№
Копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 27 октября 2015 года
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Шабалиной Н.В.,
при секретаре Демидовой Е.А.,
с участием истца Филиппова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филиппова А.А. к Министерству социальной политики <адрес> о признании решения об отказе в предоставлении адресной социальной помощи незаконным, возложении обязанности
У С Т А Н О В И Л:
Филиппов А.А. обратился в суд с иском к Министерству социальной политики <адрес> о признании решения об отказе в предоставлении адресной социальной помощи незаконным, возложении обязанности, мотивируя свои требования следующим.
В мае 2015 года истец обратился с письменным заявлением в Министерство социальной политики <адрес> с просьбой оказать ему адресную социальную помощь в рамках Государственной программы <адрес> «Развитие системы социальной поддержки населения», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, в рамках программы «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан».
Порядок и размеры оказания адресной помощи установлены постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О порядке, размерах и условиях оказания адресной социальной помощи отдельным категориям граждан».
В соответствии с п.п. «б» ч.1 п.1 указанного Постановления, истец, как инвалид второй группы вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы, имеет право на получение адресной помощи в размере 15 000 руб. раз в год. Однако Министерство социальной политики <адрес> безосновательно в этом отказало, ссылаясь на то, что согласно вышеуказанному Постановлению, правом на получение социальной помощи обладают только граждане являющиеся военнослужащими либо лица, проходившие службу во внутренних войсках, а не в органах внутренних дел Российской Федерации. Между тем, в данном Постановлении отсутствует указание на какие-либо нормативно правовые акты, дающие толкование понятия военнослужащий и военная служба. В данном случае применимо расширительное толкование этих понятий.
В соответствии с заключением Военно-врачебной комиссии МСЧ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № заболевания, перечисленные в данном заключении, получены в период прохождения военной службы, данный факт также подтверждается и заключением ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России Бюро № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, считает, что решение Министерства социальной политики <адрес> об отказе в оказании адресной помощи нарушает его права и является неправомерным.
Просит признать решение Министерства социальной политики <адрес> незаконным, удовлетворить требования об оказании адресной социальной помощи в рамках постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О порядке, размерах и условиях оказания адресной социальной помощи отдельным категориям граждан».
В судебном заседании Филиппов А.А. исковые требования поддержал, на их удовлетворении настаивал.
Представитель ответчика Министерства социальной политики <адрес> – министр края Ковалева Г.М. в судебное заседание представителя не направила, представила суду отзыв на исковые требования, в котором требования не признала, указав, что право на социальную помощь в силу постановления № имеют граждане, ставшие инвалидами вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы (кроме граждан, ставших инвалидами вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы), проходившие службу во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, а не в органах внутренних дел. Таким образом, являясь инвалидом вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, Филиппов А.А. не относится ни к одной из категорий граждан, имеющих право на оказание адресной социальной помощи.
Заслушав доводы истца, огласив отзыв представителя ответчика, исследовав представленные суду доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в силу следующего.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита населения относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с пунктом 6 статьи 5 которого органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право предоставлять дополнительные меры социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом "О ветеранах". В дополнение к мерам социальной поддержки, установленных этим законом, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами; такие меры социальной поддержки являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах").
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 3-811 "О краевом бюджете на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) в 2013 году и плановом периоде 2014 - 2015 годов средства краевого бюджета, предусмотренные главным распорядителем средств краевого бюджета по прочим мероприятиям, направляются министерством социальной политики <адрес> на оказание адресной социальной помощи отдельным категориям граждан, в том числе гражданам, ставшим инвалидами вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы (кроме граждан, ставших инвалидами вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы) и ветеранам боевых действий, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, в порядке, размерах и на условиях, установленных <адрес>, в 2013 году в сумме 9296,5 тыс. рублей, в плановом периоде 2014 - 2015 годов в сумме 8336,5 тыс. рублей ежегодно.
При этом, реализация субъектом Российской Федерации своих полномочий по установлению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, предполагает самостоятельное определение субъектом Российской Федерации категорий граждан, которым указанные меры предоставляются.
В соответствии с подпрограммой "Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности" государственной программы <адрес> "Развитие системы социальной поддержки населения", утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 507-п "Об утверждении государственной программы <адрес> "Развитие системы социальной поддержки населения", разработан Порядок, размеры и условия оказания адресной социальной помощи отдельным категориям граждан.
Так, в силу подпункта 1 пункта 1 Порядка предусмотрена социальная выплата в размере 15000 рублей один раз в три года:
а) гражданам, получившим ранение, контузию, травму или увечье при исполнении обязанностей военной службы, которым не установлена инвалидность;
б) гражданам, ставшим инвалидами вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы (кроме граждан, ставших инвалидами вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы) (далее - граждане, ставшие инвалидами вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы);
в) ветеранам боевых действий, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания.
В судебном заседании установлено, что Филиппов А.А. проходил службу в органах внутренних дел в должности начальника отделения отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних Отдела полиции № Межмуниципального управления МВД России «Красноярское». ДД.ММ.ГГГГ уволен по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ по выслуге лет, дающей право на получение пенсии (приказ № л/с от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно справке МСЭ-2014 № от ДД.ММ.ГГГГ, заключения Военно-врачебной комиссии МСЧ МВД России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, Филиппов А.А. является инвалидом второй группы в связи с заболеванием, полученным в период военной службы.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство социальной политики <адрес> отказано Филиппову А.А. в оказании адресной социальной помощи в рамках государственной программы <адрес> «Развитие системы социальной поддержки населения», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п в рамках подпрограммы «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан», поскольку право на социальную помощь в силу постановления № имеют граждане, ставшие инвалидами вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы (крое граждан, ставших инвалидами вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы), проходившие службу во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, а не в органах внутренних дел. Филиппов А.А., являясь инвалидом вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, не относится к категориям граждан, имеющих право на оказание адресной социальной помощи.
Обращаясь в Министерство социальной политики <адрес> с заявлением о предоставлении адресной социальной помощи, а в дальнейшем в суд с настоящим иском, Филиппов А.А. относит себя к категории граждан, имеющих такое право и указанных в абзаце "б" подпункта 1 пункта 1 Порядка, утвержденного постановлением <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, вопреки доводам Филиппова А.А., абзац "б" подпункта 1 пункта 1 Порядка, указывая в качестве адресатов оказания социальной помощи граждан, ставших инвалидами вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы (кроме граждан, ставших инвалидами вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы), является понятным, какого-либо неоднозначного толкования не вызывает.
Так, понятие "военная служба" дано в пункте 4 статьи 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", согласно которому военной службой признается особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
Исходя из этого, служба в органах внутренних дел военной службой не является, соответственно истец, являясь инвалидом вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, не относится к категориям лиц, имеющим право на предоставление адресной социальной помощи в рамках указанной выше программы.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о законности принятого Министерством социальной политики <адрес> решения, выраженного в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, и отказывает Филиппову А.А. в удовлетворении его исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Филиппову А.А. в удовлетворении исковых требований к Министерству социальной политики <адрес> о признании решения об отказе в предоставлении адресной социальной помощи незаконным, возложении обязанности, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Председательствующий подпись Н.В.Шабалина
КОПИЯ ВЕРНА
Председательствующий Н.В.Шабалина