Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-2390/2014 от 07.10.2014

Судья Должиков С.С. дело № 33-2390

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 ноября 2014 года г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Старцевой С.А.,

судей Ларионовой С.В., Рогожина Н.А.,

при секретаре Березуцкой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козлова Е.В. к Федеральной службе охраны Российской Федерации в лице Центральной жилищной комиссии ФСО РФ, о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и к Российской Федерации о взыскании денежной компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе представителя ФСО России и ЦЖК ФСО России по доверенности ФИО8 на решение Заводского районного суда г. Орла от 28 августа 2014 года, которым постановлено:

« Исковые требования Козлова Е.В., к Федеральной службе охраны Российской Федерации в лице Центральной жилищной комиссии ФСО РФ о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, взыскании денежной компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Центральной жилищной комиссий ФСО России от <дата> об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному постоянному месту жительства по <адрес> капитану Козлову Е.В..

Обязать Центральную жилищную комиссию ФСО России поставить Козлова Е.В. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по избранному постоянному месту жительства в <адрес> с составом семьи <...> человека - Козлов Е.В., ФИО2.

В остальной части иска отказать».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Старцевой С.А., объяснения истца Козлова Е.В. и его представителя по доверенности ФИО9, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы представителя ФСО России и ЦЖК ФСО России по доверенности ФИО8, судебная коллегия

установила:

Козлов Е.В. обратился в суд с иском к Федеральной службе охраны Российской Федерации в лице Центральной жилищной комиссии ФСО РФ о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, взыскании денежной компенсации морального вреда.

В обоснование требований указал, что с <дата> года по <дата> проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации, уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями.

<дата> в связи с предстоящими организационно-штатными мероприятиями им был подан рапорт о признании его и членов его семьи нуждающимися в постоянном жилом помещении, о выделении жилого помещения по договору социального найма во введенном в эксплуатацию жилом доме в <адрес>.

Решением Центральной жилищной комиссии ФСО России от <дата> ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на состав семьи <...> человека по избранному месту жительства, поскольку он и его супруга являются членами семьи собственников жилых помещений.

Полагал данное решение незаконным, поскольку он (истец) и его супруга ФИО2 не являются членами семьи граждан, указанных в решении, по месту своей регистрации они не проживают длительное время, с проживающими там родственниками совместное хозяйство не ведут.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что в нарушение действующего законодательства он при увольнении с воинской службы в связи с организационно-штатными мероприятиями не был обеспечен жильем, просил признать решение Центральной жилищной комиссии ФСО России от <дата> об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному постоянному месту жительства по <адрес> капитану Козлову Е.В. незаконным; устранить в полном объеме допущенные нарушения его прав и свобод путем постановки Козлова Е.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному постоянному месту жительства в <адрес> с составом семьи <...> человека (Козлов Е.В. и ФИО2) с <дата>; взыскать с ФСО России в пользу Козлова Е.В. компенсацию морального вреда в размере <...> рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины <...> рублей.

Определением Заводского районного суда <адрес> от <дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> Министерства финансов Российской Федерации.

В судебном заседании истец Козлов Е.В. и его представитель по доверенности ФИО9 уточнили заявленные требования, просили признать незаконным решение Центральной жилищной комиссии ФСО России от <дата> об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному постоянному месту жительства по <адрес> капитану Козлову Е.В.; устранить в полном объеме допущенные нарушения его прав и свобод путем постановки Козлова Е.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному постоянному месту жительства в <адрес> с составом семьи <...> человека (Козлов Е.В. и ФИО2); взыскать с ФСО России в пользу Козлова Е.В. компенсацию морального вреда в размере <...> рублей.

Представитель ФСО России и Центральной жилищной комиссии ФСО России по доверенности ФИО10 иск не признал. Пояснил, что при рассмотрении вопроса на Центральной жилищной комиссии ФСО России было установлено, что Козлов Е.В. зарегистрирован в <адрес>, общей площадью <...> кв.м. С учетом количества зарегистрированных в ней лиц, на долю Козлова Е.В. приходится <...> кв.м., соответственно он обеспечен жилым помещением более установленной учетной нормы. Супруга истца ФИО2 с <дата> года зарегистрирована в квартире по <адрес>, где кроме нее прописаны еще <...> человека. Таким образом, на ФИО2 приходится <...> кв.м., что выше учетной нормы по <адрес>. В связи с изложенным, просил отказать в удовлетворении исковых требований Козлова Е.В.

