Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1064/2020 ~ М-739/2020 от 06.03.2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

04 июня 2020 года                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Ивановой А.И.

при секретаре Ахметовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1064/2020 по административному исковому заявлению Кузьмина Анатолия Васильевича к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании решения незаконным,

установил:

Кузьмин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В обоснование заявления указано, что административный истец обратился к административному ответчику с заявлением от 06.11.2019 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером , площадью 600 кв.м, находящегося в частной собственности Кузьмина А.В., и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 181 кв.м в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой в результате перераспределения образуется земельный участок площадью 781 кв.м. Распоряжением от 06.12.2019 №РД-2376 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано со ссылкой на то, что возможно образование самостоятельного земельного участка и его предоставления в общем порядке. С таким решением административный истец не согласен, указывает, что площадь предлагаемого к перераспределению земельного участка определена с учетом установленного на местности ограждения (забора) и, соответственно, фактического использования Кузьминым А.В. земельного участка исключительно площадью 181 кв.м. Образование самостоятельного земельного участка минимальной площадью 300 кв.м не представляется возможным. Административный истец не имеет ресурсов, в том числе трудовых, финансовых с последующей уплатой налогов и несением земельной обязанности, предусмотренной ст. 42 Земельного кодекса РФ, по образованию земельного участка под ИЖС площадью 300 кв.м и более. Возможность предоставления административному истцу земельного участка исключительно площадью 300 кв.м и более незаконно возложит на истца дополнительное бремя его содержания, уплату за него обязательных платежей и взносов, а также обязанности по возделыванию земельного участка сверх необходимой для административного истца площади, т.е. свыше 181 кв.м.

На основании изложенного, с учетом уточнения требований в судебном заседании, просит признать распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 06.12.2019 №РД-2376 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков незаконным, обязать Департамент градостроительства г.о.Самара заново рассмотреть заявление Кузьмина А.В. от 14.11.2019 №СП-9/6096 о перераспределении земельных участков в установленном законом порядке.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности – Савинов А.В. требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара Воробьев И.Л. требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Из материалов дела следует, что Кузьмину А.В. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , площадью 600 кв.м, расположенный по адресу <адрес>, с разрешенным использованием: под индивидуальное жилищное строительство (л.д.13, 106-114).

14.11.2019 Кузьмин А.В. обратился к Главе г.о.Самара с заявлением о перераспределении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером площадью 600 кв.м и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 181 кв.м в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 781 кв.м (л.д.10, 49-50).

Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от 06.12.2019 №РД-2376 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании пп. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ со ссылкой на то, что в соответствии со сведениями, содержащимися в ИСОГД г.о.Самара, и топографическими материалами Департамента возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с подп. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 11.9 Земельного кодекса РФ к числу требований к образуемым и изменённым земельным участкам относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.

Согласно сведениями из ИСОГД г.о.Самара земельный участок площадью 781 кв.м расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61 (л.д. 140-141).

В соответствии с пунктом 5 статьи 30 названных Правил предельный минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства в зоне Ж-1 составляет 300 кв.м.

Между тем, представленные в материалы дела документы, в том числе топографические карты, не подтверждают возможность образования на рассматриваемой территории самостоятельного земельного участка площадью не менее 300 кв.м.

Из заключения кадастрового инженера Ильина А.А. следует, что в фактическом пользовании Кузьмина А.В. находится огороженный забором земельный участок площадью 781 кв.м (л.д. 16).

Из топографических материалов усматривается, что данный земельный участок расположен на территории сложившей индивидуальной жилой застройки, граничит с двух сторон со смежными землепользованиями, с двух других сторон ограничен территорией общего пользования – улицей <адрес> и проходом/проездом (л.д.137, 189).

Из материалов дела следует, что по договору купли-продажи №6908 от 21.12.1194 Кузьминым А.В. приобретен земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 500 кв.м, о чем выдано свидетельство о праве собственности на землю от 28.12.1994 (л.д. 183-185).

На основании договора аренды земельного участка №26446 от 29.04.1997 Кузьмину А.В. предоставлен в аренду смежный земельный участок площадью 300 кв.м (л.д. 186-187).

Графическим приложением к свидетельству о праве собственности и договору аренды являются планы землепользования, из которых следует, что расположение, площадь и конфигурация изначального единого землепользования и образуемого в настоящее время через процедуру перераспределения земельного участка в целом совпадают, разница в площади незначительная (800 кв.м и 781 кв.м).

Приведенные документы подтверждают, что границы образуемого земельного участка, находящегося в фактическом пользовании административного истца, установлены и существуют на местности более 15 лет, права на земельный участок возникли у административного истца в установленном законом порядке, признаков самовольного занятия участка не усматривается.

Несмотря на то, что образуемый земельный участок не ограничен границами других земельных участков, поставленных на кадастровый учет, наличие фактической границы со сложившимися смежными землепользованиями подтверждается топографическими материалами Департамента.

Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что в данном случае отсутствует возможность формирования самостоятельного земельного участка, отвечающего требованиям ст. 11.9 Земельного кодекса РФ. Относимые и допустимые доказательства, подтверждающие, что испрашиваемый земельный участок площадью 181 кв.м может быть увеличен до 300 кв.м и более Департаментом градостроительства г.о. Самара не представлены.

Доводы Департамента о том, что может быть сформирован земельный участок от 0 кв.м, например, для коммунального обслуживания, не могут быть приняты во внимание, поскольку по такому основанию исключалась бы возможность перераспределения земельных участков как таковая.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение административного ответчика от 06.12.2019 №РД-2376 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по приведенным в нем основаниям не соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения, и нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем требования последнего о признании распоряжения незаконным являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Учитывая, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к исключительной компетенции органа местного самоуправления, которого суд подменять не вправе, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности возобновить рассмотрение заявления о перераспределении земельных участков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Кузьмина Анатолия Васильевича к Департаменту градостроительства г.о. Самара удовлетворить.

Распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 06.12.2019 №РД-2376 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков признать незаконным.

Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу рассмотреть заявление Кузьмина Анатолия Васильевича от 14.11.2019 №СП-9/6096 о перераспределении земельных участков в установленном законом порядке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 17.06.2020.

Судья                (подпись)                А.И. Иванова

Копия верна: судья

2а-1064/2020 ~ М-739/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кузьмин А.В.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о.Самара
Другие
Савинов А.В.
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
06.03.2020Регистрация административного искового заявления
06.03.2020Передача материалов судье
10.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
18.05.2020Производство по делу возобновлено
18.05.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.05.2020Судебное заседание
04.06.2020Судебное заседание
17.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее