Судья: Некрасова Н.С. Дело № 33-2219
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«06» августа 2019 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Забелиной О.А.,
судей Корневой М.А., Сивашовой А.В.,
при секретаре Шамарине А.А.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Макаровой Татьяны Григорьевны к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Орловской области, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионному фонду Российской Федерации, Федеральной налоговой службе и Министерству финансов Российской Федерации о восстановлении нарушенного пенсионного права путем включения иных периодов в стаж государственной гражданской службы и назначении пенсии за выслугу лет,
по апелляционным жалобам Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на решение Мценского районного суда Орловской области от 21 мая 2019 г., которым постановлено:
«Исковые требования Макаровой Татьяны Григорьевны к Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации о восстановлении нарушенного пенсионного права путем включения иных периодов в стаж государственной гражданской службы и назначении пенсии за выслугу лет удовлетворить.
Включить период работы Макаровой Татьяны Григорьевны с 03 августа 1982 года по 23 августа 1982 года включительно в должности бухгалтера <...> стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет.
Признать за Макаровой Татьяной Григорьевной право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» к страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <дата>.
Возложить на Пенсионный фонд Российской Федерации обязанность назначить и производить Макаровой Татьяне Григорьевне выплату пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с <дата>.
В удовлетворении исковых требований Макаровой Татьяны Григорьевны к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Орловской области, Федеральной налоговой службе и Министерству финансов Российской Федерации отказать.»
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Забелина О.А, объяснения представителя Пенсионного фонда Российской Федерации по доверенности Рожковой И.Н., представителя Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по доверенности Сарвадий М.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителей Межрайонной Инспекции налоговой службы России № 4 по Орловской области по доверенностям Борискиной А.А. и Юрковой М.А., представителя Федеральной налоговой службы и Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области по доверенностям Бутыриной О.Г., представителя Министерства финансов Российской Федерации по доверенностям Куракова А.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб в части удовлетворенных исковых требований, возражения Макаровой Т.Г. и ее представителя адвоката Сергеева С.М. относительно доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Макарова Т.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Орловской области, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионному фонду Российской Федерации, Федеральной налоговой службе и Министерству финансов Российской Федерации о восстановлении нарушенного пенсионного права путем включения иных периодов в стаж государственной гражданской службы и назначении пенсии за выслугу лет.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что 12 мая 2017 г. она была уволена с государственной гражданской службы по собственному желанию. 12 августа 2018 г. ей была назначена страховая пенсия по старости. 23 августа 2018 г. она обратилась в Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы России № по <...> с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет и заявлением о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации во включении иных периодов работы в ее стаж государственной гражданской службы было отказано, поскольку у нее не имелось необходимого стажа- 25 лет на момент назначения страховой пенсии по старости.
Ссылаясь на то, что работа в должности бухгалтера <...> в период с 03 августа 1982 г. по 23 августа 1982 г. дал ей необходимый опыт и знания, необходимые для работы в должности государственного налогового инспектора, просила суд с учетом уточнённых исковых требований включить периоды ее работы с 03 августа 1982 г. по 23 августа 1982 г. в должности бухгалтера <...> в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии по выслуге лет, обязать Пенсионный фонд Российской Федерации назначить ей пенсию за выслугу лет с <дата>
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд Российской Федерации ставит вопрос об отмене решения суда в части удовлетворенных исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что для приобретения права на пенсию за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с пунктом 1.1. статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации» необходимо на момент увольнения с государственной гражданской службы иметь не менее 25 полных лет стажа государственной гражданской службы и непосредственно перед указанным увольнением замещать должность федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет. Однако, стаж Макаровой Т.Г. на момент увольнения составил 24 года 11 месяцев. В продолжительность стажа не могут быть включены какие-либо иные периоды работы (службы), опыт и знание в которых были необходимы для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы.
Считает, что суд подменил собой функции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации и принял решение о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы Макаровой Т.Г.
Обращает внимание, что суд назначил Макаровой Т.Г. пенсию за выслугу лет ранее срока, с которого у Макаровой Т.Г. возникает право на указанную пенсию.
В апелляционной жалобе Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации также ставит вопрос об отмене решения суда в части и об отказе в удовлетворении исковых требований Макаровой Т.Г.
В обоснование доводов жалобы указывает, что поскольку стаж Макаровой Т.Г. на момент увольнения составлял менее 25 лет, то она не имеет права на пенсию за выслугу лет. Так, одним из критериев для предоставления лицам права на пенсию за выслугу лет («отложенное право»), является наличие стажа государственной службы не менее 25 лет на момент увольнения.
Обращает внимание, что суд, включив в стаж государственной гражданской службы спорный период, фактически подменил собой уполномоченные органы.
Ссылается на то, что суд принял решение о наличии опыта и знаний, необходимых по должности, которая не относится к должностям федеральной государственной службы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части удовлетворенных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушения норм материального права были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что <дата> Макарова Т.Г. была уволена с должности старшего специалиста 3 разряда отдела информационных технологий Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № по <...> по собственному желанию ( т. 1 л.д. 54).
На момент увольнения стаж государственной гражданской службы у Макаровой Т.Г. составил 24 года 11 месяцев 11 дней. В данный стаж были включены периоды с 26 мая 1992 г. по 28 декабря 1998 г. в должности государственного налогового инспектора в Государственной налоговой инспекции по <...> и с 05 января 1999 г. по 12 мая 2017 г. в должностях государственного налогового инспектора, специалиста 1 категории, специалиста 1 разряда и старшего специалиста 3 разряда Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № по <...> (т. 1 л.д. 104).
12 августа 2018 г. Макаровой Т.Г. была назначена страховая пенсия по старости. ( т. 1 л.д. 13).
23 августа 2018 г. Макарова Т.Г. через Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы России № по <...> подала заявление в Пенсионный фонд Российской Федерации о назначении ей пенсии за выслугу лет ( т. 1 л.д. 48-49).
В тот же день Макаровой Т.Г. на имя руководителя Федеральной налоговой службы подано заявление о включении в стаж государственной службы, дающий право на установление пенсии за выслугу лет, периода работы с 03 августа 1982 г. по 23 августа 1982 г. в должности бухгалтера <...>, поскольку опыт и знания, приобретенные в указанной организации были использованы ею при замещении должности старшего специалиста 3 разряда отдела информационных технологий Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № по <...> (т. 1 л.д. 52).
12 октября 2018 г. Пенсионный фонд Российской Федерации направил в адрес Федеральной налоговой службы письмо о необходимости рассмотреть вопрос об обоснованности представления Макаровой Т.Г. к назначению пенсии за выслугу лет, поскольку стаж ее службы составляет менее 25 лет (т. 1 л.д. 111-112).
23 октября 2018 г. заместителем руководителя Федеральной налоговой службы было составлено представление в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации о включении в стаж государственной службы Макаровой Т.Г. период ее работы с 03 августа 1982 г. по 23 августа 1982 г. бухгалтером, поскольку опыт работы в указанной организации, был использован Макаровой Т.Г. при замещении должности старшего специалиста 3 разряда отдела информационных технологий Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № по <...> (т. 1 л.д. 102).
29 ноября 2018 г. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отказало в удовлетворении представления, поскольку лицо, уволенное с государственной гражданской службы до приобретения права на страховую пенсию по старости, право на пенсию за выслугу лет приобретает лишь в случае наличия на момент увольнения стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет (т. 1 л.д. 109-110).
Удовлетворяя исковые требования Макаровой Т.Г., суд первой инстанции исходил из того, что работая в должности бухгалтера <...>, Макарова Т.Г. приобрела опыт и знания необходимые ей для исполнения обязанностей государственного налогового инспектора Государственной инспекции по <...>. Включив указанный период в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, суд первой инстанции возложил на Пенсионный фонд Российской Федерации обязанность назначить и производить Макаровой Т.Г. пенсию за выслугу лет с 12 августа 2018 г.
Между тем, с данными выводами суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
01 января 2002 г. вступил в действие Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» ( далее по тексту-Федеральный закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ).
В пункте 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166- ФЗ законодатель предусмотрел право федеральных государственных гражданских служащих на получение пенсии за выслугу лет при увольнении со службы при определенных условиях.
Федеральным законом от 03 мая 2011 г. № 94-ФЗ в статью 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ были внесены изменения, а именно статья 7 была дополнена пунктом 1.1, согласно которому федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.
Таким образом, внесенные изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ были направлены именно на сохранение за федеральными государственными гражданскими служащими, имеющими на момент увольнения продолжительный стаж (не менее 25 лет) и период замещения должностей федеральной гражданской службы (не менее 7 лет), уволенными в силу объективных и независящих от них обстоятельств, право на назначение пенсии за выслугу лет. Данные изменения предоставили федеральным государственным гражданским служащим право на назначение пенсии за выслугу лет в случае их увольнения с федеральной государственной гражданской службы по собственной инициативе до наступления возраста, необходимого для назначения пенсии по старости (так называемое «отложенное право»).
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2003 г. № 247 « Об организации назначения, перерасчёта размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан» с 01 октября 2003 г. на Пенсионный фонд Российской Федерации была возложена обязанность по назначению федеральным государственным служащим пенсии за выслугу лет.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 мая 2017 г. № 436н утверждены Правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления ( далее по тексту- Правила обращения).
На основании пункта 3 Правил обращения гражданин Российской Федерации может обращаться за назначением пенсии за выслугу лет в любое время после возникновения права на нее и назначения страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления.
Основанием для отказа в назначении пенсии за выслугу лет является выявленное на основании совокупности представленных документов отсутствие у гражданина Российской Федерации права на указанную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (пункт 16 Правил обращения).
Поскольку на день увольнения с федеральной государственной гражданской службы стаж государственной службы Макаровой Т.Г. составил 24 года 11 месяцев 11 дней, то у Пенсионного фонда Российской Федерации не имелось законных оснований для удовлетворения поступившего представления Федеральной налоговой службы о назначении Макаровой Т.Г. пенсии за выслугу лет.
Следовательно, у суда первой инстанции не имелось оснований для возложения на Пенсионный фонд Российской Федерации обязанности назначить и производить Макаровой Т.Г. пенсию за выслугу лет с <дата>
Согласно подпункту «к» пункта 1 Перечня документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 мая 2017 г. № 436н, для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» федеральному государственному гражданскому служащему необходимо представить в том числе подлинник решения о включении в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов работы в должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, в случае принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации соответствующего решения.
На основании пункта 5.6.36 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, к полномочиям указанного министерства относится принятие решений о включении периодов службы (работы) в отдельных должностях руководителей специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знания работы в которых необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. № 1141 утвержден Печень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих (далее по тесту – Перечень должностей).
На основании пункта 20 Перечня должностей отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, включаются в стаж государственной гражданской службы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
26 декабря 2011 г. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по поручению Правительства Российской Федерации приказом № 1648н утвердило Порядок подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных гражданских служащих (далее по тексту- Порядок подсчета и подтверждения стажа).
Согласно пункту 9 Порядка подсчёта и подтверждения стажа в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет могут быть включены периоды службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы (далее - иные периоды). Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать 5 лет. Решение принимается по представлению руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа. Заявление о включении иных периодов подается при обращении за назначением пенсии за выслугу лет. К представлению руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа прилагаются следующие документы: копия трудовой книжки, справка-объективка, копия приказа об увольнении федерального государственного гражданского служащего, должностной регламент по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, документ, подтверждающий выполняемые трудовые (служебные) обязанности, возложенные по занимаемой должности (должностям), представленной (представленным) для рассмотрения (трудовой договор, должностная инструкция, иной документ), заявление о включении иных периодов, копия заявления о назначении пенсии за выслугу лет. Представление руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа направляется в Пенсионный фонд Российской Федерации для подготовки проекта решения и внесения его в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В случае несоответствия представления руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа или поступивших с ним документов требованиям, установленным пунктом 20 Перечня должностей в принятии решения отказывается.
Таким образом, в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются должности на предприятиях и учреждениях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы.
На момент увольнения Макарова Т.Г. занимала должность старшего специалиста 3 разряда отдела информационных технологий Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № по <...>
Согласно Должностному регламенту для замещения указанной должности требовалось наличие среднего специального образования, соответствующего направлению деятельности. В обязанности старшего специалиста 3 разряда входило: ввод в базу данных платежных документов; ввод данных по учету налогоплательщиков, сведений о месте жительства налогоплательщиков, ввод данных заявлений налогоплательщиков на зачет/ возврат налогов; обеспечение мероприятий по обработке персональных данных (т. 1 л.д. 67-71).
На основании квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 14 января 1969 г. № 15, действовавшего до 23 марта 1986 г., в должностные обязанности бухгалтера входило выполнение работы по различным видам бухгалтерского учета (учету основных средств, материальных ценностей, затрат на производство; расчеты с поставщиками и заказчиками, за предоставленные услуги; начисление заработной платы, налогов и других выплат и платежей); осуществление приема и контроля первичной документации по соответствующим видам учета и подготовке ее к счетной обработке.
В соответствии с Квалификационным справочником должностей, руководителей, специалистов, служащих, утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 27 марта 1986 г. № 102/6-142, действовавшего на момент работы Макаровой Т.Г. бухгалтером, бухгалтер выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности, расчеты с поставщиками и заказчиками, а также за предоставленные услуги и т.п.). Участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение государственной дисциплины и укрепление хозяйственного расчета. Осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам учета и подготавливает их к счетной обработке. Отражает в бухгалтерском учете операции, связанные с движением денежных средств и товарно-материальных ценностей и т.д.
Таким образом, для замещения должности в отделе информационных технологий Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № по <...> не требовался опыт и знания, полученные Макаровой Т.Г. в должности бухгалтера в 1982 году, сразу после окончания техникума.
Между тем, суд первой инстанции включил период работы Макаровой Т.Г. с 03 августа 1982 г. по 23 августа 1982 г. в должности бухгалтера в стаж государственной гражданской службы, придя к выводу, что данный опыт был необходим Макаровой Т.Г. для назначения на должность государственного налогового инспектора.
Однако, Макарова Т.Г. не замещала должность государственного налогового инспектора федеральной государственной службы.
Так, Указом Президента Российской Федерации от 03 сентября 1997 г. № 981 был утвержден Перечень государственных должностей Федеральной государственной службы, согласно которому государственный налоговый инспектор относился к старшей должности федеральной службы.
Для занятия старшей должности федеральной государственной службы требовалось- высшее профессиональное образование по специальности «государственное и муниципальное управление» ( подпункт 2 пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», действующего на момент работы Макаровой Т.Г. в должности государственного налогового инспектора).
Согласно представленным сведениям у Макаровой Т.Г. не имеется высшего образования, у нее имеется среднее профессиональное образование по специальности «экономика, бухгалтерский учет и контроль (по отраслям)» (т. 1 л.д. 55).
Следовательно, Макарова Т.Г. по квалификационным требованиям не могла занимать должность государственного налогового инспектора федеральной государственной службы. Что также подтверждается и тем, что сама Макарова Т.Г. в своем заявлении (т. 1 л.д. 52), а также уполномоченный орган– Федеральная налоговая служба в своем представлении (т. 1 л.д. 102) ссылались на то, что опыт работы, приобретенный Макаровой Т.Г. в должности бухгалтера, были использованы при замещении должности специалиста отдела информационных технологий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <...>
Таким образом, решение суда в части включения периода работы Макаровой Т.Г. с 03 августа 1982 г. по 23 августа 1982 г. в должности бухгалтера в стаж государственной гражданской службы нельзя признать законным и обоснованным. Право на включение иных периодов в стаж государственной службы не является безусловным и возможно только в том случае, когда опыт и знания, приобретенные на прежней работе, были необходимы для выполнения обязанностей по замещавшей должности государственной службы. В данном случае для Макаровой Т.Г. это должность специалиста отдела информационных технологий Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № по <...>
При таких обстоятельствах решение суда в части удовлетворенных исковых требований Макаровой Т.Г. нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.
Судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Макаровой Т.Г. к Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионному фонду Российской Федерации о восстановлении нарушенного пенсионного права путем включения иных периодов в стаж государственной гражданской службы и назначении пенсии за выслугу лет.
Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № по <...>, Федеральной налоговой службе и Министерству финансов Российской Федерации не обжалуется. Оснований для проверки решения суда в полном объеме не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
апелляционные жалобы Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации удовлетворить.
Решение Мценского районного суда Орловской области от 21 мая 2019 г. в части удовлетворенных исковых требований Макаровой Татьяны Григорьевны отменить.
В удовлетворении исковых требований Макаровой Татьяны Григорьевны к Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионному фонду Российской Федерации о восстановлении нарушенного пенсионного права путем включения иных периодов в стаж государственной гражданской службы и назначении пенсии за выслугу лет отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Судья: Некрасова Н.С. Дело № 33-2219
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«06» августа 2019 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Забелиной О.А.,
судей Корневой М.А., Сивашовой А.В.,
при секретаре Шамарине А.А.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Макаровой Татьяны Григорьевны к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Орловской области, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионному фонду Российской Федерации, Федеральной налоговой службе и Министерству финансов Российской Федерации о восстановлении нарушенного пенсионного права путем включения иных периодов в стаж государственной гражданской службы и назначении пенсии за выслугу лет,
по апелляционным жалобам Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на решение Мценского районного суда Орловской области от 21 мая 2019 г., которым постановлено:
«Исковые требования Макаровой Татьяны Григорьевны к Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации о восстановлении нарушенного пенсионного права путем включения иных периодов в стаж государственной гражданской службы и назначении пенсии за выслугу лет удовлетворить.
Включить период работы Макаровой Татьяны Григорьевны с 03 августа 1982 года по 23 августа 1982 года включительно в должности бухгалтера <...> стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет.
Признать за Макаровой Татьяной Григорьевной право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» к страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <дата>.
Возложить на Пенсионный фонд Российской Федерации обязанность назначить и производить Макаровой Татьяне Григорьевне выплату пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с <дата>.
В удовлетворении исковых требований Макаровой Татьяны Григорьевны к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Орловской области, Федеральной налоговой службе и Министерству финансов Российской Федерации отказать.»
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Забелина О.А, объяснения представителя Пенсионного фонда Российской Федерации по доверенности Рожковой И.Н., представителя Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по доверенности Сарвадий М.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителей Межрайонной Инспекции налоговой службы России № 4 по Орловской области по доверенностям Борискиной А.А. и Юрковой М.А., представителя Федеральной налоговой службы и Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области по доверенностям Бутыриной О.Г., представителя Министерства финансов Российской Федерации по доверенностям Куракова А.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб в части удовлетворенных исковых требований, возражения Макаровой Т.Г. и ее представителя адвоката Сергеева С.М. относительно доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Макарова Т.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Орловской области, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Пенсионному фонду Российской Федерации, Федеральной налоговой службе и Министерству финансов Российской Федерации о восстановлении нарушенного пенсионного права путем включения иных периодов в стаж государственной гражданской службы и назначении пенсии за выслугу лет.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что 12 мая 2017 г. она была уволена с государственной гражданской службы по собственному желанию. 12 августа 2018 г. ей была назначена страховая пенсия по старости. 23 августа 2018 г. она обратилась в Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы России № по <...> с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет и заявлением о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации во включении иных периодов работы в ее стаж государственной гражданской службы было отказано, поскольку у нее не имелось необходимого стажа- 25 лет на момент назначения страховой пенсии по старости.
Ссылаясь на то, что работа в должности бухгалтера <...> в период с 03 августа 1982 г. по 23 августа 1982 г. дал ей необходимый опыт и знания, необходимые для работы в должности государственного налогового инспектора, просила суд с учетом уточнённых исковых требований включить периоды ее работы с 03 августа 1982 г. по 23 августа 1982 г. в должности бухгалтера <...> в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии по выслуге лет, обязать Пенсионный фонд Российской Федерации назначить ей пенсию за выслугу лет с <дата>
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд Российской Федерации ставит вопрос об отмене решения суда в части удовлетворенных исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что для приобретения права на пенсию за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с пунктом 1.1. статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации» необходимо на момент увольнения с государственной гражданской службы иметь не менее 25 полных лет стажа государственной гражданской службы и непосредственно перед указанным увольнением замещать должность федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет. Однако, стаж Макаровой Т.Г. на момент увольнения составил 24 года 11 месяцев. В продолжительность стажа не могут быть включены какие-либо иные периоды работы (службы), опыт и знание в которых были необходимы для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы.
Считает, что суд подменил собой функции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации и принял решение о включении иных периодов в стаж государственной гражданской службы Макаровой Т.Г.
Обращает внимание, что суд назначил Макаровой Т.Г. пенсию за выслугу лет ранее срока, с которого у Макаровой Т.Г. возникает право на указанную пенсию.
В апелляционной жалобе Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации также ставит вопрос об отмене решения суда в части и об отказе в удовлетворении исковых требований Макаровой Т.Г.
В обоснование доводов жалобы указывает, что поскольку стаж Макаровой Т.Г. на момент увольнения составлял менее 25 лет, то она не имеет права на пенсию за выслугу лет. Так, одним из критериев для предоставления лицам права на пенсию за выслугу лет («отложенное право»), является наличие стажа государственной службы не менее 25 лет на момент увольнения.
Обращает внимание, что суд, включив в стаж государственной гражданской службы спорный период, фактически подменил собой уполномоченные органы.
Ссылается на то, что суд принял решение о наличии опыта и знаний, необходимых по должности, которая не относится к должностям федеральной государственной службы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части удовлетворенных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушения норм материального права были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что <дата> Макарова Т.Г. была уволена с должности старшего специалиста 3 разряда отдела информационных технологий Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № по <...> по собственному желанию ( т. 1 л.д. 54).
На момент увольнения стаж государственной гражданской службы у Макаровой Т.Г. составил 24 года 11 месяцев 11 дней. В данный стаж были включены периоды с 26 мая 1992 г. по 28 декабря 1998 г. в должности государственного налогового инспектора в Государственной налоговой инспекции по <...> и с 05 января 1999 г. по 12 мая 2017 г. в должностях государственного налогового инспектора, специалиста 1 категории, специалиста 1 разряда и старшего специалиста 3 разряда Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № по <...> (т. 1 л.д. 104).
12 августа 2018 г. Макаровой Т.Г. была назначена страховая пенсия по старости. ( т. 1 л.д. 13).
23 августа 2018 г. Макарова Т.Г. через Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы России № по <...> подала заявление в Пенсионный фонд Российской Федерации о назначении ей пенсии за выслугу лет ( т. 1 л.д. 48-49).
В тот же день Макаровой Т.Г. на имя руководителя Федеральной налоговой службы подано заявление о включении в стаж государственной службы, дающий право на установление пенсии за выслугу лет, периода работы с 03 августа 1982 г. по 23 августа 1982 г. в должности бухгалтера <...>, поскольку опыт и знания, приобретенные в указанной организации были использованы ею при замещении должности старшего специалиста 3 разряда отдела информационных технологий Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № по <...> (т. 1 л.д. 52).
12 октября 2018 г. Пенсионный фонд Российской Федерации направил в адрес Федеральной налоговой службы письмо о необходимости рассмотреть вопрос об обоснованности представления Макаровой Т.Г. к назначению пенсии за выслугу лет, поскольку стаж ее службы составляет менее 25 лет (т. 1 л.д. 111-112).
23 октября 2018 г. заместителем руководителя Федеральной налоговой службы было составлено представление в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации о включении в стаж государственной службы Макаровой Т.Г. период ее работы с 03 августа 1982 г. по 23 августа 1982 г. бухгалтером, поскольку опыт работы в указанной организации, был использован Макаровой Т.Г. при замещении должности старшего специалиста 3 разряда отдела информационных технологий Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № по <...> (т. 1 л.д. 102).
29 ноября 2018 г. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отказало в удовлетворении представления, поскольку лицо, уволенное с государственной гражданской службы до приобретения права на страховую пенсию по старости, право на пенсию за выслугу лет приобретает лишь в случае наличия на момент увольнения стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет (т. 1 л.д. 109-110).
Удовлетворяя исковые требования Макаровой Т.Г., суд первой инстанции исходил из того, что работая в должности бухгалтера <...>, Макарова Т.Г. приобрела опыт и знания необходимые ей для исполнения обязанностей государственного налогового инспектора Государственной инспекции по <...>. Включив указанный период в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, суд первой инстанции возложил на Пенсионный фонд Российской Федерации обязанность назначить и производить Макаровой Т.Г. пенсию за выслугу лет с 12 августа 2018 г.
Между тем, с данными выводами суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
01 января 2002 г. вступил в действие Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» ( далее по тексту-Федеральный закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ).
В пункте 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166- ФЗ законодатель предусмотрел право федеральных государственных гражданских служащих на получение пенсии за выслугу лет при увольнении со службы при определенных условиях.
Федеральным законом от 03 мая 2011 г. № 94-ФЗ в статью 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ были внесены изменения, а именно статья 7 была дополнена пунктом 1.1, согласно которому федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.
Таким образом, внесенные изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ были направлены именно на сохранение за федеральными государственными гражданскими служащими, имеющими на момент увольнения продолжительный стаж (не менее 25 лет) и период замещения должностей федеральной гражданской службы (не менее 7 лет), уволенными в силу объективных и независящих от них обстоятельств, право на назначение пенсии за выслугу лет. Данные изменения предоставили федеральным государственным гражданским служащим право на назначение пенсии за выслугу лет в случае их увольнения с федеральной государственной гражданской службы по собственной инициативе до наступления возраста, необходимого для назначения пенсии по старости (так называемое «отложенное право»).
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2003 г. № 247 « Об организации назначения, перерасчёта размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан» с 01 октября 2003 г. на Пенсионный фонд Российской Федерации была возложена обязанность по назначению федеральным государственным служащим пенсии за выслугу лет.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 мая 2017 г. № 436н утверждены Правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления ( далее по тексту- Правила обращения).
На основании пункта 3 Правил обращения гражданин Российской Федерации может обращаться за назначением пенсии за выслугу лет в любое время после возникновения права на нее и назначения страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления.
Основанием для отказа в назначении пенсии за выслугу лет является выявленное на основании совокупности представленных документов отсутствие у гражданина Российской Федерации права на указанную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (пункт 16 Правил обращения).
Поскольку на день увольнения с федеральной государственной гражданской службы стаж государственной службы Макаровой Т.Г. составил 24 года 11 месяцев 11 дней, то у Пенсионного фонда Российской Федерации не имелось законных оснований для удовлетворения поступившего представления Федеральной налоговой службы о назначении Макаровой Т.Г. пенсии за выслугу лет.
Следовательно, у суда первой инстанции не имелось оснований для возложения на Пенсионный фонд Российской Федерации обязанности назначить и производить Макаровой Т.Г. пенсию за выслугу лет с <дата>
Согласно подпункту «к» пункта 1 Перечня документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 мая 2017 г. № 436н, для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» федеральному государственному гражданскому служащему необходимо представить в том числе подлинник решения о включении в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов работы в должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, в случае принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации соответствующего решения.
На основании пункта 5.6.36 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610, к полномочиям указанного министерства относится принятие решений о включении периодов службы (работы) в отдельных должностях руководителей специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знания работы в которых необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г. № 1141 утвержден Печень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих (далее по тесту – Перечень должностей).
На основании пункта 20 Перечня должностей отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, включаются в стаж государственной гражданской службы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
26 декабря 2011 г. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по поручению Правительства Российской Федерации приказом № 1648н утвердило Порядок подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных гражданских служащих (далее по тексту- Порядок подсчета и подтверждения стажа).
Согласно пункту 9 Порядка подсчёта и подтверждения стажа в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет могут быть включены периоды службы (работы) в отдельных должностях руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы (далее - иные периоды). Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать 5 лет. Решение принимается по представлению руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещал должность федеральной государственной гражданской службы, а в случае упразднения (реорганизации) указанного органа федеральным государственным органом, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации переданы функции упраздненного (реорганизованного) органа. Заявление о включении иных периодов подается при обращении за назначением пенсии за выслугу лет. К представлению руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа прилагаются следующие документы: копия трудовой книжки, справка-объективка, копия приказа об увольнении федерального государственного гражданского служащего, должностной регламент по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, документ, подтверждающий выполняемые трудовые (служебные) обязанности, возложенные по занимаемой должности (должностям), представленной (представленным) для рассмотрения (трудовой договор, должностная инструкция, иной документ), заявление о включении иных периодов, копия заявления о назначении пенсии за выслугу лет. Представление руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа направляется в Пенсионный фонд Российской Федерации для подготовки проекта решения и внесения его в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В случае несоответствия представления руководителя (заместителя руководителя) федерального государственного органа или поступивших с ним документов требованиям, установленным пунктом 20 Перечня должностей в принятии решения отказывается.
Таким образом, в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются должности на предприятиях и учреждениях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы.
На момент увольнения Макарова Т.Г. занимала должность старшего специалиста 3 разряда отдела информационных технологий Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № по <...>
Согласно Должностному регламенту для замещения указанной должности требовалось наличие среднего специального образования, соответствующего направлению деятельности. В обязанности старшего специалиста 3 разряда входило: ввод в базу данных платежных документов; ввод данных по учету налогоплательщиков, сведений о месте жительства налогоплательщиков, ввод данных заявлений налогоплательщиков на зачет/ возврат налогов; обеспечение мероприятий по обработке персональных данных (т. 1 л.д. 67-71).
На основании квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 14 января 1969 г. № 15, действовавшего до 23 марта 1986 г., в должностные обязанности бухгалтера входило выполнение работы по различным видам бухгалтерского учета (учету основных средств, материальных ценностей, затрат на производство; расчеты с поставщиками и заказчиками, за предоставленные услуги; начисление заработной платы, налогов и других выплат и платежей); осуществление приема и контроля первичной документации по соответствующим видам учета и подготовке ее к счетной обработке.
В соответствии с Квалификационным справочником должностей, руководителей, специалистов, служащих, утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 27 марта 1986 г. № 102/6-142, действовавшего на момент работы Макаровой Т.Г. бухгалтером, бухгалтер выполняет работу по различным участкам бухгалтерского учета (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности, расчеты с поставщиками и заказчиками, а также за предоставленные услуги и т.п.). Участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение государственной дисциплины и укрепление хозяйственного расчета. Осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам учета и подготавливает их к счетной обработке. Отражает в бухгалтерском учете операции, связанные с движением денежных средств и товарно-материальных ценностей и т.д.
Таким образом, для замещения должности в отделе информационны░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ <...> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 1982 ░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ 03 ░░░░░░░ 1982 ░. ░░ 23 ░░░░░░░ 1982 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░, ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 03 ░░░░░░░░ 1997 ░. № 981 ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░- ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ( ░░░░░░░░ 2 ░░░░░░ 4 ░░░░░░ 6 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 31 ░░░░ 1995 ░. № 119-░░ «░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░).
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░)» (░. 1 ░.░. 55).
░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ (░. 1 ░.░. 52), ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░– ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░. 1 ░.░. 102) ░░░░░░░░░ ░░ ░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ <...>
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ 03 ░░░░░░░ 1982 ░. ░░ 23 ░░░░░░░ 1982 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ <...>
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ <...>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328, 329, 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 21 ░░░ 2019 ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░