Судья фио
Дело № 33-10982/2022
I инст. 2-3388/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 марта 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Удова Б.В.,
судей фио, фио,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Грибковой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио гражданское дело по апелляционной жалобе ответчиков Хаустова В.Ю., Хаустовой О.Ю., Хаустовой А.Ю. на решение Бабушкинского районного суда адрес от 09 ноября 2021 года, которым постановлено:
заявленные требования удовлетворить.
Прекратить право собственности Хаустовой Ольги Юрьевны, Хаустовой Анны Юрьевны, Хаустова Виктора Юрьевича, Хаустовой Ирины Владимировны на пистолет – ХОРЬХЕ 1 кал. 9 мм Р.А. № 002024; гладкоствольное огнестрельное ружье Blaser сумма прописью кал. 12х76 серия F №002820; нарезной карабин адрес кал. 7,62х39, серия 3А, № 812.
Признать бесхозяйными пистолет – ХОРЬХЕ 1 кал. 9 мм Р.А. № 002024; гладкоствольное огнестрельное ружье Blaser сумма прописью кал. 12х76 серия F №002820; нарезной карабин адрес кал. 7,62х39, серия 3А, № 812.
Обязать Главное управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по адрес уничтожить на основании п. 12 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» пистолет – ХОРЬХЕ 1 кал. 9 мм Р.А. № 002024; гладкоствольное огнестрельное ружье Blaser сумма прописью кал. 12х76 серия F №002820; нарезной карабин адрес кал. 7,62х39, серия 3А, № 812.
У с т а н о в и л а:
ОМВД России по адрес обратилось в суд с иском к Хаустовой О.Ю., Хаустовой А.Ю., Хаустову В.Ю., Хаустовой И.В. о признании вещи бесхозяйным имуществом и принудительном отчуждении оружия с целью последующего уничтожения, обосновывая свои требования тем, что в связи со смертью фио, принадлежащее ему по праву собственности гражданское оружие: пистолет – ХОРЬХЕ 1 кал. 9 мм Р.А. № 002024; гладкоствольное огнестрельное ружье Blaser сумма прописью кал. 12х76 серия F №002820; нарезной карабин адрес кал. 7,62х39, серия 3А, № 812, были изъяты и находится на ответственном хранении в ОМВД России по адрес. Наследникам умершего фио неоднократно направлялись предписания о решении вопроса о регистрации в установленном порядке указанного оружия, однако никаких действий по регистрации в установленном порядке оружия наследниками не предпринималось, в связи с чем истец был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
Представитель истца - ОМВД России по адрес по доверенности фио в судебное заседание суда первой инстанции явилась, исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, указанным в иске.
Представитель ответчика Хаустова В.Ю. по доверенности фио в судебное заседание суда первой инстанции явилась, категорически возражала против удовлетворения исковых требований, при этом пояснила, что наследники намерены владеть частью имущества умершего наследодателя, а именно пистолетом – ХОРЬХЕ 1 кал. 9 мм Р.А. № 002024 и гладкоствольным огнестрельным ружьем Blaser сумма прописью кал. 12х76 серия F №002820, поскольку в ближайшее время один из наследников планирует получить разрешение и лицензию на приобретение, хранение и ношение оружия.
Ответчики фио, фио, фио и представитель третьего лица – Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по адрес в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, возражений и ходатайств не представили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.
Суд постановил вышеприведенное решение, об отмене которого просят ответчики фио, фио, фио, указывая, что исковые требования были судом удовлетворены в нарушение норм действующего законодательства и при неверной оценке собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, а также обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда следует отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно требованиям ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, если оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года «О судебном решении»).
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или общеизвестным обстоятельствам, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года «О судебном решении»).
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции не соответствует.
Как следует из материалов дела, в связи со смертью 12 июля 2016 года фио, паспортные данные, принадлежащее ему по праву собственности гражданское оружие: пистолет – ХОРЬХЕ 1 кал. 9 мм Р.А. № 002024; гладкоствольное огнестрельное ружье Blaser сумма прописью кал. 12х76 серия F №002820; нарезной карабин адрес кал. 7,62х39, серия 3А, № 812, были изъяты и находится на ответственном хранении в ОМВД России по адрес.
Как следует из представленного в материалах дела ответа на запрос суда и заверенной копии наследственного дела, наследниками умершего 12 июля 2016г. фио, паспортные данные, являются:
- дочь Хаустова Ольга Юрьевна, паспортные данные;
- сын Хаустов Виктор Юрьевич, паспортные данные;
- дочь Хаустова Анна Юрьевна, паспортные данные;
- жена Хаустова Ирина Владимировна, паспортные данные.
Наследникам умершего фио неоднократно направлялись предписания о решении вопроса о регистрации в установленном порядке указанного оружия, однако никаких действий по регистрации в установленном порядке оружия наследниками не предпринималось.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу, что право собственности на оружие подлежит прекращению, а само оружие - принудительному изъятию, поскольку в течение одного года с момент смерти наследодателя ответчики не разрешили вопрос о получении лицензии на приобретение гражданского оружия.
С указанными выводами согласиться не представляется возможным, в силу следующего.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 1).
Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (подпункт 2 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации)
В силу ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества (пункт 2).
Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику (пункт 3).
На основании статьи 3 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии", гражданину Российской Федерации органом внутренних дел по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Исходя из положений ч. 2 ст. 20 и ч. 5 ст. 27 Федерального закона "Об оружии", дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел, производятся в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие незамедлительно изымается для ответственного хранения органами внутренних дел, его зарегистрировавшими, но не более одного года. По истечении одного года органом внутренних дел принимаются установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению оружия.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что в связи со смертью фио, принадлежащее ему на праве собственности оружие: пистолет – ХОРЬХЕ 1 кал. 9 мм Р.А. № 002024; гладкоствольное огнестрельное ружье Blaser сумма прописью кал. 12х76 серия F №002820; нарезной карабин адрес кал. 7,62х39, серия 3А, № 812, были изъяты и находятся на ответственном хранении в ОМВД России по адрес (протокол изъятия от 13.09.2016).
Наследникам умершего фио: Хаустовой О.Ю., Хаустовой А.Ю., Хаустову В.Ю. направлялись предписания об устранении нарушений правил оборота оружия, а фиоВ, направлялось уведомление о необходимости принять решение в отношении оружия, в связи с аннулированием лицензии (л.д. 15-19)
Доказательств, подтверждающих законные основания для владения оружием ответчиками в материалы дела не представлено.
В соответствии со ст. 1180 ГК РФ, наследование оружия производится на общих основаниях и специального разрешения для вступления в права наследования оружием не требуется. Меры по охране входящих в состав наследства ограниченно оборотоспособных вещей до получения наследником специального разрешения на эти вещи, осуществляется с соблюдением порядка, установленного законом для соответствующего имущества. При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения, его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со статьей 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что заявленные требования о прекращении права собственности ответчиков на оружие, признании этого оружия бесхозяйным и обязании его уничтожить на основании п. 12 ч. 1 ст. 19 ФЗ от 03.07.2016 № 226-ФЗ – нельзя признать правомерным.
При этом, судебная коллегия отмечает, что в силу ч. 2 ст. 238 ГК РФ, в случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
Помимо изложенного, судебная коллегия отмечает, что в соответствии с п. 82, п. 83 Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 (ред. от 31.12.2020) "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на адрес", изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе. По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.
Изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на адрес, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
При этом, истцом не представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что оружие не имеет культурно-исторической ценности, может быть уничтожено, путем передачи на реализацию либо о невозможности такой реализации.
Судебная коллегия, установив, что требований, разрешающих вопрос реализации и выплаты ответчикам компенсации стоимости реализуемого имущества за вычетом затрат на его отчуждение, истцом предъявлено не было, приходит к выводу, что права наследников (ответчиков) принятым решением суда нарушены, поскольку требования об изъятии наследственного имущества (оружия) и его уничтожение без выплаты компенсации стоимости оружия не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Принимая во внимание, что суд, в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, принимает решение по заявленным истцом требованиям, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а:
Решение Бабушкинского районного суда адрес от 09 ноября 2021 года – отменить.
Принять по делу новое решение:
В удовлетворении требований ОМВД России по адрес к Хаустовой О.Ю., Хаустовой А.Ю., Хаустову В.Ю., Хаустовой И.В. о признании вещи бесхозяйным имуществом и принудительном отчуждении оружия с целью последующего уничтожения - отказать.
Председательствующий
Судьи