2-608/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт Грибановский 13 сентября 2016 года
Грибановский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Силина А.К.,
при секретаре Маковой Е.В.,
с участием истца Никульшина С.А.,
представителя ответчика, ГУ – УПФ РФ по Грибановскому району Воронежской области, Золотухина А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Никульшина С. А. к ГУ – УПФ РФ по Грибановскому району Воронежской области о признании недействительным решения об отказе в установлении пенсии в части исключения из стажа периода работы в должности водителя автомобиля (пожарного) пожарной части № 38 по охране Грибановского района ОГУ «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области», включении этого периода работы в стаж для назначения досрочной пенсии и назначении досрочной пенсии,
установил:
Никульшин С.А. обратился в суд с иском, указывая, что в ДД.ММ.ГГГГ подал ответчику заявление о досрочном назначении пенсии. Решением ГУ – УПФ РФ по Грибановскому району Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в назначении досрочной пенсии как лицу, осуществляющему деятельность на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, из-за отсутствия стажа на соответствующих видах работ продолжительностью 25 лет.
Решение мотивировано тем, что специальный стаж истца на дату обращения за назначением пенсии составляет 23 года 05 месяцев 18 дней, поскольку в него не входят периоды работы истца в должности водителя автомобиля (пожарного) пожарной части №38 по охране Грибановского района областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Никульшин С.А. просит признать названное решение недействительным в части исключения из специального стажа периода работы в должности водителя автомобиля (пожарного) пожарной части № 38 по охране Грибановского района ОГУ «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика включить этот период в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости; обязать ГУ – УПФ РФ по Грибановскому району Воронежской области назначить ему досрочную пенсию по старости в связи с работой в пожарных частях отряда Государственной противопожарной службы МЧС России с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ГУ – УПФР по Грибановскому району Воронежской области судебные издержки, связанные с уплатой государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В судебном заседании Никульшин С.А. поддержал заявленные требования. Пояснил, что за период своей работы с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время он выполнял одни и те же функциональные обязанности водителя пожарного автомобиля, в одном и том же режиме рабочего времени, с одной и той же нагрузкой и задачами. Изменения трудовых обязанностей при неоднократных переименованиях учреждения не происходило. Считает несправедливым то, что его работа в 2005-2007 годах не засчитана в специальный стаж, тогда как аналогичный труд как до, так и после этого периода принят Пенсионным фондом во внимание.
Представитель ответчика Золотухин А.Н. иск не признал. Полагал, что оспариваемое решение законно и обоснованно. Работа истца в должности водителя автомобиля (пожарного) в пожарной части №38 по охране Грибановского района областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах» не дает ему права на досрочное назначение пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, так как учреждение, в котором протекала трудовая деятельность истца в спорный период не относится к федеральным учреждениям.
Выслушав стороны, исследовав материала дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 того же Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Решением ГУ – УПФР по Грибановскому району № 99 от ДД.ММ.ГГГГ в назначении указанного выше вида пенсии Никульшину С.А. отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии продолжительностью 25 лет. По мнению ответчика специальный стаж Никульшина С.А. на дату обращения, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, составляет 23 года 05 месяцев 18 дней (л.д. 27).
Комиссия не засчитала в специальный стаж период работы истца в должности водителя автомобиля (пожарного) в пожарной части № 38 по охране Грибановского района областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 года 09 месяцев 01 день), так как истец работал в учреждении, не отнесенном к Федеральной противопожарной службе (л.д. 28).
Из записей в трудовой книжке Никульшина С.А. (л.д.12-24), справок, уточняющих характер работы и условий труда (л.д. 36-38), следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Никульшин С.А. принят на работу водителем в Грибановскую профессиональную пожарную часть управления пожарной охраны УВД Воронежской области.
Указанное учреждение переименовывалось: ДД.ММ.ГГГГ в ОГУ «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области»; ДД.ММ.ГГГГ в отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Воронежской области; ДД.ММ.ГГГГ в государственное учреждение «1 отряд федеральной противопожарной службы по Воронежской области»; ДД.ММ.ГГГГ в федеральное государственное казенное учреждение «1 отряд федеральной противопожарной службы по Воронежской области».
По настоящее время Никульшин С.А. продолжает работать в должности водителя автомобиля (пожарного) федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Воронежской области».
Таким образом в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Никульшин С.А. работал в должности водителя пожарного автомобиля пожарной части № по охране Грибановского района областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области».
В соответствии с ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется, в частности, список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года № 437.
Названным Списком предусмотрена должность водитель (шофер) автомобиля (пожарного).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 18 июня 2002 года № 437 в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях, предусмотренных названным Списком, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
На основании Указа Президента РФ от 09 ноября 2001 года № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел РФ была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Этим Указом в состав Государственной противопожарной службы МЧС РФ были переданы все входящие в систему Государственной противопожарной службы МВД РФ по состоянию на 01 октября 2001 года центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.
Указом Президента предусмотрено, что до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации за работниками Государственной противопожарной службы МЧС и ГО РФ и членами их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая пенсионное обеспечение.
В соответствии Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов РФ с существенными отличиями в их деятельности, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Прежней редакцией статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» было предусмотрено, что Государственная противопожарная служба является единой самостоятельной оперативной службой и в таком качестве вся входит в состав МЧС РФ.
Лишь после внесения в указанную статью Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ изменений, которые вступили в силу с 01 января 2005 года, Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов РФ.
Постановлением администрации Воронежской области от 10 декабря 2004 года №1105 «О создании областного государственного учреждения Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области» было создано областное учреждение, в которое вошла ПЧ-38 ГПС по охране Грибановского района Воронежской области.
Согласно Уставу Областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области» оно является составной частью Государственной противопожарной службы, в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами и иными актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В определении Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 года № 552-0-0 сформулирована правовая позиция: досрочное назначение пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста.
Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов РФ основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов РФ.
В рассматриваемом случае смены характера и содержания профессиональной деятельности вместе с переименованием учреждения не наступило. Исходя из Устава Областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области», в состав которого входила пожарная часть №38, учреждение в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами и иными актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В Грибановском районе Воронежской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ параллельно с пожарной частью № по охране Грибановского района областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области» не вводилось учреждения федеральной противопожарной службы, а существовало лишь отделение пожарного надзора, которое осуществляло свою деятельность в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственном пожарном надзоре», что подтверждается ответом Главного управления МЧС России по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.33). Осуществление отделением государственного пожарного надзора надзорной деятельности, не связанной с непосредственным выездом на пожары и их тушением, не могло отразиться на объеме трудовых обязанностей водителей автомобилей (пожарных) ПЧ №.
В такой ситуации очевидно, что обеспечение противопожарной безопасности на территории Грибановского района Воронежской области в полном объеме по-прежнему возлагалось только на пожарную часть №. Следовательно, трудовые функции, нагрузка, режим рабочего времени, характер работы и должностные обязанности работников, в том числе Никульшина С.А., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ относительно предыдущих периодов не изменились. На это указывает также то обстоятельство, что с ДД.ММ.ГГГГ учреждение вновь получило статус федерального, и работа в нем стала учитываться, как дающая право на досрочное назначение пенсии.
Исходя из того, что независимо от ведомственной принадлежности пожарной части Никульшин С.А. в спорный период продолжал исполнять функции водителя автомобиля (пожарного), характер его работы, должностные обязанности не изменились и проведенная реорганизация в сфере государственного управления пожарной безопасности не может повлечь нарушение пенсионных прав истца, суд приходит к выводу, что период работы Никульшина С.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ стаж, дающий Никульшину С.А. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с учетом включения спорного периода, превышает 25 лет. Возраст Никульшина С.А. выше 50 лет.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы. Поэтому с Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ по Грибановскому району подлежит взысканию в пользу Никульшина С.А. государственная пошлина в размере 300 рублей. Указанные судебные расходы подтверждены соответствующей квитанцией (л.д. 9-10).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Никульшина С. А. удовлетворить.
Признать решение Государственного Учреждения – Управление Пенсионного Фонда РФ по Грибановскому району Воронежской области № 99 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части исключения периода работы Никульшина С. А. в должности водителя автомобиля (пожарного) в пожарной части № 38 по охране Грибановского района областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по Грибановскому району Воронежской области включить период работы Никульшина С. А. в должности водителя автомобиля (пожарного) в пожарной части № 38 по охране Грибановского района областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном порядке в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное Учреждение – Управление пенсионного фонда РФ по Грибановскому району Воронежской области назначить Никульшину С. А. страховую пенсию по старости в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, досрочно с даты обращения за назначением такой пенсии, с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного Учреждения – Управление Пенсионного Фонда РФ по Грибановскому району Воронежской области в пользу Никульшина С. А. расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий: п/п А.К. Силин
Копия верна: Судья:
Секретарь:
2-608/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пгт Грибановский 13 сентября 2016 года
Грибановский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Силина А.К.,
при секретаре Маковой Е.В.,
с участием истца Никульшина С.А.,
представителя ответчика, ГУ – УПФ РФ по Грибановскому району Воронежской области, Золотухина А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Никульшина С. А. к ГУ – УПФ РФ по Грибановскому району Воронежской области о признании недействительным решения об отказе в установлении пенсии в части исключения из стажа периода работы в должности водителя автомобиля (пожарного) пожарной части № 38 по охране Грибановского района ОГУ «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области», включении этого периода работы в стаж для назначения досрочной пенсии и назначении досрочной пенсии,
установил:
Никульшин С.А. обратился в суд с иском, указывая, что в ДД.ММ.ГГГГ подал ответчику заявление о досрочном назначении пенсии. Решением ГУ – УПФ РФ по Грибановскому району Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в назначении досрочной пенсии как лицу, осуществляющему деятельность на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, из-за отсутствия стажа на соответствующих видах работ продолжительностью 25 лет.
Решение мотивировано тем, что специальный стаж истца на дату обращения за назначением пенсии составляет 23 года 05 месяцев 18 дней, поскольку в него не входят периоды работы истца в должности водителя автомобиля (пожарного) пожарной части №38 по охране Грибановского района областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Никульшин С.А. просит признать названное решение недействительным в части исключения из специального стажа периода работы в должности водителя автомобиля (пожарного) пожарной части № 38 по охране Грибановского района ОГУ «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика включить этот период в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости; обязать ГУ – УПФ РФ по Грибановскому району Воронежской области назначить ему досрочную пенсию по старости в связи с работой в пожарных частях отряда Государственной противопожарной службы МЧС России с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ГУ – УПФР по Грибановскому району Воронежской области судебные издержки, связанные с уплатой государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В судебном заседании Никульшин С.А. поддержал заявленные требования. Пояснил, что за период своей работы с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время он выполнял одни и те же функциональные обязанности водителя пожарного автомобиля, в одном и том же режиме рабочего времени, с одной и той же нагрузкой и задачами. Изменения трудовых обязанностей при неоднократных переименованиях учреждения не происходило. Считает несправедливым то, что его работа в 2005-2007 годах не засчитана в специальный стаж, тогда как аналогичный труд как до, так и после этого периода принят Пенсионным фондом во внимание.
Представитель ответчика Золотухин А.Н. иск не признал. Полагал, что оспариваемое решение законно и обоснованно. Работа истца в должности водителя автомобиля (пожарного) в пожарной части №38 по охране Грибановского района областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах» не дает ему права на досрочное назначение пенсии по старости по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, так как учреждение, в котором протекала трудовая деятельность истца в спорный период не относится к федеральным учреждениям.
Выслушав стороны, исследовав материала дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 того же Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Решением ГУ – УПФР по Грибановскому району № 99 от ДД.ММ.ГГГГ в назначении указанного выше вида пенсии Никульшину С.А. отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии продолжительностью 25 лет. По мнению ответчика специальный стаж Никульшина С.А. на дату обращения, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, составляет 23 года 05 месяцев 18 дней (л.д. 27).
Комиссия не засчитала в специальный стаж период работы истца в должности водителя автомобиля (пожарного) в пожарной части № 38 по охране Грибановского района областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 года 09 месяцев 01 день), так как истец работал в учреждении, не отнесенном к Федеральной противопожарной службе (л.д. 28).
Из записей в трудовой книжке Никульшина С.А. (л.д.12-24), справок, уточняющих характер работы и условий труда (л.д. 36-38), следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Никульшин С.А. принят на работу водителем в Грибановскую профессиональную пожарную часть управления пожарной охраны УВД Воронежской области.
Указанное учреждение переименовывалось: ДД.ММ.ГГГГ в ОГУ «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области»; ДД.ММ.ГГГГ в отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Воронежской области; ДД.ММ.ГГГГ в государственное учреждение «1 отряд федеральной противопожарной службы по Воронежской области»; ДД.ММ.ГГГГ в федеральное государственное казенное учреждение «1 отряд федеральной противопожарной службы по Воронежской области».
По настоящее время Никульшин С.А. продолжает работать в должности водителя автомобиля (пожарного) федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Воронежской области».
Таким образом в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Никульшин С.А. работал в должности водителя пожарного автомобиля пожарной части № по охране Грибановского района областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области».
В соответствии с ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяется, в частности, список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года № 437.
Названным Списком предусмотрена должность водитель (шофер) автомобиля (пожарного).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 18 июня 2002 года № 437 в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях, предусмотренных названным Списком, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
На основании Указа Президента РФ от 09 ноября 2001 года № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел РФ была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Этим Указом в состав Государственной противопожарной службы МЧС РФ были переданы все входящие в систему Государственной противопожарной службы МВД РФ по состоянию на 01 октября 2001 года центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.
Указом Президента предусмотрено, что до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации за работниками Государственной противопожарной службы МЧС и ГО РФ и членами их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая пенсионное обеспечение.
В соответствии Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов РФ с существенными отличиями в их деятельности, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Прежней редакцией статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» было предусмотрено, что Государственная противопожарная служба является единой самостоятельной оперативной службой и в таком качестве вся входит в состав МЧС РФ.
Лишь после внесения в указанную статью Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ изменений, которые вступили в силу с 01 января 2005 года, Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов РФ.
Постановлением администрации Воронежской области от 10 декабря 2004 года №1105 «О создании областного государственного учреждения Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области» было создано областное учреждение, в которое вошла ПЧ-38 ГПС по охране Грибановского района Воронежской области.
Согласно Уставу Областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области» оно является составной частью Государственной противопожарной службы, в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами и иными актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В определении Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 года № 552-0-0 сформулирована правовая позиция: досрочное назначение пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста.
Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов РФ основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов РФ.
В рассматриваемом случае смены характера и содержания профессиональной деятельности вместе с переименованием учреждения не наступило. Исходя из Устава Областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области», в состав которого входила пожарная часть №38, учреждение в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами и иными актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В Грибановском районе Воронежской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ параллельно с пожарной частью № по охране Грибановского района областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области» не вводилось учреждения федеральной противопожарной службы, а существовало лишь отделение пожарного надзора, которое осуществляло свою деятельность в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственном пожарном надзоре», что подтверждается ответом Главного управления МЧС России по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.33). Осуществление отделением государственного пожарного надзора надзорной деятельности, не связанной с непосредственным выездом на пожары и их тушением, не могло отразиться на объеме трудовых обязанностей водителей автомобилей (пожарных) ПЧ №.
В такой ситуации очевидно, что обеспечение противопожарной безопасности на территории Грибановского района Воронежской области в полном объеме по-прежнему возлагалось только на пожарную часть №. Следовательно, трудовые функции, нагрузка, режим рабочего времени, характер работы и должностные обязанности работников, в том числе Никульшина С.А., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ относительно предыдущих периодов не изменились. На это указывает также то обстоятельство, что с ДД.ММ.ГГГГ учреждение вновь получило статус федерального, и работа в нем стала учитываться, как дающая право на досрочное назначение пенсии.
Исходя из того, что независимо от ведомственной принадлежности пожарной части Никульшин С.А. в спорный период продолжал исполнять функции водителя автомобиля (пожарного), характер его работы, должностные обязанности не изменились и проведенная реорганизация в сфере государственного управления пожарной безопасности не может повлечь нарушение пенсионных прав истца, суд приходит к выводу, что период работы Никульшина С.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ стаж, дающий Никульшину С.А. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с учетом включения спорного периода, превышает 25 лет. Возраст Никульшина С.А. выше 50 лет.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы. Поэтому с Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ по Грибановскому району подлежит взысканию в пользу Никульшина С.А. государственная пошлина в размере 300 рублей. Указанные судебные расходы подтверждены соответствующей квитанцией (л.д. 9-10).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Никульшина С. А. удовлетворить.
Признать решение Государственного Учреждения – Управление Пенсионного Фонда РФ по Грибановскому району Воронежской области № 99 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части исключения периода работы Никульшина С. А. в должности водителя автомобиля (пожарного) в пожарной части № 38 по охране Грибановского района областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по Грибановскому району Воронежской области включить период работы Никульшина С. А. в должности водителя автомобиля (пожарного) в пожарной части № 38 по охране Грибановского района областного государственного учреждения «Обеспечение функционирования гражданской обороны, защиты населения и территории, пожарной безопасности и спасения людей на водах Воронежской области» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном порядке в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное Учреждение – Управление пенсионного фонда РФ по Грибановскому району Воронежской области назначить Никульшину С. А. страховую пенсию по старости в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, досрочно с даты обращения за назначением такой пенсии, с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного Учреждения – Управление Пенсионного Фонда РФ по Грибановскому району Воронежской области в пользу Никульшина С. А. расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий: п/п А.К. Силин
Копия верна: Судья:
Секретарь: