Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> <дата> года
Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи: Инкина В.В., при секретаре Толмачевой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Болдовой Юлии Кузьминичны к Департаменту градостроительства г.о. <адрес> признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, при участии в судебном заседании представителя административного истца адвоката Дмитриева С.Д., действующего на основании служебного удостоверения №, ордера № и доверенности <адрес>6 от <дата>, представителя административного ответчика Мулловой А.А., действующей на основании доверенности №<адрес> от <дата>,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Болдова Ю.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным Распоряжения Департамента градостроительства г.о. <адрес> № от <дата> «Об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка государственная собственность на который не разграничена», площадью 956 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, мотивируя свои требования тем, что она, Болдова Юлия Кузьминична, является ветераном Великой Отечественной войны, пользуется земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. <адрес> № от <дата> ей отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Основанием для отказа являлось то, что испрашиваемый земельный участок находится в границах второго и третьего пояса зоны санитарной охраны водозабора, установленных постановлением <адрес> от <дата> №, соответственно отсутствует возможность предоставления заявителю земельного участка по основанию, указанному в подпункте 19 ст. 39.16 ЗК РФ (пп. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ). По мнению Департамент градостроительства г.о. <адрес> предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
При рассмотрении дела административный истец заявленные требования уточнил в связи с получением Распоряжения Департамента градостроительства г.о. <адрес> № от <дата> «Об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка государственная собственность на который не разграничена». Указанный отказ департамента принят по тому же земельному участку, после повторного обращения административного истца <дата>. В Распоряжении Департамента градостроительства г.о. <адрес> № от <дата> приведены дополнительные основания, помимо изложенных ранее в отказе от <дата>. Департамент градостроительства г.о. Самара указывает, что испрашиваемый земельный участок площадью 956 кв.м. по адресу: <адрес> государственная собственность на который не разграничена, находится в границах второго и третьего пояса зоны санитарной охраны водозабора; в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия и единой зоны охраняемого природного ландшафта (ЕЗОЛ-2); в границах прибрежной защитной полосы Саратовского водохранилища. В уточненном административном исковом заявлении административный истец просит Распоряжение Департамента градостроительства г.о. <адрес> № от <дата> признать незаконным в связи с тем, что в соответствии со статьей <адрес> «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми, домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ муниципальных районов (городских округов) с численностью населения менее 100 тысяч человек для индивидуального жилищного строительства: инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны. Также просит возобновить рассмотрение заявления Болдовой Ю.К. уполномоченным органом в рамках оказания государственной услуги, обязать сформировать земельный участок в границах следующих указанных в заявлении характерных точек, обязать Департамент градостроительства г.о. <адрес> устранить допущенные нарушения путем предоставления земельного участка государственная собственность на который не разграничена, площадью 956 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, просил установить, что настоящее решение суда является основанием для Управления Росреестра по <адрес> снять с кадастрового учета земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца уточненные требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, также дополнив, что в соответствии со ст. 10 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина. Распоряжение Департамента градостроительства г.о. <адрес> № от <дата> содержит весь перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, иных оснований в ходе судебного разбирательства не заявлено.
Представитель административного ответчика в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласился по доводам, изложенным в письменных объяснениях на административное исковое заявление.
Заинтересованное лицо – Управление Росреестра по <адрес>, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлено надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлено.
Заинтересованное лицо - Администрация г.о. <адрес>, будучи надлежащим образом уведомленным о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, ходатайств об отложении не заявлено.
Изучив и проверив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Болдовой Ю.К. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Конституции РФ решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч.11 указанной статьи обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что <дата> Департамент градостроительства г.о. <адрес> было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, по основаниям того, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена согласно п. 16 ст. 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятым решением Департамента градостроительства г.о. <адрес> Болдова Ю. К. обратилась в Федеральный суд <адрес> за защитой своих прав и законных интересов.
Решением Федерального суда <адрес> от <дата>, оставленным без изменения Определением <адрес> областного суда, право Болдовой Ю. К., как ветерана Великой Отечественной войны, распоряжение Департамент градостроительства г.о. <адрес> от <дата>.
<дата> Департаментом градостроительства г.о. <адрес> повторно отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в связи с тем, что земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основанию, указанному в подпункте 19 ст. 39.16 ЗК РФ (пп. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ).
Изменив цели образования земельного участка (с садоводства на огородничество), Болдова Ю.К. в <дата> обратилась в Департамент градостроительства г.о. <адрес> в третий раз с аналогичным заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. <адрес> № от <дата>, Болдовой Ю. К. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. В обоснование принятого распоряжения, Департамент градостроительства г.о. <адрес> ссылается на невозможность предоставления земельного по основанию, указанному в подпункте 19 ст. 39.16 ЗК РФ. Департаментом градостроительства г.о. <адрес> указано, что испрашиваемый земельный участок площадью 956 кв.м. по адресу: <адрес>, государственная собственность на который не разграничена, находится в границах второго и третьего пояса зоны санитарной охраны водозабора; в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия и единой зоны охраняемого природного ландшафта (ЕЗОЛ-2); в границах прибрежной защитной полосы Саратовского водохранилища.
При осуществлении уполномоченным органом – Департаментом градостроительства г.о<адрес>, государственной услуги по формированию и предоставлению земельного участка, Департаментом были направлены запросы в соответствующие уполномоченные органы для получения информации относительно формируемого земельного участка.
Согласно письму Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от <дата> №, образуемый земельный участок находится в границах второго и третьего пояса зоны санитарной охраны водозабора, установленных Постановлением <адрес> от <дата> № «Об утверждении проекта «Зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции № муниципального предприятия <адрес> «Самараводоканал» и об установлении границ и режимов зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции № муниципального предприятия <адрес> «Самараводоканал».
Между тем, указанное обстоятельство не может являться основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого участка.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьёй 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований (п. 1). Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (п. 2).
Согласно части 2 статьи <адрес> от <дата> №-ГД «О земле» земельные участки предоставляются в собственность граждан и юридических лиц бесплатно в порядке и при наличии оснований, предусмотренных частями 3, 4, 8,10, 12, 13 и 14 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 2 части 3 статьи <адрес> от <дата> №-ГД «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми, домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в пределах границ муниципальных районов (городских округов) с численностью населения менее 100 тысяч человек для индивидуального жилищного строительства: инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны. Предоставление земельных участков в данном случае осуществляется в пределах границ муниципального района (городского округа), на территории которого постоянно проживают указанные граждане (п. ж).
Согласно части 4 статьи <адрес> от <дата> №-ГД «О земле» в муниципальных районах (городских округах) с численностью населения от 100 тысяч человек земельные участки предоставляются инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны, которые постоянно проживают на территории данных муниципальных районов (городских округов). Земельные участки в соответствии с настоящей частью предоставляются для целей ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства.
Согласно ответу от <дата> Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> на запрос суда, Постановлением <адрес> от <дата> № «Об утверждении проекта «Зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции № муниципального предприятия <адрес> «Самараводоканал» (<адрес>) и об установлении границ и режимов зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции № муниципального предприятия <адрес> «Самараводоканал» (<адрес>)», установлены границы зон санитарной охраны в следующих размерах: - граница первого пояса зоны санитарной охраны устанавливается на расстояние 100 м во всех направлениях по акватории водозабора и по прилегающему к водозабору берегу от линии уреза воды при летне-осеннем межевании; - границы второго и третьего поясов зон санитарной охраны удалены по акватории во все стороны от водозабора на расстояние 3 километра и от уреза воды при летне-осенней межени – на расстояние 750 метров.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> указывает, что Постановление <адрес> от <дата> № «Об утверждении проекта «Зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции № муниципального предприятия <адрес> «Самараводоканал» (<адрес>) и об установлении границ и режимов зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции № муниципального предприятия <адрес> «Самараводоканал» (<адрес>)» было утверждено на основании постановления <адрес> от <дата> № «О Порядке утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, и установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения», отмененного в связи с вступлением в силу Постановления <адрес> от 19.12. 2017 N 858 "Об утверждении Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, направления документов для внесения сведений об установленных зонах санитарной охраны в Единый государственный реестр недвижимости и о признании утратившими силу отдельных постановлений <адрес>". Координаты границ зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции № муниципального предприятия <адрес> «Самараводоканал» не предоставлялись.
Согласно п.8 ст.1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменении.
В ч.4 и ч.6 ст.30 Градостроительного кодекса РФ указано, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Правилам застройки и землепользования в <адрес>, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от <дата> №, земельный участок, по адресу: <адрес>, состоящим на государственном кадастровом учете за номером № расположен в зоне Ж-1: зона малоэтажной застройки индивидуальными домами, в Правилах отсутствует утвержденная карта границ охранных и санитарно-защитных зон, в том числе зоны санитарной охраны водозабора.
Из материалов дела и ответа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> следует, что сведения о зонах, границах и режимов зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции № муниципального предприятия <адрес> «Самараводоканал» в государственный кадастр не вносились.
В установленном Постановлением <адрес> от 19.12. 2017 N 858 "Об утверждении Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, направления документов для внесения сведений об установленных зонах санитарной охраны в Единый государственный реестр недвижимости и о признании утратившими силу отдельных постановлений <адрес>" порядке границы и режимы зон санитарной охраны водозабора не разрабатывались.
При этом судом учитывается не только то, что испрашиваемый истцом земельный участок находится не только в зоне Ж-1, но и сложившееся землепользование, из предоставленных в материалы дела документов следует, что прилегающие земельные участки используются под садоводство и огородничество, уполномоченными органами были предоставлены гражданам в установленном законом порядке.
Суд не соглашается с доводами Департамента градостроительства г. о. <адрес>, о том, что земельный участок не может быть предоставлен, так как располагается в охранной зоне ЕЗОЛ-2 объекта культурного наследия федерального значения, утвержденной Постановлением <адрес> от <дата> № «Об утверждении границ территории объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс дачи Головкина, нач. XX в., арх. Головкин К.П.», границ объединенной зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс дачи Головкина, нач. XX в., арх. Головкин К.П.», объектов культурного наследия регионального значения «Дача купца В.М. Сурошникова. Арх. Шехтель Ф.О.», «Дача купца В.Н. Башкирова (В.М. Сурошникова): дом владельца; дом арендаторов; переход-галерея», «Питейное заведение (загородный ресторан)», «Жилой дом на даче почетного гражданина города А.А. Титова», режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данной зоны и внесении изменений в постановление <адрес> от <дата> № «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории <адрес>, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон».
Указанное обстоятельство не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка, так как предоставление в собственность испрашиваемого земельного участка возможно с ограничениями. При разработке ГПЗУ при выдаче разрешения на строительство, указываются координаты, в границах которых разрешено возведение строений. Указанное обстоятельство было подтверждено ранее решением Октябрьского районного суда <адрес> по делу № (по административному иску Болдовой Ю.К. к Департаменту градостроительства г.о. <адрес> и Апелляционным определением Самарского областного суда по указанному делу.
В соответствии со ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Как было установлено Решением суда по делу №, в соответствии со ст.57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка, содержит информацию, в том числе о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии), о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается; об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон; о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов.
Таким образом, предоставление в собственность граждан земельного участка для индивидуального жилищного строительства, часть которого расположена в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия, в которой действующим законодательством разрешается строительство зданий и сооружений, допускается, наличие ограничений отражается в градостроительном плане земельного участка, утверждаемом уполномоченным на то органом местного самоуправления.
Ссылка Департамента градостроительства г.о. <адрес> на положения ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, согласно требованиям которой в границах прибрежных защитных полос запрещается распашка земель, что противоречит виду разрешенного использования «ведение огородничества» не может служить основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого административным истцом земельного участка.
Положениями п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ определены категории земель по целевому назначению.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве.
При кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования устанавливается исходя из совокупности всех предъявляемых требований, определяемых обстоятельствами возникновения возможных впоследствии правоотношений.
Определение вида разрешенного использования земельного участка, разрешенное использование которого в правоустанавливающих документах сформулировано так, что оно допускает неоднозначное толкование, должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен и фактически осуществляемого владельцем участка, а также назначения объектов, расположенных на этом участке.
При этом фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в ЕГРН.
Согласно ч.5 ст.8 ФЗ от <дата> № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу ст. 37 Градостроительного кодекса РФ от <дата> № 190-ФЗ, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
В настоящий момент действуют Правила застройки и землепользования в городе <адрес>, утвержденные постановлением <адрес> городской Думы от <дата> №, которые применяются в части, не противоречащей генеральному плану развития <адрес>.
Вид разрешенного использования земельного участка представляет собой вид деятельности, осуществлять который на земельном участке разрешено в силу поименования этого вида в ст. 30 Правил застройки и землепользования в городе Самаре при соблюдении данных Правил и положений иных нормативных правовых актов.
Согласно частям 1-3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Градостроительные регламенты устанавливаются в Правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны.
Фактическое использование земельного участка может быть изменено в соответствии с градостроительным законодательством, что подлежит отражению в ЕГРН. Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Вместе с тем, действующий вид деятельности, предусмотренный на земельном участке, предоставленном для «ведения огородничества» устанавливает следующее описание вида разрешенного использования: осуществление деятельности, связанной с выращиванием ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений, предназначенных для хранения сельскохозяйственных орудий труда и выращенной сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" N 66-ФЗ, граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке.
В соответствии с абзацем 3 статьи 1 Федерального закона N 66-ФЗ огородный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости о разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).
Так как действующий вида разрешенного использования предполагает возможность использования земельного участка для целей огородничества без распашки почвы, доводы Департамента в указанной части не основаны на фактических обстоятельствах настоящего дела.
В соответствии со ст. 10 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков и резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Департаментом градостроительства г.о. <адрес> необоснованно было отказано Болдовой Ю.К. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, поскольку санитарно-защитная зона не установлена, соответствующие сведения в государственный кадастр не вносились, доказательств установления санитарно-защитной зоны на спорном земельном участке суду не предоставлены, в связи с чем требование административного истца о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. <адрес> № от <дата> заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку судом установлены нарушения прав истца, то на Департамент градостроительства г.о. Самара необходимо возложить обязанность по восстановлению нарушенных прав истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Болдовой Юлии Кузьминичны к Департаменту градостроительства г.о. <адрес> о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена - удовлетворить.
Признать незаконным Распоряжение Департамента градостроительства г.о.<адрес> № от <дата> «Об отказе в предварительном согласовании предоставлении земельного участка государственная собственность на который не разграничена» – незаконным.
Обязать Департамента градостроительства г.о.<адрес> по истечении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Болдовой Юлии Кузьминичны путем возобновления рассмотрения заявления Болдовой Ю.К., входящий номер № от <дата>, и предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 956 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, территориальная зона Ж-1, категория земель – земли населенных пунктов, кадастровый квартал № в собственность Болдовой Ю.К. бесплатно, сформировав земельный участок в границах следующего каталога координат:
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
Решение является основанием для снятия с кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Председательствующий В.В. Инкин