Дело № 2-6213/2018
66RS0004-01-2018-005599-96
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 0 октября 2018 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Васильковой О.М.,
при секретаре Баталовой Н.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липилиной В. А. к акционерному обществу «Управляющая компания «Европейское» о защите прав потребителей.
УСТАНОВИЛ:
Липилина В.А. (далее - истец) обратилась в суд с иском к АО «Управляющая компания «Европейское» (далее – ответчик, общество, управляющая компания), с учетом уточнения иска, о возложении обязанности по перерасчету коммунальных услуг, снизив их стоимость на 44726 рублей 18 коп., возложении на ответчика обязанности предоставить истцу паспорта на все приборы учета, установленные в квартире истца: газовые счетчики, ХВС, ГВСЧ, электроснабжения. Также истец просила взыскать с ответчика в пользу истца платы за нарушение порядка расчета платы за содержание жилого помещения в сумму 22363 рубля 09 коп., компенсации морального вреда в сумме 2000 руб., и возмещении судебных расходов.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что она является собственником <адрес> г. Екатеринбурга. Общество осуществляет обслуживание данного многоквартирного дома, является исполнителем жилищно-коммунальных услуг. 23 сентября 2017 года ответчик уведомил собственников о поверке газовых счетчиков и предложил их заменить. Данные приборы учета истцом были заменены. Однако в декабре 2017 г. ответчиком произведены начисления без учета показаний приборов учета газа в связи с истечением сроков их эксплуатации. Истец обратилась к ответчику с требованием выдать хранящиеся у него оригиналы паспортов счетчика газа и произвести перерасчет, однако ответчик от соответствующего перерасчета отказался, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебное заседание истец не явилась, уполномочила на участие в деле своего представителя.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, указав, что ответчиком неправомерно были произведены доначисления по услуге «газ» в связи с истечением сроков поверки индивидуальных приборов учета, учитывая, что паспорта данных приборов находятся у ответчика, сроки поверки истец контролировать не могла. Впоследствии ответчиком произведен перерасчет в отношении газоснабжения после проверки, произведенной Департаментом Государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, однако перерасчет по ГВС произведен не был. Заинтересованность в истребовании у ответчика документов на приборы учета отсутствует.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, указала на то, что срок поверки индивидуального прибора учета в квартире истца истек в августе 2016 г., в связи с чем произведено доначисление платы по услуге «газ», которое было включено совместно с платой за ноябрь 2017 года в соответствии с п. 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила). В то же время, ответчик во избежание споров и с учетом пожеланий потребителя произвел перерасчет, сторнировав сумму доначисления, что было отражено в квитанции за апрель 2018 года и июль 2018 года, в связи с чем предмет спора отсутствует. Более того, требования о взыскании штрафа по основаниям ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации не основаны на законе, поскольку данная правовая норма к спорным правоотношениям применена быть не может и более того, перерасчет был произведен, о чем истцу на момент обращения в суд с иском было известно. Кроме этого, данный штраф предусмотрен по услуге «содержание жилья».
Третье лицо Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, явку в судебное заседание не обеспечило.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав обстоятельства дела, доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от Липилина В.А. является собственником <адрес> г. Екатеринбурга.
АО «УК «Европейское» является управляющей компанией данного многоквартирного дома, что стороны в судебном заседании подтвердили.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что в квартире истца установлены индивидуальные приборы учета газоснабжения, обеспечивающего также подачу горячего водоснабжения и отопления.
Сведений о наличии в квартире истца прибора учета горячего водоснабжения не имеется.
Как следует из пояснений истца приборы учета в квартире были установлены на момент передачи данной квартиры истцу, паспорта приборов учета ей не передавались. В октябре 2017 г. был заменен прибор учета газоснабжения.
Представитель ответчика в ходе рассмотрения дела не отрицал то обстоятельство, что паспорт индивидуального прибора учета (далее - ИПУ) газоснабжения действительно ранее находился в управляющей компании, в настоящее время данные документы у истца имеются.
Представитель истца указала на то, что собственник не могла проконтролировать срок поверки прибора учета, в то же время ответчиком произведено доначисление услуги «газ» исходя из нормативов на сумму 44726 рублей 18 коп.
В то же время, согласно квитанции за ноябрь 2017 года собственнику произведено начисление и платы за жилищно-коммунальные услуги за месяц в размере 8206 рублей 63 коп., и начисление по нормативам по услуге «газ» на сумму 36519 рублей 92 коп.
Доказательства неверного начисления платы за ноябрь на сумму 8206 рублей 63 коп. истцом не представлены и более того, в иске, как и в ходе судебного разбирательства, не указано о незаконности начислений платы за месяц, такие доводы не приведены, в то время как согласно ст.ст. 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
По требованию о перерасчете суд исходит из следующего.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством РФ.
Подпунктом "г" пункта 34 Правил установлено, что потребитель обязан, в целях учета потребленных коммунальных услуг, использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 34 Правил, потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета.
Согласно абзаца второго пункта 42 Правил, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 59 указанных Правил, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев (если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то, начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
Пунктом 60 Правил установлено, что по истечении указанного в подпункте "а" пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальные услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно пункта 80 Правил, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета.
Согласно подпункта "д" пункта 81.12 Правил, прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Таким образом, вышеприведенные нормы прямо устанавливают обязанность потребителя коммунальных услуг использовать приборы учета, прошедшие поверку, обеспечивать проведение поверок этих приборов учета в сроки, установленные технической документацией, своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные платежи. Истечение срока эксплуатации прибора учета, в том числе в связи с не проведением в установленный срок его поверки, является основанием для начисления платы не по показаниям прибора учета, а исходя из среднемесячного объема потребления, а по истечении этого срока - по установленным нормативам потребления.
Следовательно, истец обязана была контролировать срок проведения поверки ИПУ ГВС, находящегося в ее квартире.
Довод истца, ее представителя об отсутствии у истца технической документации на ИПУ ГВС не может являться основанием для освобождения ее от последствий использования вышедшего из строя индивидуального прибора учета, так как действуя разумно и добросовестно истец могла и должна была интересоваться состоянием находящегося в ее собственности имущества, к которому относится прибор учета, осуществить действия по запросу дубликата паспорта прибора учета в связи с его утратой, замену самого прибора учета в случае невозможности получения соответствующих дубликатов, иные действия, направленные на своевременное проведение поверки приборов учета.
Истец не оспаривает, что замена прибора была произведена в октябре 2017 года, в то время как срок поверки истец в августе 2016 года. Донасчисление произведено с августа 2016 года.
В то же время, согласно выписке по лицевому счету и квитанции за июль 2018 года ответчиком произведен перерасчет платы за «газ» на сумму 20129 рублей 28 коп. (за октябрь 2017 года) и 35459 рублей 02 коп. (оставшийся период). Данные факты и доказательства истцом не оспорены, иные доводы о нарушении права со стороны ответчика не приведены, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав истца по начислению платы за «газ», и отсутствии как такового предмета спора, поскольку в качестве способа судебной защиты истец выбрала понуждение ответчика произвести перерасчет и снизить сумму начислений.
При этом суд исходит из того, что судебной защите в силу ст. 46 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит нарушенное или оспоренное право, однако на момент обращения в суд заявленный перерасчет был произведен.
Согласно ответу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области предписание о понуждении ответчика произвести перерасчет снят с контроля, как указала представитель ответчика, в связи с фактическим его исполнением.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем компенсации морального вреда.
Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения (ст. 150 Кодекса).
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ст. 151 Кодекса).
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда (ст. 1099 Кодекса).
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст. 1101 Кодекса).
В силу п.1 ст.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 9 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).
В силу ст.15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Истцом заявлено о компенсации морального вреда, однако как ранее установлено судом, нарушения права истца со стороны ответчика не установлены, срок действия поверки прибора учета истек, истец должную степень разумности и добросовестности не проявила, более того, перерасчет ответчиком был произведен.
В соответствии с ч. 11 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федераци управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязаны уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за содержание жилого помещения над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.
В то же время, предметом спора является порядок начисления платы по услуге «газ», а не по содержанию жилья, при том, что нарушения прав истца, как указано ранее, со стороны ответчика не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 98, 196 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования оставлены без рассмотрения.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья: подпись О.М.Василькова
Копия верна
Судья:
Секретарь: