Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-384/2012 ~ М-381/2012 от 16.08.2012

№ 2-384/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 сентября 2012 года                             пос. Игра Удмуртская Республика                                   

Игринский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Старковой Т.М.,

С участием помощника прокурора Игринского района УР Воронова А.В.,

При секретаре Исуповой Е.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Игринского района УР в интересах Т.Н.А. о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Игринского района УР в интересах Т.Н.А. обратился в суд с иском к Администрации Муниципального образования «Игринский район» о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда в пос. Игра Игринского района УР, общей площадью не ниже 18 кв.м., указывая при этом, что в прокуратуру Игринского района обратилась Т.Н.А. с доводами о не предоставлении ей Администрацией МО «Игринский район» жилого помещения вне очереди. Т.Н.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Было установлено, что мать Т.Н.А. - П.Е.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - П.А.Н. лишен родительских прав решением Игринского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ. Т.Н.А. закрепленного жилого помещения по договору социального найма не имеет. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «Игринский район» Т.Н.А. поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении. Кроме того, прокурор указывает, что согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья четко обозначен федеральным законодательством. Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Кроме того, ч. 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). В силу п. «ж» части 1 ст.72 Конституции РФ в совместном введении Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления. Частью 1 статьи 3 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории. Кроме того, данное право закреплено в части 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 2 статьи 4 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных Правительством УР. Статьей 15 указанного Закона УР от 06.03.2007 г. полномочиями по предоставлению такой меры социальной поддержки, как обеспечение вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, наделено муниципальное образование "Игринский район". В соответствии с ч. 1 постановления Правительства УР от 25 июня 2007 года N 99 "О мерах по обеспечению жильем в 2007 году детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и норме предоставления им жилых помещений" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, установленными органами местного самоуправления в УР. Согласно Закону УР от 06.07.2011 N 35-РЗ "О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 18 квадратных метров на одно лицо из детей сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с ч.1 ст. 4 Закона УР жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим право на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. В случае невозможности определения места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения указанной категории лиц предоставляются (по их выбору) по месту их выявления или первичного устройства в семью опекуна, приемную семью, образовательную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Т.Н.А. в 2008 году окончила обучение в МОУ «Игринская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа». После окончании образовательного учреждения жильем не обеспечена. В данный момент жилого помещения в собственности, по договору социального найма, закрепленного жилого помещения у нее не имеется. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Основанием для обращения прокурора в суд в интересах указанного лица является ее обращение, поступившее в прокуратуру Игринского района ДД.ММ.ГГГГ. Прокурор Игринского района УР просит обязать Администрацию МО «Игринский район» предоставить Т.Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение в пос. Игра УР, применительно к условиям пос. Игра Игринского района Удмуртской Республики, общей площадью не ниже 18 кв. м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, за счет средств Бюджета Удмуртской Республики, предусмотренных на эти цели.

В судебном заседании представитель прокуратуры Игринского района УР Воронов А.В., истица Т.Н.А. требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, полностью поддержали.

Представитель Администрации МО «Игринский район» Чирков В.К. исковые требования прокурора в интересах Т.Н.А. не признал, при этом пояснил, что, действительно, Т.Н.А. имеет право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда вне очереди, за счет средств Бюджета Удмуртской Республики. Однако, в настоящее время в виду отсутствия денежных средств, ей не может быть предоставлено жилое помещение.

Представитель органа опеки и попечительства Чиркова В.А. в судебном заседании пояснила, что требования прокурора Игринского района УР в интересах Т.Н.А. считает законными и обоснованными. Жилье истице будет предоставлено в порядке очереди.

Суд, выслушав представителя прокуратуры, истицу, представителя Администрации МО «Игринский район», представителя органа опеки и попечительства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность.

Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья четко обозначен федеральным законодательством.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.

Из свидетельства о рождении следует, что П.Н.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Ее родителями являются П.Е.И., П.А.Н..

Свидетельством о смерти установлено, что П.Е.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Шарканского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что П.А.Н. был лишен родительских прав в отношении своей дочери П.Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно решению Шарканского районного суда УР от ДД.ММ.ГГГГ П.А.Н. признан безвестно отсутствующим.

В судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, установлено, что П.Н.А. не восстановился в родительских правах.

Таким образом, Т.Н.А., мать которой умерла, а отец лишен родительских прав, приобрела статус лица, относящегося к детям, оставшимся без попечения родителей. В связи с этим, она имеет право на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Из аттестата о среднем (полном) общем образовании <адрес>0 видно, что в 2008 году П.Н.А. окончила МОУ «<данные изъяты>».

Частью 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Из анкеты нуждающегося в получении жилого помещения из числа лиц в возрасте до 23 лет (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), не имеющего ранее закрепленного жилого помещения,постановления Администрации МО «Игринский район» от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Т.Н.А., относящаяся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет в Администрацию Игринского района УР в качестве нуждающейся в жилом помещении и на внеочередное получение жилья.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления.

Частью 1 статьи 3 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории.

Данное право закреплено и в части 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Однако, по делу, бесспорно, установлено, что до настоящего времени жилое помещение вне очереди по договору социального найма истице, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей не предоставлено, чем нарушаются ее жилищные права. Каких-либо жилых помещений на праве собственности, закрепленного жилого помещения, либо по договору социального найма истица не имеет. Данные обстоятельства подтверждаются Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых требований, справками, выданными Шарканским и Игринским филиалом ГУП «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества».

Так, согласно Уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых требований, выданного Шарканским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, а также указанных выше справок, следует, что Т.Н.А. жилья на праве собственности, по договору социального найма на территории Удмуртской Республики, в том числе, Игринского и Шарканского районов, не имеет.

Свидетельством о заключении брака установлено, что Т.С.А. ДД.ММ.ГГГГ заключил брак с П.Н.А., о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись о заключении брака . После регистрации брака последней присвоена фамилия - Т.

Из паспортных данных видно, что Т.Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: УР, <адрес>.

Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что собственником указанной выше квартиры является Т.Т.В.

Согласно ч. 2 статьи 4 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных Правительством УР.

В соответствии с ч. 1 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 25 июня 2007 года N 99 "О мерах по обеспечению жильем в 2007 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и норме предоставления им жилых помещений" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, установленными органами местного самоуправления в УР.

Согласно Закону УР от 06.07.2011 N 35-РЗ "О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 18 квадратных метров на одно лицо из детей сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, истица вправе претендовать на благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям пос. Игра УР, размером не менее 18 кв.м. общей площади, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте пос. Игра Игринского района Удмуртской Республики, вне очереди по договору социального найма.

В связи с изложенным, суд считает, что требования прокурора Игринского района УР, предъявленные в интересах Т.Н.А., подлежат удовлетворению.

В судебном заседании представитель ответчика заявил довод о том, что денежных средств на приобретение жилья указанной категории лиц в настоящее время не имеется, поэтому просит в удовлетворении требований прокурора отказать. Однако, суд данный довод считает необоснованным, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть постановлено в зависимость от каких-либо условий. Право истицы на предоставление ей жилья вне очереди, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, еще не реализовано, в связи с чем, отказ в удовлетворении иска может повлечь неблагоприятные последствия для Т.Н.А.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Игринского района Удмуртской Республики в интересах Т.Н.А. к Администрации МО «Игринский район» о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «Игринский район» предоставить Т.Н.А. вне очереди, благоустроенное жилое помещение в пос. Игра УР, применительно к условиям пос. Игра Игринского района Удмуртской Республики, общей площадью не ниже 18 кв. м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, за счет средств Бюджета Удмуртской Республики, предусмотренных на эти цели.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Игринский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:

2-384/2012 ~ М-381/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Трофимова Наталья Александровна
Прокурор
Ответчики
Администрация муниципального образования "Игринский район", ИНН 1809005163
Суд
Игринский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Старкова Татьяна Михайловна
Дело на странице суда
igrinskiy--udm.sudrf.ru
16.08.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2012Передача материалов судье
17.08.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2012Судебное заседание
11.09.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее