Судья Паншин Д.А. Дело №2-5980/2019г.
(33-7061/2019 г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Пунегова П.Ф., Щелканова М.В.
при секретаре Поповой О.К.
рассмотрела в судебном заседании 5 декабря 2019 года в г.Сыктывкаре Республики Коми гражданское дело по апелляционной жалобе Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МОГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 сентября 2019 года, по которому
исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Коми удовлетворены;
УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» обязано в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать работу по размещению бункера-накопителя для твёрдых коммунальных отходов в районе <Адрес обезличен> в соответствии в п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», то есть на расстоянии не менее чем 20 метров от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения.
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения Рыбака Р.В. – представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Управление Роспотребнадзора по Республике Коми обратилось в суд с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МОГО «Сыктывкар» об обязании устранить нарушения санитарного законодательства Российской Федерации, а именно: разместить бункер-накопитель для твёрдых коммунальных отходов в районе <Адрес обезличен> в соответствии в пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», то есть на расстоянии не менее чем 20 метров от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Коми исковые требования поддержал.
Ответчик, а также привлеченные судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация пгт.Седкыркещ, Сажина И.Н. и ООО «Забота-Сервис» в суд не явились, и дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МОГО «Сыктывкар» не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, нарушением судом норм материального права.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Сажина И.Н. просит оставить решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в порядке частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для её удовлетворения и отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
В силу пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно абзацу второму статьи 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», введенной в действие Федеральным законом от 31 декабря 2017 года №503-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1); места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).
Пунктом 2.2.3 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года № 4690-88, установлено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
Создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесено пунктом 4 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2017 года №503-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в нарушение приведенных требований санитарных правил контейнерная площадка (бункер-накопитель) в районе <Адрес обезличен> расположена на расстоянии 14,6 кв.м. от указанного дома, принадлежащего Сажиной И.Н., в связи с чем постановлением ... Управления Роспотребнадзора по Республике Коми от 12 февраля 2019 года <Номер обезличен> Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МОГО «Сыктывкар» было привлечено к административной ответственности в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (т.1 л.д.18,32-36, 57).
Также из материалов дела следует, что указанный бункер-накопитель является собственностью МОГО «Сыктывкар», на основании договора аренды от 10 января 2018 года <Номер обезличен> передан в аренду ООО «Забота-Сервис» и установлен в данном месте в соответствии с соглашением к договору от 10 января 2018 года <Номер обезличен> о передаче в аренду имущества, являющегося собственностью МОГО «Сыктывкар», от 10 января 2018 года; контроль за соблюдением точных мест установки бункерных площадок и бункеров-накопителей, их физическим состоянием по условиям соглашения от 10 января 2018 года осуществляет Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МОГО «Сыктывкар» (т.1 л.д.25-26).
В соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации МОГО «Сыктывкар», утвержденным решением Совета МОГО «Сыктывкар» от 20 июня 2013 года <Номер обезличен> (с последующими изменениями) Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МОГО «Сыктывкар» является отраслевым (функциональным) органом администрации МО ГО «Сыктывкар», входящим в структуру администрации МО ГО «Сыктывкар», и юридическим лицом (пункты 1.1 и 1.3 Положения).
К числу основных задач Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МОГО «Сыктывкар», согласно пунктам 2.5 и 2.6 Положения, относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; организация благоустройства территории городского округа в соответствии с правилами благоустройства территории городского округа (т.1 л.д.89-106).
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных требований законодательных норм в области обращения с твердыми коммунальными отходами суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о нарушении ответчиком требований санитарных правил при размещении бункера-накопителя твердых коммунальных отходов в районе <Адрес обезличен> и его обязанности устранить данное нарушение.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения со ссылкой на абзацы 3 и 4 пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 и акт №369 от 3 августа 2017 года несостоятельны.
Согласно абзацу третьему пункта 2.2.3 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» Санитарные правила содержания территорий населенных мест» в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8 - 10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов (абзац четвертый пункта 2.2.3 (СанПиН 42-128-4690-88).
Приведенная норма абзаца третьего пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 допускает в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где отсутствует возможность соблюдения установленных разрывов, установление расстояний до контейнерных площадок комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача), однако в рассматриваемом случае соответствующие расстояния до места установки бункера-накопителя у <Адрес обезличен> не определялись комиссионно с участием лиц и служб, перечисленных в абзаце третьем пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88; сведений об этом акт <Номер обезличен> от 3 августа 2017 года, составленный представителями ответчика, администрации пгт Седкыркещ и ООО «Забота-Сервис», не содержит (т.1 л.д.172).
Отсутствуют в материалах дела и доказательства того, что существующее место установки бункера-накопителя у <Адрес обезличен> было определено самими домовладельцами или по согласованию с ними, как это закреплено в абзаце четвертом пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о незаконности судебного решения и не могут повлечь его отмены.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МОГО «Сыктывкар» - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-