78RS0007-01-2019-007581-12
Дело № 2а-6883/19 23 октября 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Суворовой С.Б.
при секретаре Рындиной М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 20 по Санкт-Петербургу к Новикову ФИО7 ФИО10 о взыскании недоимки по налога на доходы физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
МИНФС России № 20 по Санкт-Петербургу обратилась в суд с административным иском к Новикову Ю.А. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц 32195 руб. 00 коп.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административный ответчик состоит на налоговом учете в МИФНС России № 20 по Санкт-Петербургу в качестве налогоплательщика. Является плательщиком налога на доходы физических лиц, отнесенных ст. 207 НК РФ к доходам от источников в РФ. 12.03.2018 года Новиков Ю.А. представил в МИФНС России № 20 по Санкт-Петербургу налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2017 год, в которой был заявлен доход в сумме 497656 руб. По указанной декларации налог к уплате (доплате) в бюджет составил 0 руб. 21.06.2018 года МИНФС России № 20 по Санкт-Петербургу вынесен акт налоговой проверки № 1815, согласно которому Новиковым Ю.А., в нарушение п.п.3 2 ст. 220 НК РФ, в представленной декларации по налогу на доходы физических лиц за 2017 год был неправомерно заявлен имущественный налоговый вычет на сумму 497656 руб. В нарушение ст. 210 НК РФ Новиковым Ю.А. была занижена налоговая база для исчисления налога на доходы на сумму 247656 руб. Таким образом сумма налога подлежащая уплате в бюджет составила 32195 руб. со сроком уплаты до 22.11.2018 года. Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 1075 вынесено 15.08.2018 года. Правомерность начисления вышеуказанной суммы налога подтверждена решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 18.03.2019 года по делу № 2а-405/19. В соответствии п. 6 ст. 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщику было направлено требование об уплате налога, которое до настоящего времени не исполнено.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Административный ответчик Новиков Ю.А. в судебное заседание не явился, представил суду возражения, в которых возражал против удовлетворения заявленных требований, также просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
При таких обстоятельствах, суд в силу ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Суд, исследовав материалы, заслушав представителя административного истца, приходит к следующему.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Доходом, согласно статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации, признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
На основании статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1).
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
Согласно пункту 1 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В соответствии с положениями статей 208 и 209 НК РФ объектом налогообложения налога на доходы физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.
Пунктом 6 ст. 227 НК РФ установлено, что общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ обязанность по исчислению и уплате налога в случае, если он не был удержан налоговым агентом, возлагается на самих налогоплательщиков - физических лиц. При этом согласно пункту 1 статьи 229 и пункту 4 статьи 228 Кодекса такие физические лица обязаны представить в налоговой орган по месту жительства налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также обязуется уплатить исчисленную сумму налога в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога
Как установлено материалами дела, 12.03.2018 года Новиков Ю.А. представил в МИФНС России № 20 по Санкт-Петербургу налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2017 год, в которой был заявлен доход в сумме 497656 руб. По указанной декларации налог к уплате (доплате) в бюджет составил 0 руб. (л.д. 10-15).
21.06.2018 года МИНФС России № 20 по Санкт-Петербургу вынесен акт налоговой проверки № 1815, согласно которому Новиковым Ю.А., в нарушение п.п. 3 п. 2 ст. 220 НК РФ, в представленной декларации по налогу на доходы физических лиц за 2017 год был неправомерно заявлен имущественный налоговый вычет на сумму 497656 руб. В нарушение ст. 210 НК РФ Новиковым Ю.А. была занижена налоговая база для исчисления налога на доходы на сумму 247656 руб. Таким образом, сумма налога подлежащая уплате в бюджет составила 32195 руб. со сроком уплаты до 16.07.2018 года (л.д. 18-19).
Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 1075 вынесено 15.08.2018 года (л.д. 20-21).
Правомерность начисления вышеуказанной суммы налога подтверждена решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 14.01.2019 года по административному делу № 2а-405/19 по административному иску Новикова Ю.А. к Управлению ФНС России по Санкт-Петербургу, МИФНС России № 20 по Санкт-Петербургу о признании решения от 29.10.2018 года № 16-13/68351@ незаконным.
В связи с чем 01.11.2018 года МИФНС России № 20 по Санкт-Петербургу направлено Новикову Ю.А. требование № 3075 по состоянию на 01.11.2018 года, в котором указывалось на задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 32195 руб. Срок исполнения требования установлен до 22.11.2018 года (л.д. 8-9).
Однако требование в установленные сроки исполнено не было, в связи с чем налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
В отношении указанной недоимки по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка № 79 Санкт-Петербурга 29.03.2019 года выдавался судебный приказ, который впоследствии был отменен определением этого же мирового судьи от 25.04.2019 года, в связи с несогласием с ним должника. В дальнейшем МИФНС России № 20 по Санкт-Петербургу обратилась в суд с настоящими требованиями о взыскании недоимки по налогу (л.д. 7).
Возражая против удовлетворения заявленных требований, административный ответчик представил суду возражения, из которых следует, что 12.03.2018 года в МИФНС России № 20 по Санкт-Петербургу им была подана декларация по форме 3-НДФЛ за 2017 год, в которой заявлен доход в размере 497656 руб., полученный от продажи 1/7 доли, принадлежащей ей на праве собственности, по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, <адрес>. В качестве документа, подтверждающего продажу, ей был представлен договор купли-продажи долей в праве общей долевой собственности на квартиру от 03.11.2017 года № в реестре 1-2383. В декларации она заявила, руководствуясь законом, о своем праве на имущественный налоговый вычет, равный 1000000 руб., исключающий выплату налога. Спецификой представленного договора купли-продажи долей в праве общей долевой собственности на квартиру от 03.11.2017 года является участие в рамках этого же договора еще трех продавцов, каждый из которых также продавал по 1/7 доли. В сумме было совершено отчуждение 4/7 доли от общей долевой собственности от единого объекта недвижимости - жилого помещения (квартиры), каждым продавцом, владельцем 1/7 доли. Заключение одного договора четырьмя продавцами обусловлено совпадением момента процедуры купли-продажи для каждого продавца, принадлежащей ему 1/7 доли одному и тому же покупателю. Согласно указанному договору продавцами выступили: Новиков Ю.А. - 1/7 доли, Новикова М.В. - 1/7 доли, Васильева А.Ю. - 1/7 доли, несовершеннолетний ФИО13., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице законного представителя Васильевой А.Ю., -1/7 доли. В рамках указанного договора, каждый из четырех собственников своей 1/7 доли персонально принял в отношении себя права и обязанности, обусловленные законом и условиями договора исключительно только в отношении имущественных прав на 1/7 своей доли, из чего следует, что предмет договора купли-продажи долей от общей долевой собственности в отношении каждого собственника-продавца имеет свои персональные материальные условия, то есть самостоятельный предмет, целью каждого собственника явилось получение от покупателя денежных средств за свою 1/7 долю. Каждый из указанных четырех продавцов предоставил налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2017 год, в которой, руководствуясь действующими нормативно-правовыми актами, представил доход в размере 497656 руб., полученный от продажи 1/7 доли, принадлежащей собственнику на праве собственности и заявил о своём праве на имущественный налоговый вычет в размере 1000000 руб., и НДФЛ, подлежащий уплате в бюджет, в размере 0 руб. Несмотря на вынесенное судьей Воробьёвой С.А. решение по делу № 2а-405/2019, отказавшей в удовлетворении административных исковых требованиях Новиковой М.В. по тому же предмету спора, настоящим административный ответчик выражает полное несогласие с исковыми требованиями МИФНС России № 20 по Санкт-Петербургу, как противоречащими позиции Конституционного Суда РФ.
Проанализировав представленные в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и удовлетворению их в полном объеме.
Согласно п.п. 1 п. 2 ст.220 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется с учетом следующих особенностей: 1) имущественный налоговый вычет предоставляется: в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 настоящего Кодекса, не превышающем в целом 1000000 рублей.
В соответствии с п.п. 3 п. 2 ст.220 НК РФ при реализации имущества, находящегося в общей долевой либо общей совместной собственности, соответствующий размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле либо по договоренности между ними (в случае реализации имущества, находящегося в общей совместной собственности);
Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Исходя из позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13 марта 2008 года № 5-П, подпункт 1 пункта 2 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации, допускающий предоставление имущественного налогового вычета при продаже долей, в частности в квартире, в системной связи с нормами гражданского и жилищного законодательства означает, что такой вычет может быть предоставлен в полном объеме, если самостоятельным объектом договора купли-продажи является выделенная в натуре доля квартиры. Поскольку доля в праве на объект недвижимости (в данном случае - объект жилой недвижимости) по своим фактическим характеристикам, по своей ценности значительно отличается от не разделенного на доли права на такой же объект, который можно индивидуализировать и определить как самостоятельный объект права собственности, суммы имущественного налогового вычета могут различаться в зависимости от того, что именно продает налогоплательщик - целое жилое помещение, выделенную в нем долю в натуре или его долю в праве общей долевой собственности.
Согласно представленному договору купли-продажи долей в праве общей долевой собственности на квартиру от 03.11.2017 года Новиков Ю.А., Новикова М.В., Васильева А.Ю., действующая за себя и как законный представитель несовершеннолетнего сына Васильева М.А., (продавцы) заключили договор купли-продажи принадлежащих им 4/7 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: Санкт-Петербург, город Колпино, <адрес>. Указанные 4/7 доли квартиры в праве общей долевой собственности на квартиру принадлежат продавцам на основании договора передачи квартиры в собственность граждан, заключенного 28.02.2017 года с Жилищным комитетом Правительства Санкт-Петербурга, право общей долевой собственности зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу 15.03.2017 года следующим образом: 1/7 доля в праве общей долевой собственности на имя Новикова Ю.А., 1/7 доля в праве общей долевой собственности на имя на имя Новиковой М.В., 1/7 доля в праве общей долевой собственности на имя Васильевой А.Ю., 1/7 доля в праве общей долевой собственности на имя Васильева М.А. Согласно договору покупатель купил у продавцов указанные 4/7 доли в праве общей долевой собственности на квартиру за 1990624 руб. 32 коп.
Учитывая, что доли в праве общей долевой собственности, принадлежащие продавцам, были проданы как единый объект права по одному договору купли-продажи, имущественный налоговый вычет в размере 1000000 руб. распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле. То есть каждый участник общей долевой собственности имеет право получить долю имущественного налогового вычета пропорциональную принадлежащей ему доле.
В связи с неверным заявлением административным истцом имущественного налогового вычета в декларации о доходах за 2017 года, у налогового органа имелись основания для исчисления налога в указанном размере и предложения Новикову Ю.А. уплатить указанный налог.
Доказательств уплаты указанной суммы начисленного налога в материалах дела не имеется, в связи с чем требование о взыскании налога на доходы физических лиц в размере 32195 руб. подлежит удовлетворению..
Согласно п. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Принимая во внимание, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при предъявлении административного иска в суд, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1165 руб. 85 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 19, 23, 31, 41, 45, 208-209, 220, 227-228 НК РФ, ст.ст. 114, 150, 175-180, 286 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 20 ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░8 ░░░11, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░-░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░, <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 20 ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2017 ░░░ ░ ░░░░░░░ 32195 ░░░. 00 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░9 ░░░12, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░-░░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1165 ░░░. 85 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23.10.2019 ░░░░.