Ответчик Российская Федерация в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> Министерства Финансов Российской Федерации в судебное заседание не явилась, о времени и месте поведения извещена надлежащим образом.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, войсковая часть №, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, не явилось. Представитель ФИО11 в письменном отзыве просил отказать в удовлетворении иска, полагал решение ЦЖК ФСО России законным и обоснованным.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, ФИО2 поддерживала исковые требования Козлова Е.В.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе представителя ФСО России и ЦЖК ФСО России по доверенности ФИО8 просит об отмене решения суда как незаконного и об отказе в удовлетворении требований Козлова Е.В.

Указывает на то, что суд рассмотрел дело с нарушением правил о подсудности, так как оспариваемое решение ЦЖК ФСО России принималось до исключения Козлова Е.В. из списков личного состава войсковой части , в связи с чем данное дело подлежало рассмотрению военным судом.

Ссылается также на то, что суд рассмотрел данное дело в порядке искового производства, чем нарушил нормы процессуального права, поскольку оспариваемые действия вытекают из административно – правовых отношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой и при этом отсутствует спор о праве как сторон, так и других лиц, в связи с чем, согласно ст.ст. 245, 255 ГПК РФ данные оспариваемые действия относятся к сфере публичных правоотношений, порядок рассмотрения которых регламентирован гл. 23 и гл. 25 ГПК РФ.

Утверждает, что ст. 10 Конституции РФ не допускает вмешательство судебных органов в деятельность исполнительных органов власти, поэтому судам не предоставлено право подменять собою исполнительные органы власти и принимать решения по предметам ведения указанных органов.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч.1 ст. 56 ГПК РФ).

Правовые основы обеспечения военнослужащих жилыми помещениями установлены Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Жилищным кодексом РФ, а также Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями (далее - Правила признания), Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно (далее - Правила предоставления), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 512.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, в том числе, военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Согласно п. 3 Правил признания, для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)), с приложением необходимых документов.

В случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил (далее - документы).

В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части (п.5).

Согласно п.1 Правил предоставления жилые помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства предоставляются военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, признанным нуждающимися в жилых помещениях (далее - военнослужащие), а также военнослужащим, не обеспеченным на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее - граждане, уволенные с военной службы), на основании решений федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы).

Федеральными органами принимаются решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, выписка из которых по форме согласно приложению выдается (направляется) военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) или членам их семей, в порядке, устанавливаемом федеральными органами (п.4).

В соответствии с п.п. 2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в том числе, в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п.1 Указа Президента РФ от 07.08.2004 N 1013 "Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации", Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) является федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, связи для нужд органов государственной власти (далее - специальная связь), а также функции по информационно-технологическому и информационно-аналитическому обеспечению деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных государственных органов (далее - специальное информационное обеспечение государственных органов).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя, в том числе из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

В соответствии с частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Из материалов дела следует, в период с <дата> по <дата> Козлов Е.В. проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации.

Приказом командира войсковой части от <дата> капитан Козлов Е.В., уволенный с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ, исключен из списков личного состава органов государственной охраны и воинской части.

<дата> Козлов Е.В., в связи с планируемым увольнением в запас по организационно-штатным мероприятиям, обратился с рапортом в жилищную комиссию войсковой части о рассмотрении вопроса о признании его и членов его семьи, нуждающимися в жилом помещении, и выделении жилья по договору социального найма в <адрес>.

На заседании жилищной комиссии войсковой части от <дата>, принимая во внимание продолжительность военной службы Е.В. <...> месяц, принято решение ходатайствовать перед ЦЖК ФСО России о признании нуждающимся в жилых помещениях и выделении жилого помещения по договору социального найма в <адрес> на основании ст. 51 ЖК РФ и п.14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ, капитана Козлова Е.В. с составом семьи <...> человека (сам, жена ФИО2) и выделении квартиры в <адрес>.

В тоже время решением Центральной жилищной комиссии ФСО России в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному постоянному месту жительства по <адрес> капитану Козлова Е.В. с составом семьи <...> человека (сам, жена) было отказано со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 29.06.2011 № 512 и пп.2 п.1 ст. 54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях).

Проверяя доводы истца о том, что он с супругой не обеспечен жилой площадью, и возражения ответчиков по данному вопросу, судом установлено, что с <дата> года Козлову Е.В. в связи с прохождением военной службы в иных субъектах Российской Федерации не проживал в городе Орле, с <дата> годы ежегодно жилищными комиссиями войсковых частей ставился на учет в очередь на улучшение жилищных условий, в том числе по <адрес>.

Также из материалов дела следует, что Козлов Е.В. с супругой ФИО2 (брак зарегистрирован <дата>) не являются собственниками и членами семей собственников жилых помещений на территории Московской, Ставропольской (по месту службы истца) и Орловской областей, в настоящее время Козлов Е.В. проживает вместе с супругой по договору коммерческого найма от <дата> в <адрес>, в то время как с <дата> по настоящее время зарегистрирован по месту жительства своих родственников по адресу: <адрес>, а ФИО2 – по месту жительства своих родственников в <адрес>.

Указанные обстоятельства, не оспариваемые в апелляционной жалобе ответчиков, подтверждаются исследованными и оцененными судом по правилам ст. 67 ГПК РФ письменными доказательствами и показаниями свидетелей.

Учитывая изложенное, районный суд обоснованно признал незаконным решение Центральной жилищной комиссий ФСО России от <дата> об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному постоянному месту жительства по <адрес> капитана Козлова Е.В., обязав поставить его на указанный учет с составом семьи <...> человека.

Довод апелляционной жалобы представителя ФСО России и ЦЖК ФСО России по доверенности ФИО8 о том, что оспариваемое решение ЦЖК ФСО России принималось до исключения Козлова Е.В. из списков личного состава войсковой части , в связи с чем данное дело подлежало рассмотрению военным судом, является голословными и опровергается представленными в материалы дела письменными доказательствами, в том числе выпиской из приказа командира войсковой части от <дата>, которым Козлов Е.В. исключен из списков личного состава органов государственной охраны и воинской части (л.д. 18 т. 1).

Не может повлечь отмену решения суда и довод подателя апелляционной жалобы о неправомерном рассмотрении дела в порядке искового производства, поскольку в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

Несостоятельным, как основанным на ошибочном толковании норм действующего законодательства, является и довод апелляционной жалобы о том, что суд неправомерно допустил вмешательство в деятельность исполнительных органов власти.

С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 28 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФСО России и ЦЖК ФСО России по доверенности ФИО8 – без удовлетворения.

    

Председательствующий

Судьи

Судья Должиков С.С. дело № 33-2390

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 ноября 2014 года г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Старцевой С.А.,

судей Ларионовой С.В., Рогожина Н.А.,

при секретаре Березуцкой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козлова Е.В. к Федеральной службе охраны Российской Федерации в лице Центральной жилищной комиссии ФСО РФ, о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и к Российской Федерации о взыскании денежной компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе представителя ФСО России и ЦЖК ФСО России по доверенности ФИО8 на решение Заводского районного суда г. Орла от 28 августа 2014 года, которым постановлено:

« Исковые требования Козлова Е.В., к Федеральной службе охраны Российской Федерации в лице Центральной жилищной комиссии ФСО РФ о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, взыскании денежной компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Центральной жилищной комиссий ФСО России от <дата> об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному постоянному месту жительства по <адрес> капитану Козлову Е.В..

Обязать Центральную жилищную комиссию ФСО России поставить Козлова Е.В. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по избранному постоянному месту жительства в <адрес> с составом семьи <...> человека - Козлов Е.В., ФИО2.

В остальной части иска отказать».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Старцевой С.А., объяснения истца Козлова Е.В. и его представителя по доверенности ФИО9, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы представителя ФСО России и ЦЖК ФСО России по доверенности ФИО8, судебная коллегия

установила:

Козлов Е.В. обратился в суд с иском к Федеральной службе охраны Российской Федерации в лице Центральной жилищной комиссии ФСО РФ о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, взыскании денежной компенсации морального вреда.

В обоснование требований указал, что с <дата> года по <дата> проходил службу в Вооруженных силах Российской Федерации, уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями.

<дата> в связи с предстоящими организационно-штатными мероприятиями им был подан рапорт о признании его и членов его семьи нуждающимися в постоянном жилом помещении, о выделении жилого помещения по договору социального найма во введенном в эксплуатацию жилом доме в <адрес>.

Решением Центральной жилищной комиссии ФСО России от <дата> ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на состав семьи <...> человека по избранному месту жительства, поскольку он и его супруга являются членами семьи собственников жилых помещений.

Полагал данное решение незаконным, поскольку он (истец) и его супруга ФИО2 не являются членами семьи граждан, указанных в решении, по месту своей регистрации они не проживают длительное время, с проживающими там родственниками совместное хозяйство не ведут.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что в нарушение действующего законодательства он при увольнении с воинской службы в связи с организационно-штатными мероприятиями не был обеспечен жильем, просил признать решение Центральной жилищной комиссии ФСО России от <дата> об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному постоянному месту жительства по <адрес> капитану Козлову Е.В. незаконным; устранить в полном объеме допущенные нарушения его прав и свобод путем постановки Козлова Е.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному постоянному месту жительства в <адрес> с составом семьи <...> человека (Козлов Е.В. и ФИО2) с <дата>; взыскать с ФСО России в пользу Козлова Е.В. компенсацию морального вреда в размере <...> рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины <...> рублей.

Определением Заводского районного суда <адрес> от <дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> Министерства финансов Российской Федерации.

В судебном заседании истец Козлов Е.В. и его представитель по доверенности ФИО9 уточнили заявленные требования, просили признать незаконным решение Центральной жилищной комиссии ФСО России от <дата> об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному постоянному месту жительства по <адрес> капитану Козлову Е.В.; устранить в полном объеме допущенные нарушения его прав и свобод путем постановки Козлова Е.В. на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному постоянному месту жительства в <адрес> с составом семьи <...> человека (Козлов Е.В. и ФИО2); взыскать с ФСО России в пользу Козлова Е.В. компенсацию морального вреда в размере <...> рублей.

Представитель ФСО России и Центральной жилищной комиссии ФСО России по доверенности ФИО10 иск не признал. Пояснил, что при рассмотрении вопроса на Центральной жилищной комиссии ФСО России было установлено, что Козлов Е.В. зарегистрирован в <адрес>, общей площадью <...> кв.м. С учетом количества зарегистрированных в ней лиц, на долю Козлова Е.В. приходится <...> кв.м., соответственно он обеспечен жилым помещением более установленной учетной нормы. Супруга истца ФИО2 с <дата> года зарегистрирована в квартире по <адрес>, где кроме нее прописаны еще <...> человека. Таким образом, на ФИО2 приходится <...> кв.м., что выше учетной нормы по <адрес>. В связи с изложенным, просил отказать в удовлетворении исковых требований Козлова Е.В.

Ответчик Российская Федерация в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> Министерства Финансов Российской Федерации в судебное заседание не явилась, о времени и месте поведения извещена надлежащим образом.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, войсковая часть №, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, не явилось. Представитель ФИО11 в письменном отзыве просил отказать в удовлетворении иска, полагал решение ЦЖК ФСО России законным и обоснованным.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, ФИО2 поддерживала исковые требования Козлова Е.В.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе представителя ФСО России и ЦЖК ФСО России по доверенности ФИО8 просит об отмене решения суда как незаконного и об отказе в удовлетворении требований Козлова Е.В.

Указывает на то, что суд рассмотрел дело с нарушением правил о подсудности, так как оспариваемое решение ЦЖК ФСО России принималось до исключения Козлова Е.В. из списков личного состава войсковой части , в связи с чем данное дело подлежало рассмотрению военным судом.

Ссылается также на то, что суд рассмотрел данное дело в порядке искового производства, чем нарушил нормы процессуального права, поскольку оспариваемые действия вытекают из административно – правовых отношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой и при этом отсутствует спор о праве как сторон, так и других лиц, в связи с чем, согласно ст.ст. 245, 255 ГПК РФ данные оспариваемые действия относятся к сфере публичных правоотношений, порядок рассмотрения которых регламентирован гл. 23 и гл. 25 ГПК РФ.

Утверждает, что ст. 10 Конституции РФ не допускает вмешательство судебных органов в деятельность исполнительных органов власти, поэтому судам не предоставлено право подменять собою исполнительные органы власти и принимать решения по предметам ведения указанных органов.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч.1 ст. 56 ГПК РФ).

Правовые основы обеспечения военнослужащих жилыми помещениями установлены Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Жилищным кодексом РФ, а также Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями (далее - Правила признания), Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно (далее - Правила предоставления), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 512.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, в том числе, военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Согласно п. 3 Правил признания, для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается)), с приложением необходимых документов.

В случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет).

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил (далее - документы).

В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части (п.5).

Согласно п.1 Правил предоставления жилые помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства предоставляются военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, признанным нуждающимися в жилых помещениях (далее - военнослужащие), а также военнослужащим, не обеспеченным на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее - граждане, уволенные с военной службы), на основании решений федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы).

Федеральными органами принимаются решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства, выписка из которых по форме согласно приложению выдается (направляется) военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) или членам их семей, в порядке, устанавливаемом федеральными органами (п.4).

В соответствии с п.п. 2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в том числе, в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п.1 Указа Президента РФ от 07.08.2004 N 1013 "Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации", Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) является федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, связи для нужд органов государственной власти (далее - специальная связь), а также функции по информационно-технологическому и информационно-аналитическому обеспечению деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных государственных органов (далее - специальное информационное обеспечение государственных органов).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя, в том числе из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

В соответствии с частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Из материалов дела следует, в период с <дата> по <дата> Козлов Е.В. проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации.

Приказом командира войсковой части от <дата> капитан Козлов Е.В., уволенный с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ, исключен из списков личного состава органов государственной охраны и воинской части.

<дата> Козлов Е.В., в связи с планируемым увольнением в запас по организационно-штатным мероприятиям, обратился с рапортом в жилищную комиссию войсковой части о рассмотрении вопроса о признании его и членов его семьи, нуждающимися в жилом помещении, и выделении жилья по договору социального найма в <адрес>.

На заседании жилищной комиссии войсковой части от <дата>, принимая во внимание продолжительность военной службы Е.В. <...> месяц, принято решение ходатайствовать перед ЦЖК ФСО России о признании нуждающимся в жилых помещениях и выделении жилого помещения по договору социального найма в <адрес> на основании ст. 51 ЖК РФ и п.14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ, капитана Козлова Е.В. с составом семьи <...> человека (сам, жена ФИО2) и выделении квартиры в <адрес>.

В тоже время решением Центральной жилищной комиссии ФСО России в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному постоянному месту жительства по <адрес> капитану Козлова Е.В. с составом семьи <...> человека (сам, жена) было отказано со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 29.06.2011 № 512 и пп.2 п.1 ст. 54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях).

Проверяя доводы истца о том, что он с супругой не обеспечен жилой площадью, и возражения ответчиков по данному вопросу, судом установлено, что с <дата> года Козлову Е.В. в связи с прохождением военной службы в иных субъектах Российской Федерации не проживал в городе Орле, с <дата> годы ежегодно жилищными комиссиями войсковых частей ставился на учет в очередь на улучшение жилищных условий, в том числе по <адрес>.

Также из материалов дела следует, что Козлов Е.В. с супругой ФИО2 (брак зарегистрирован <дата>) не являются собственниками и членами семей собственников жилых помещений на территории Московской, Ставропольской (по месту службы истца) и Орловской областей, в настоящее время Козлов Е.В. проживает вместе с супругой по договору коммерческого найма от <дата> в <адрес>, в то время как с <дата> по настоящее время зарегистрирован по месту жительства своих родственников по адресу: <адрес>, а ФИО2 – по месту жительства своих родственников в <адрес>.

Указанные обстоятельства, не оспариваемые в апелляционной жалобе ответчиков, подтверждаются исследованными и оцененными судом по правилам ст. 67 ГПК РФ письменными доказательствами и показаниями свидетелей.

Учитывая изложенное, районный суд обоснованно признал незаконным решение Центральной жилищной комиссий ФСО России от <дата> об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному постоянному месту жительства по <адрес> капитана Козлова Е.В., обязав поставить его на указанный учет с составом семьи <...> человека.

Довод апелляционной жалобы представителя ФСО России и ЦЖК ФСО России по доверенности ФИО8 о том, что оспариваемое решение ЦЖК ФСО России принималось до исключения Козлова Е.В. из списков личного состава войсковой части , в связи с чем данное дело подлежало рассмотрению военным судом, является голословными и опровергается представленными в материалы дела письменными доказательствами, в том числе выпиской из приказа командира войсковой части от <дата>, которым Козлов Е.В. исключен из списков личного состава органов государственной охраны и воинской части (л.д. 18 т. 1).

Не может повлечь отмену решения суда и довод подателя апелляционной жалобы о неправомерном рассмотрении дела в порядке искового производства, поскольку в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

Несостоятельным, как основанным на ошибочном толковании норм действующего законодательства, является и довод апелляционной жалобы о том, что суд неправомерно допустил вмешательство в деятельность исполнительных органов власти.

С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 28 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФСО России и ЦЖК ФСО России по доверенности ФИО8 – без удовлетворения.

    

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-2390/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Козлов Евгений Викторович
Ответчики
ФСО РФ
Суд
Орловский областной суд
Судья
Старцева Светлана Алексеевна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
22.10.2014Судебное заседание
05.11.2014Судебное заседание
14.11.2014Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее