии) котельным; передача пара и горячей воды (тепловой энергии); распределение пара и горячей воды; распределение воды; производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); сбор, очистка и распределение воды.

Постановлением Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче имущества в хозяйственное ведение Нижнетагильскому муниципальному унитарному предприятию «Нижнетагильские тепловые сети» Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации города передано в хозяйственное ведение НТ МУП «НТТС» имущество, находящееся в собственности <адрес> (инв. ), <адрес> (инв. ).

    Согласно     информации,     представленной     Министерством природы и экологии Свердловской области, специальное государственное разрешение в виде лицензии на право пользования участками недр для добычи подземных вод из 2 скважин, расположенных на земельном участке в кадастровом квартале в районе здания <адрес>, не оформлено.

    Органами     государственного     экологического     контроля     ежегодно руководству МУП «НТТС» по результатам проводимых проверок выдаются предписания по обеспечению пользования недрами для подземных вод из скважин, расположенных на земельном участке в кадастровом квартале в районе здания <адрес>.

Так, согласно акту проверки Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что НТ МУП «НТТС» осуществляется пользовали недрами для добычи подземных вод из 2-х скважин, расположенных на земельном участке в кадастровом квартале (географические координаты скважин: apos; в.д.) в отсутствие специального государственного разрешения в виде лицензии на право пользования участками недр для добычи подземных вод, в связи с чем НТ МУП «НТТС» выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ.

В последствии, при проверке исполнения предписания, Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области проводился анализ выполнения предписания (акты проверни от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), НТ МУП «НТТС» вновь выданы предписания ( от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), которые до настоящего времени не исполнены.

Использование скважин для извлечения подземных вод для целей, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в отсутствие специального государственного разрешения в виде лицензии на право пользования участками недр для добычи подземных вод является нарушением, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес внешнего управляющего НТ МУП «НТТС» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Согласно ответу НТ МУП «НТТС» от ДД.ММ.ГГГГ предприятие приступило     к

реализации     мероприятий, направленных на оформление лицензии     на пользование недрами: проведены гидрогеологические исследования, оформлены паспорта на скважины. При этом лицензия на право пользования недрами до настоящего времени не получена в связи с тем, что вопрос с разделом земельного участка с кадастровым номером 66:19:0000000:48 с целью образования земельных участков под муниципальными объектами (в том числе водозаборными скважинами) не урегулирован.

Доказательств устранения, выявленных нарушений, суду на момент рассмотрения дела не представлено, отсутствие лицензии на пользование недрами, ответчиком в судебном заедании, не оспаривалось.

Таким образом, суд приходит к выводу, что до настоящего времени ответчиком нарушается законодательство об охране и использовании недр, что может повлечь причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей природной среде.

НТ МУП «НТТС», осуществляя деятельности по добыче подземных вод, обязано получить специальное разрешение, а также соблюдать обязательные требований об охране и использовании недр.

Бездействием НТ МУП «НТТС», выразившемся в неисполнении требований законодательства об охране и использовании недр, не оформление лицензии на право пользования недрами, нарушаются законные права и интересы граждан, круг лиц которых индивидуализировать не представляется возможным, которые обеспечиваются государством и гарантированы Конституцией Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия НТ МУП «НТТС», выразившегося в самоустранении от выполнения требований законодательства об охране и использовании недр, поэтому заявление Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.

Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Предложенный прокурором срок устранения нарушений в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда, является разумным. При этом изменение срока исполнения решения суда возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц освобождаются от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, поскольку в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной, сумма государственной пошлины взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 12, 209, 194-198, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░.).

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░/░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09 ░░░░ 2020 ░░░░.

<...>

<...>

░░░░░                                        ░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1171/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Дзержинского района города Н.Тагил
Ответчики
Администрация города Н.Тагил
Суд
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила
Судья
Ершова Т.Е.
Дело на сайте суда
leninskytag.svd.sudrf.ru
14.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.05.2020Передача материалов судье
15.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2020Судебное заседание
18.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2020Судебное заседание
18.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее