Решение по делу № 2-189/2019 ~ М-43/2019 от 15.01.2019

К делу

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2019 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего Ожева М.А.,

при секретаре ФИО3,

с участием:

представителя истца ФИО2 - ФИО6,

ответчика ФИО1,

представителя ответчика ФИО1 - ФИО4,

представителя третьего лица ООО «Геостройпроект» - ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО2 к ФИО1 об устранении препятствий в пользовании и установлении межевой границы,

третьи лица без самостоятельных требований - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Адыгея, ООО «Геостройпроект»,

установил:

Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику, пояснив следующее. Истцу ФИО2 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1600 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>А, на основании: Выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серия от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес>. Ответчик ФИО1 является собственником смежного земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1600 кв.м., по адресу: <адрес>. Земельный участок, принадлежащий ответчику на праве собственности, был поставлен на кадастровый учет в уточненных границах на основании землеустроительного дела от 2008 г., выполненного ООО «Геостройпроект». При межевании земельного участка ответчик за подписанием акта согласования границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером к собственнику смежного земельного участка - ФИО2 не обращался, в соответствии с чем подпись в акте согласования об отсутствии претензий к межевой границе - отсутствует. Истец обратилась к кадастровому инженеру ФИО5 с заявлением о проведении работ по межеванию земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности, при проведении кадастровых работ в 2018 г. выявлено, что земельный участок ответчика накладывается на земельный участок истца. На основании ч.1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в ч.3 данной статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. При этом круг лиц, обладающих смежными земельными участками, определяется кадастровым инженером. Согласование границ земельного участка проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. Согласно ст. 40 Закона о кадастровой деятельности результат согласования местоположения границ земельного участка оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. В соответствии с вышесказанным, при межевании земельного участка ответчика к истцу за подписанием акта согласования не обращались, о том, что земельный участок уже стоит на кадастровом учете в уточненных границах, истец узнала лишь в 2018 году при обращении к кадастровому инженеру. При этом земельный участок отмежеван и стоит на кадастровом учете таким образом, что площадь наложения составляет около 800 кв.м. В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Ст. 12 ГК РФ предусмотрен такой способ защиты гражданских прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Из совокупности норм ст.ст. 12 и 304 ГК РФ следует, что защита субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется путем применения надлежащих способов защиты, в т.ч. путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. При заявлении негаторного иска, направленного на защиту правомочий владения и пользования имуществом, истец должен доказать наличие у него соответствующего вещного или обязательственного права на индивидуально-определенную вещь (право собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования (ссуды) и т.п.). факт нахождения данного имущества в его владении и противоправность создания ответчиком препятствий в осуществлении истцом правомочий по пользованию этим имуществом. На основании ч.2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Истец фактически лишена части земельного участка со стороны смежных землепользователей по <адрес>, что ущемляет права истца, как собственника земельного участка. Истец просила суд: признать землеустроительное дело на земельный участок с кадастровым номером <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, выполненное ООО «Геостройпроект» в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка – недействительным; аннулировать сведения в ЕГРН о границах земельного участка кадастровым номером , общей площадью 1600 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>; установить границы земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1600 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>. 29А, в соответствии с межевым планом, выполненным кадастровым инженером ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ; указать в решении суда, что решение вступившее в законную силу является основанием для аннулирования сведений в ЕГРН о границах земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1600 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, при подаче заявления ФИО2; указать в решении суда, что решение, вступившее в законную силу, является основанием для постановки на государственный кадастровый учет, в связи с уточнением местоположения и площади земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1600 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>А, в соответствии с межевым планом, выполненным кадастровым инженером ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ без истребования дополнительных документов, границы земельного участка считать согласованными.

Представитель истца ФИО2 - ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Земельный кодекс РСФСР, в ст. 31 которого было указано, что право собственности на землю удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется муниципальным органом, органами местного самоуправления. Приватизация - это приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Любое другое оформление или переоформление земельного участка приватизацией не является. Приватизация земельного участка происходит единожды, так как человек, прошедший эту процедуру, становятся собственником, поэтому повторная приватизация не требуется. С тех пор, как стало возможным оформление земельных участков в частную собственность, разрабатывалось и выдавалось землевладельцам большое количество различных форм правоудостоверяющих документов на землю: государственные акты, свидетельства и другие документы. Документы, подтверждающие право собственности на землю, полученные в 1993 году, имеют такую же юридическую силу, как и документы, полученные в любое другое время. Они одинаково свидетельствуют о том, что гражданину принадлежит на праве собственности земельный участок. До 01.02.1998 г. свидетельства о праве собственности выдавались органами местного самоуправления, земельными комитетами, а после 1998 г. органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Ведение ЕГРП осуществляется на основе Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой внесение регистрационной записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). С 01.01.2017 года ЕГРП и государственный кадастр недвижимости (ГКН) подлежат объединению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в соответствии с Федеральным законом РФ от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Доказательством существования зарегистрированного права на земельный участок, в настоящее время, является не свидетельство, а государственная регистрация, которая производится посредством внесения регистрационной записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Это правило не распространяется на тех, чьи документы на землю выдавались до 01.02.1998 года. Права на недвижимое имущество, возникшие до 1998 года, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Срока для внесения сведений в Единый государственный реестр о своем земельном участке не установлено, это можно сделать в любой момент. Свидетельство выдается по заявлению заинтересованного лица, и может быть получено в любое время. В ст. 208 ГК РФ указаны требования, на которые исковая давность не распространяется: требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ). В соответствии с ч.1 ст. 39 Федерального Закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастровой деятельности порядке обязательному согласованию со смежными землепользователями, круг лиц, обладающими смежными земельными участками определяется кадастровым инженером. Согласно ст.40 Федерального Закона от 24.07.2007 №221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного ч. 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что он является добросовестным приобретателем земельного участка, просил отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика ФИО1 - ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в силу требований Земельного Кодекса РФ, а так же Федерального Закона «О кадастре», каждый объект недвижимости имеет характеристики, которые внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории РФ государственный учетный номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. В государственный кадастр недвижимости вносятся описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок. Истцом выбран неверный способ защиты права. Земельный участок, который принадлежит ФИО1, имеет кадастровый номер, стоит на кадастровом учете, имеет межевой план, на котором указаны координаты. Представленные истцом доказательства не подтверждают нарушения ее прав на земельный участок. Отсутствие подписи в акте согласования не влечет признание межевания недействительным. Также прошел срок исковой давности. Истец указала, что она не знала о том, что земельный участок ответчика состоит на кадастровом учете, и узнала об этом только в 2018 <адрес> об этом истец узнала не в 2018 году, а намного раньше. ФИО7 был собственником участка с 2008 года, земельный участок был поставлен на учет намного раньше, все эти обстоятельства истцу были известны. Основанием для выдачи свидетельства о регистрации права истцу послужила выписка из похозяйственной книги. В силу требований Гражданского кодекса, государственная регистрация является единственным доказательством зарегистрированного права. Межевание участка ответчика было законным. Геодезист не согласовал с истцом границы потому, что не было зарегистрировано право собственности истца, в едином государственном реестре сведений о её участке не было. Участок истца был зарегистрирован в 2010 г., а дом в 2016 г., имеет юридическое значение только государственная регистрация права. Согласования не могло быть, поскольку ФИО2 является собственником своего земельного участка с 2010 г., а земельный участок ответчика был поставлен на кадастровый учет ранее, в 2008 г.. Требования истца незаконны и необоснованны, не являются основанием для пересмотра границ земельного участка, который был замежеван в 2008 г., а ФИО1 является добросовестным приобретателем.

Представитель третьего лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Адыгея - ФИО12 будучи извещен о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил суд о рассмотрении дела в их отсутствие, по существу разрешения исковых требований полагался на усмотрение суда. Суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, в соответствии со ст. 167 ч. 5 ГПК РФ.

Представитель третьего лица ООО «Геостройпроект» - ФИО9 в судебном заседании полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению и пояснил, что межевание земельного участка ответчика выполнял работник ООО «Геостройпроект». Выезд сотрудника на местность при выполнении межевания является обязательным, который на местности находит межевые знаки и привязывает к ним земельный участок, межевание которого осуществляет. Кадастровый инженер мог указать, что соседний земельный участок является землями администрации, если истец на тот момент не зарегистрировала свое право собственности на земельный участок. При межевании фактическая площадь земельного участка ответчика и площадь участка по документам не отличались. При этом в межевом плане, выполненном истцом, имеется пересечение с земельным участком ответчика на значительной площади, что вызывает сомнения в достоверности данного межевого плана.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся в том числе земельные участки.

Как следует из материалов дела, истцу ФИО2 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , площадью 1600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на основании: Выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серия от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Управлением Росреестра по <адрес>.

Ответчик ФИО1 является собственником смежного земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании: Договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО7, государственная регистрация права осуществлена ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 приобрел вышеуказанный земельный участок (ответчика) у ФИО10, которой данный участок принадлежал на основании Постановления администрации Даховского сельского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , что подтверждалось свидетельством на право собственности на землю бессрочного (постоянного) пользования землей, выданным администрацией Даховского сельского Совета ДД.ММ.ГГГГ

Согласно материалам землеустроительного дела от 2008 г., земельный участок, принадлежащий ответчику на праве собственности, поставлен на кадастровый учет в уточненных границах на основании межевания, выполненного ООО «Геостройпроект» ДД.ММ.ГГГГ, по заявлению ФИО10

При межевании земельного участка прежний собственник ФИО10 за подписанием акта согласования границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером 04:01:1400030:14 к владельцу смежного земельного участка ФИО2 не обращалась, в соответствии с чем подпись в акте согласования об отсутствии претензий к межевой границе - отсутствует.

Как следует из Схемы границ земельного участка по <адрес> в <адрес> (Приложение к Акту согласования границ земельного участка), точки от «В» до «Г» указаны как земли администрации.

В Абрисе в землеустроительном деле от 2008 г. указано, что верхняя граница (со стороны истца) представляет земли администрации, не огорожена, а границы земельного участка ответчика огорожены деревянным забором.

Впоследствии истец обратилась к кадастровому инженеру ФИО5 с заявлением о проведении работ по межеванию земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности, при проведении кадастровых работ в 2018 г. выявлено, что земельный участок ответчика накладывается на земельный участок истца.

Согласно ч.ч. 1, 3, 7-9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Если в соответствии со ст. 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.

Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» к уникальным характеристикам земельного участка отнесены, в том числе, его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Согласно ч.ч. 1-3 ст. 39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в ч. 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого, выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Предметом указанного в ч. 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками, в том числе, на праве собственности.

В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 40 Федерального закона РФ «О государственном кадастре недвижимости» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного ч. 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Согласно правоустанавливающим документам, земельный участок, который принадлежит ответчику, имеет кадастровый номер, стоит на кадастровом учете, имеет межевой план, на котором указаны координаты.

Отсутствие подписи в акте согласования не влечет признание межевания недействительным по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ
"О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Кадастровый инженер не согласовал с истцом границы на том основании, что по состоянию на дату межевания 18.06.2008 г. за истцом не было зарегистрировано право на земельный участок, в Едином государственном реестре прав сведений о принадлежности земельного участка истцу не было (государственная регистрация права осуществлена 29.12.2010 г.), в связи с чем границы кадастровым инженером были согласованы с администрацией МО «Даховское сельское поселение».

При таких обстоятельствах суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2 к ФИО1 об устранении препятствий в пользовании и установлении межевой границы.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись

Копия верна: судья Ожев М.А.

2-189/2019 ~ М-43/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тумасова Надежда Александровна
Ответчики
Куадже Аслан Аюбович
Другие
ООО "Геостройпроект"
ФГБУ "ФКП Росреестр"
Суд
Майкопский районный суд Республики Адыгея
Судья
Ожев Мурат Асланович
Дело на странице суда
maikopskyr--adg.sudrf.ru
15.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.01.2019Передача материалов судье
15.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2019Подготовка дела (собеседование)
05.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2019Судебное заседание
28.02.2019Судебное заседание
21.03.2019Судебное заседание
21.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее