34RS0024-01-2020-000293-72
Дело № 2-258/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 ноября 2020 года г. Краснослободск
Среднеахтубинского района
Волгоградской области
Краснослободский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Гудковой Е.С.,
при секретаре судебного заседания Алимовой Л.В.,
с участием представителя истца ФИО4, представителя ответчика АО «Волгоградоблэлектро» ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО «Волгоградэнергосбыт», администрации г.Краснослободска Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, АО «Волгоградоблэлектро» о демонтированные и переносе опоры линии электропередачи, устранении препятствия в пользовании земельным участком, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ПАО «Волгоградэнергосбыт», администрации г.Краснослободска Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, АО «Волгоградоблэлектро», в котором просит демонтировать и перенести железобетонную опору линии электропередачи, устранить препятствия в пользовании земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>. С осени 2013 года перед входом в домовладение истца возле калитки установлена опора линии электропередачи (бетонный столб). Поскольку спорная опора создает угрозу жизни и здоровья и не должна находиться в непосредственной близости от жилища и людей, провода проходят над участком, что нарушает право собственности истца. Расстояние от домовладения до опоры составляет 1,2 метра.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом, просила дело рассмотреть без его участия, с участием представителя.
Представитель истца ФИО4 заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – АО «Волгоградоблэлектро» ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Представители ответчиков ПАО «Волгоградэнергосбыт», администрации г.Краснослободска Среднеахтубинского района Волгоградской области, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав участников, судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: 1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
На основании ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статьей 304 ГК Российской Федерации установлено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Исходя из п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Также путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, осуществляется защита гражданских прав в силу ст. 12 ГК РФ.
Следуя ст. 62 Земельного кодекса РФ лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Абзацем 2 подпункта 2 пункта 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки.
Воздушная линия электропередач относится к объектам электросетевого хозяйства (ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Во исполнение требований статьи 89 ЗК РФ Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 18 ноября 2013 года N 1033 утвердило Правила установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила).
Следует также учитывать содержащиеся в статье 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" такие основные понятия, как:
услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями, и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 настоящего Федерального закона;
объекты электроэнергетики - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
Согласно п. 2.4.2 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 20.05.2003 N 187 "Об утверждении глав Правил устройства электроустановок", воздушная линия (ВЛ) электропередачи напряжением до 1 кВ - устройство для передачи и распределения электроэнергии по изолированным или неизолированным проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным линейной арматурой к опорам, изоляторам или кронштейнам, к стенам зданий и к инженерным сооружениям; воздушная линия электропередачи напряжением до 1 кВ с применением самонесущих изолированных проводов (СИП) обозначается ВЛИ; самонесущий изолированный провод - скрученные в жгут изолированные жилы, причем несущая жила может быть как изолированной, так и неизолированной.
Пунктом 2.4.6 указанных Правил предусмотрено, что воздушные линии электропередачи должны размещаться так, чтобы опоры не загораживали входы в здания и въезды во дворы и не затрудняли движения транспорта и пешеходов.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 25 августа 2009 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21 сентября 2009 года 34АА А 825692.
Возле домовладения по адресу: <адрес> расположена спорная опора № 2/2-2 ВЛ-0,4 кВ гр.2 КТП-6, которая входит в состав воздушной и кабельной линии низкого и высокого напряжения г.Краснослободска, являющейся собственностью АО «Волгоградоблэлектро», что подтверждается свидетельством о праве собственности 34-АБ № 657613 от 14 ноября 2014 года.
Таким образом, поскольку ПАО «Волгоградэнергосбыт», администрация г.Краснослободска Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области не правомочны распоряжаться имуществом, принадлежащим АО «Волгоградоблэлектро», суд приходит к выводу, что ПАО «Волгоградэнергосбыт», администрация г.Краснослободска Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области не являются надлежащими ответчиками по делу, в связи с чем в удовлетворении заявленных у ним исковых требований надлежит отказать.
Согласно материалам дела спорная опора №2/2-2, расположенная напротив территории домовладения по пер. Больничный д.7 в г.Краснослободске, является частью ВЛ-0,4 кВ №2 КТП-6. Указанная линия была приобретена в собственность АО «Волгоградоблэлектро» у администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области по договору купли-продажи муниципального имущества от 03 декабря 2012 года. Согласно паспорту № ВЛ-0,4кВ воздушной линии электропередач КТП-6, годом её постройки является 1964 год.
Согласно постановлению Администрации г.Краснослободска Среднеахтубинского района Волгоградской области от 22 июля 2016 года № 269 «о предоставлении ПАО «Волгоградоблэлектро» в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», ПАО «Волгоградоблэлектро» был предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м., кадастровый №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации объекта «Воздушная и кабельная линия низкого и высокого напряжения».
Таким образом, на дату 2009 года, на момент приобретения ФИО1 земельного участка по адресу <адрес> собственность, спорная высоковольтная линия, в том числе и спорная опора, имелась, доказательств переноса спорной опоры суду не представлено, в связи с чем истец на основании ст. 475 ГК РФ правом отказаться от исполнения договора не воспользовалась и приобрела земельный участок в собственность.
На основании определения Краснослободского районного суда Волгоградской области от 15 июля 2020 года по ходатайству представителя истца была проведена землеустроительная и строительно-техническая экспертиза.
В соответствии с заключением ООО «Поволжский центр судебных экспертиз»:
- опора линии электропередачи, расположенная возле домовладения по адресу: <адрес>, опорой №2/2-2 ВЛ-0,4 гр.2 КТП-6 входит в состав воздушной и кабельной линии низкого и высокого напряжения г.Краснослободска.
- при возведении вышеуказанной опоры линии электропередач нарушений градостроительных норм и правил не выявлено.
- в случае демонтажа опоры линии электропередачи, расположенной возле домовладения по адресу: <адрес>, произойдет утрата функциональной линии электропередачи, с помощью которой обеспечивается подача электроэнергии на домовладения по адресу: переулок Больничный, д. 2, 4, 5, 7, 9.
-опора линии электропередачи расположена на расстоянии 2,30 метра от кадастровой границы (по сведениям ЕГРН) земельного участка по адресу: <адрес>. Фактическое расстояние между опорой линии электропередачи и земельным участком составляет 2,40 метра.
- опора линии электропередачи расположена за границей земельного участка по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, г.Краснослободск с кадастровым номером 34:28:000000:3502 на расстоянии 0,30 м.
В части вышеназванных выводов суд находит данное по делу заключение экспертов допустимым и достоверным доказательством. Экспертиза проведена экспертами, обладающими для этого необходимой квалификацией и стажем работы, а также предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Экспертное исследование проведено по представленным материалам дела, объективно, всесторонне, на строго научной и практической основе. Экспертное заключение мотивировано, согласуется с иными материалами дела, и не имеет неясностей или неполноты, требующих назначения по делу дополнительной экспертизы.
Как следует из представленного заключения, расстояние от опоры до ограждения домовладения составляет 2,4 метра, что не противоречит требованиям Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160. Данными Правилами охранная зона для воздушных линий электропередач классом напряжения 0,4 кВ устанавливается вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов на расстоянии 2-х метров.
Кроме того, из пояснений эксперта ФИО5, данных им в судебном заседании, следует, что расположение линии электропередачи за границей земельного участка на расстоянии 0,30 метра является допустимым отклонением.
То обстоятельство, что при возведении вышеуказанной опоры линии электропередач выявлены нарушения строительных норм и правил, указанные в экспертном заключении, не является юридически значимым при разрешении настоящего спора, в связи с чем не может быть принято судом во внимание.
Вместе с тем, выводы эксперта ФИО6 о том, что спорная опора препятствует въезду (выезду) на земельный участок по адресу: <адрес>, опорная линия электропередачи, расположенная возле домовладения по адресу: <адрес>, пер.Больничный, 7, создает препятствия для доступа на земельный участок данного домовладения, суд не может принять во внимание, поскольку из экспертного заключения не следует, что при проведении исследований в части ответа на данный вопрос экспертом проводились какие-либо измерения. Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО6 показал, что въездных ворот в ограждении участка истца не имеется, что также подтверждается имеющимися в материалах дела фото-материалами и не оспаривается представителем истца, при этом эксперт указал, что наличие препятствий для въезда на участок он определил визуально, конкретных методов суду не назвал.
Таким образом, в связи с отсутствием в ограждении принадлежащего истцу участка въездных ворот суд приходит к выводу о том, что из представленных суду доказательств невозможно установить, в чем именно состоят препятствия для доступа на земельный участок, доказательств невозможности пользования земельным участком и домовладением в соответствии с их целевым назначением при установленном расположении опоры линии электропередачи истец не представил.
Таким образом, судом установлено, что на момент возникновения у истца права собственности на земельный участок, линия электропередач и охранная зона вдоль нее уже существовали. Об этом истцу было известно при приобретении участка.
Кроме того, согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
Таким образом, линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи и т.п., составляющими единый функциональный комплекс, являются объектами недвижимости, неразрывно связанными физически и технологически.
Истцом вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ не представлено бесспорных доказательств в подтверждение доводов о нарушении ответчиком его прав по пользованию земельным участком и жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> в том числе, невозможности въезда и выезда на земельный участок, в связи с наличием железобетонной опоры линии электропередачи ВЛ-0,4 кВт на расстоянии 2,40 м от земельного участка.
Более того, расстояние от ограждения домовладения истца до спорной опоры линии электропередачи составило 2,4 метра, что соответствует правилам, установленным постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160.
В связи с изложенным, заявленные ФИО1 требования о переносе опоры линии электропередачи, устранении препятствия в пользовании земельным участком, удовлетворению не подлежат.
Принимая во внимание, что суд пришел к выводу о необходимости отказа истцу в удовлетворении требований о переносе опоры линии электропередачи, устранении препятствия в пользовании земельным участком, соответственно не подлежат удовлетворению и требования истца о взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления исковому заявлению ФИО1 к ПАО «Волгоградэнергосбыт», администрации г.Краснослободска Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, АО «Волгоградоблэлектро» о демонтировании и переносе опоры линии электропередачи, устранении препятствия в пользовании земельным участком, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>, судебных расходов в размере <данные изъяты> - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Волгоградского областного суда через Краснослободский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.С. Гудкова
Справка: мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.