Дело №3а-89/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2016 года город Орел
Орловский областной суд в составе
председательствующего судьи Склярука С.А.,
при секретаре Митюревой И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Артемова Т.Б. к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
выслушав объяснения представителя административного истца – Редникиной С.С., поддержавшей административное исковое заявление,
установил:
Артемова Т.Б. обратилась в суд с административным иском к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области, администрации Залегощенского района Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указывала, что ей принадлежит <...> доля в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, сельское поселение Нижне-Залегощенское, на территории ОАО «Восход» (старое название КСП «Восход»), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Ссылалась на то, что кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка, установленная по состоянию на 1.05.2014г. в размере <...> рублей, значительно превышает его рыночную стоимость на ту же дату, чем нарушаются ее права в сфере налогообложения.
В связи с этим просит суд установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка, равной его рыночной стоимости в размере <...> копеек по состоянию на 1 мая 2014 года.
Определением суда от 27.07.2016г. из числа административных ответчиков исключены администрация Залегощенского района Орловской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области.
Данным определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Нижне - Залегощенского сельского поселения Залегощенского района Орловской области и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области.
Административный истец Артемова Т.Б., будучи надлежаще извещенной судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ее представитель по доверенности Редникина С.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила суд принять решение об удовлетворении административного иска.
Представитель административного ответчика Правительства Орловской области - Кондрашова О.В. в судебное заседание не явилась, в письменном ходатайстве просила о рассмотрении дела в её отсутствии, в разрешении заявленных требований полагалась на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области – Мультан А.С., в судебное заседание не явилась, представив ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствии представителя данного административного ответчика, одновременно указав, что по существу рассматриваемых требований полагается на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела данное заинтересованное лицо извещено надлежаще, ходатайств об отложении судебного заседания от него в суд не поступало.
Представитель заинтересованного лица – администрации Нижне - Залегощенского сельского поселения Залегощенского района Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела данное заинтересованное лицо извещено надлежаще, ходатайств об отложении судебного заседания от него в суд не поступало.
Суд, выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований, по следующим основаниям.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона №135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При рассмотрении дела установлено, что Артемова Т.Б. принадлежит <...> доля в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Нижне-Залегощенское сельское поселение, на территории ОАО «Восход» (старое название КСП «Восход»), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, что подтверждается нотариально заверенной копией свидетельства о государственной регистрации права от 18.02.2016г., копией кадастрового паспорта данного земельного участка (т.1 л.д.15-16).
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка была определена на основании постановления Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 года № 436 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Орловской области», которым по состоянию на 1 мая 2014 года была утверждена кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения Орловской области.
Постановлением Правительства Орловской области от 10 марта 2016 года №73 «О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 года № 436 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Орловской области» в связи с уточнением результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения были внесены изменения в постановление Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 года № 436, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения изменилась в меньшую сторону. При принятии данного постановления новая кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения области не проводилась, соответственно дата, на которую установлена их кадастровая стоимость, осталась прежней – 1.05.2014г.
В связи с внесенными изменениями в постановление Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 года № 436 кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере <...> рублей по состоянию на 1.05.2014г., что подтверждается кадастровой справкой от 4.07.2016г.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет № об оценке рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка от 13.05.2016г., выполненный оценщиком Закрытого акционерного общества «Эксперт» Яремчуком А.В., согласно которому по состоянию на 1.05.2014г. рыночная стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв.м., составляла <...> копеек (т.1 л.д.41-258, т.2 л.д.1-386).
Соответствие указанного отчёта об оценке требованиям Федерального закона №135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением Некоммерческого партнерства «Саморегурируемая организация «Свободный оценочный департамент» от <дата> №/С-16.
Данное экспертное заключение в силу положений, содержащихся в части 5 статьи 17.1 Федерального закона №135-ФЗ, является положительным и подтверждает рыночную стоимость принадлежащего административному истцу на праве общей долевой собственности земельного участка, определённую оценщиком.
Согласно положениям, закрепленным в статье 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.
Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость спорного земельного участка, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованными лицами вопреки положениям части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представлено не было. Возражения относительно требований административного истца ими в ходе разбирательства дела не приводились, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости по делу заявлены не были.
Суд, исследовав указанные выше отчёт об оценке и положительное экспертное заключение, сопоставив их содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, полагает, что данные доказательства, представленные административным истцом в подтверждение рыночной стоимости принадлежащего ему на праве общей долевой собственности земельного участка, отвечают требованиям относимости, допустимости, не вызывают сомнений в достоверности.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление Артемова Т.Б. подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Артемова Т.Б. к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Нижне-Залегощенское сельское поселение, на территории ОАО «Восход» (старое название КСП «Восход»), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, равной его рыночной стоимости в размере <...> 60 копеек по состоянию на 1 мая 2014 года.
Датой подачи Артемова Т.Б. заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать <дата>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Орловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья С.А. Склярук
Дело №3а-89/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2016 года город Орел
Орловский областной суд в составе
председательствующего судьи Склярука С.А.,
при секретаре Митюревой И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Артемова Т.Б. к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
выслушав объяснения представителя административного истца – Редникиной С.С., поддержавшей административное исковое заявление,
установил:
Артемова Т.Б. обратилась в суд с административным иском к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области, администрации Залегощенского района Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указывала, что ей принадлежит <...> доля в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, сельское поселение Нижне-Залегощенское, на территории ОАО «Восход» (старое название КСП «Восход»), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Ссылалась на то, что кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка, установленная по состоянию на 1.05.2014г. в размере <...> рублей, значительно превышает его рыночную стоимость на ту же дату, чем нарушаются ее права в сфере налогообложения.
В связи с этим просит суд установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка, равной его рыночной стоимости в размере <...> копеек по состоянию на 1 мая 2014 года.
Определением суда от 27.07.2016г. из числа административных ответчиков исключены администрация Залегощенского района Орловской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области.
Данным определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Нижне - Залегощенского сельского поселения Залегощенского района Орловской области и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области.
Административный истец Артемова Т.Б., будучи надлежаще извещенной судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ее представитель по доверенности Редникина С.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила суд принять решение об удовлетворении административного иска.
Представитель административного ответчика Правительства Орловской области - Кондрашова О.В. в судебное заседание не явилась, в письменном ходатайстве просила о рассмотрении дела в её отсутствии, в разрешении заявленных требований полагалась на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области – Мультан А.С., в судебное заседание не явилась, представив ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствии представителя данного административного ответчика, одновременно указав, что по существу рассматриваемых требований полагается на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела данное заинтересованное лицо извещено надлежаще, ходатайств об отложении судебного заседания от него в суд не поступало.
Представитель заинтересованного лица – администрации Нижне - Залегощенского сельского поселения Залегощенского района Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела данное заинтересованное лицо извещено надлежаще, ходатайств об отложении судебного заседания от него в суд не поступало.
Суд, выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований, по следующим основаниям.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона №135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При рассмотрении дела установлено, что Артемова Т.Б. принадлежит <...> доля в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Нижне-Залегощенское сельское поселение, на территории ОАО «Восход» (старое название КСП «Восход»), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, что подтверждается нотариально заверенной копией свидетельства о государственной регистрации права от 18.02.2016г., копией кадастрового паспорта данного земельного участка (т.1 л.д.15-16).
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка была определена на основании постановления Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 года № 436 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Орловской области», которым по состоянию на 1 мая 2014 года была утверждена кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения Орловской области.
Постановлением Правительства Орловской области от 10 марта 2016 года №73 «О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 года № 436 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Орловской области» в связи с уточнением результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения были внесены изменения в постановление Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 года № 436, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения изменилась в меньшую сторону. При принятии данного постановления новая кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения области не проводилась, соответственно дата, на которую установлена их кадастровая стоимость, осталась прежней – 1.05.2014г.
В связи с внесенными изменениями в постановление Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 года № 436 кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере <...> рублей по состоянию на 1.05.2014г., что подтверждается кадастровой справкой от 4.07.2016г.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет № об оценке рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка от 13.05.2016г., выполненный оценщиком Закрытого акционерного общества «Эксперт» Яремчуком А.В., согласно которому по состоянию на 1.05.2014г. рыночная стоимость принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв.м., составляла <...> копеек (т.1 л.д.41-258, т.2 л.д.1-386).
Соответствие указанного отчёта об оценке требованиям Федерального закона №135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением Некоммерческого партнерства «Саморегурируемая организация «Свободный оценочный департамент» от <дата> №/С-16.
Данное экспертное заключение в силу положений, содержащихся в части 5 статьи 17.1 Федерального закона №135-ФЗ, является положительным и подтверждает рыночную стоимость принадлежащего административному истцу на праве общей долевой собственности земельного участка, определённую оценщиком.
Согласно положениям, закрепленным в статье 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не совершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.
Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость спорного земельного участка, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованными лицами вопреки положениям части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представлено не было. Возражения относительно требований административного истца ими в ходе разбирательства дела не приводились, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости по делу заявлены не были.
Суд, исследовав указанные выше отчёт об оценке и положительное экспертное заключение, сопоставив их содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, полагает, что данные доказательства, представленные административным истцом в подтверждение рыночной стоимости принадлежащего ему на праве общей долевой собственности земельного участка, отвечают требованиям относимости, допустимости, не вызывают сомнений в достоверности.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление Артемова Т.Б. подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Артемова Т.Б. к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Нижне-Залегощенское сельское поселение, на территории ОАО «Восход» (старое название КСП «Восход»), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, равной его рыночной стоимости в размере <...> 60 копеек по состоянию на 1 мая 2014 года.
Датой подачи Артемова Т.Б. заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать <дата>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Орловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья С.А. Склярук