Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-265/2017 ~ М-80/2017 от 01.02.2017

Мотивированное решение изготовлено 10 апреля 2017 года.

Дело № 2-265/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Нарьян-Мар                                    03 апреля 2017 года

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Распопина В.В.,

при секретаре Пепеловой И.В.,

с участием истца Армашевской Л.Е.,

ответчика нотариуса Полежаевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Армашевской Людмилы Ефимовны к нотариусу Полежаевой Елене Александровне о взыскании суммы сбора за совершение нотариального действия, компенсации морального вреда, судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л :

Армашевская Л.Е. обратилась в суд с иском к нотариусу Полежаевой Е.А. о взыскании суммы сбора за совершение нотариального действия, компенсации морального вреда, судебных расходов.

    Требования мотивирует тем, что в декабре 2016 года заключила со своим сыном договор дарения 2/5 долей в праве собственности на жилое помещение. Для удостоверения сделки обратилась к нотариусу Полежаевой Е.А. За удостоверение договора уплатила ответчику 12 720 рублей 69 копеек. При исчислении сбора за совершение нотариальных действий нотариус исходил из кадастровой стоимости объекта, инвентаризационная стоимость во внимание принята не была. Полагает, что сбор за совершение нотариального действия должен был исчисляться исходя из инвентаризационной стоимости объекта. Просит взыскать с ответчика 3931 рубль 35 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

    На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ истец просит также взыскать с ответчика госпошлину, уплаченную при подаче иска.

Истец в судебном заседании требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик в судебном заседании с требованиями не согласился, указав, что сбор исчислен правомерно исходя из кадастровой стоимости объекта, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ органы БТИ утратили право определять инвентаризационную стоимость объекта. С указанной даты для определения размера сбора принимается либо данные о кадастровой стоимости, либо отчет профессионального оценщика.

Суд, заслушав истца, ответчика, исследовав материалы дела приходит к следующему выводу.

В силу статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

В соответствии со статьей 22 Основ за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с подп.5 п.1 ст.333.24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: за удостоверение прочих договоров, предмет которых подлежит оценке, если такое удостоверение обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, - 0,5 процента суммы договора, но не менее 300 рублей и не более 20 000 рублей.

В силу подп.5 п.1 ст.333.25 НК РФ за совершение нотариальных действий государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей: при исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров, подлежащих оценке, принимается сумма договора, указанная сторонами, но не ниже суммы, определенной в соответствии с подпунктами 7 - 10 настоящего пункта. По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в подпунктах 7 - 10 настоящего пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки). В случае представления нескольких документов, выданных лицами, указанными в подпунктах 7 - 10 настоящего пункта, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества;

Подпунктом 8 указанного пункта установлено, что стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения.

В силу частей 1, 2.1 Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года) до 1 января 2013 года устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее в настоящей статье - переходный период).

В переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (далее - ранее установленный порядок осуществления государственного учета), если иной порядок осуществления в переходный период государственного учета таких объектов не установлен в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи.

Частью 8 ст. 47 Закона № 221-ФЗ установлено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 г. № 546 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства», Постановление Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 г. № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» признано утратившим силу.

Постановление Правительства РФ от 10.09.2004 г. № 477 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства», Приказ Минэкономразвития России от 05.04.2005 N 70 «Об утверждении Положения об аккредитации Росреестром организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» не подлежат применению, аккредитация организаций технической инвентаризации объектов капитального строительства не осуществляется.

С 1 января 2013 года названное Постановление Правительства РФ от 04.12.2000 г. № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» не применяется (Письмо Минэкономразвития России от 22.02.2013 г. КД23и-449).

С 1 января 2013 года на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются.

В силу части 4 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года) кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.

В силу ч. ч. 2.3 и 3 ст. 43 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года) органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, а также подведомственные органу кадастрового учета государственные бюджетные учреждения осуществляли расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества, а также государственный учет объектов капитального строительства в переходный период до 01.01.2013 г.

Органы БТИ, проводившие до ДД.ММ.ГГГГ государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства и имеющие в своих архивах соответствующие сведения об инвентаризационной стоимости объектов жилищного фонда, могут выдавать собственникам объектов недвижимости информацию об инвентаризационной стоимости данных объектов жилищного фонда по состоянию на запрашиваемую дату, в том числе выдавать информацию об инвентаризационной стоимости на дату смерти до ДД.ММ.ГГГГ (Информационное письмо Министерства Финансов Российской Федерации «О применении сведений об инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества жилого фонда для исчисления нотариусами размера государственной пошлины (нотариального тарифа) за выдачу свидетельства о праве на наследство указанных объектов»).

Судом установлено, что Армашевская Л.Е. обратилась к нотариусу Полежаевой Е.А. для нотариального удостоверения договора дарения 2/5 долей в праве собственности на <адрес> по проезду им.капитана Матросова в г.Нарьян-Маре.

Согласно представленым справкам-приложениям к реестру нотариальных действий за услуги нотариуса по составлению проекта договора уплачено 5000 рублей, также взыскано по тарифу 4548 рублей 69 копеек, УПТХ – 3372 рубля.

При расчете сбора за совершение нотариального действия нотариус исходил из представленных сведений о кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Таким образом, нотариусом размер сбора за совершение нотариальных действий рассчитан в соответствии с положениями ст.ст.333.24, 333.25 НК РФ.

Доводы истца об исчислении размера сбора исходя из инвентаризационной стоимости имущества, указанной в справке АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» судом во внимание не принимаются, поскольку из вышеперечисленных норм права следует, что с ДД.ММ.ГГГГ органы технического учета и технической инвентаризации не осуществляют техническую инвентаризацию объектов капитального строительства.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требований Армашевской Л.Е. о взыскании суммы сбора за совершение нотариального действия не подлежат удовлетворению.

Поскольку нарушения прав истца судом не установлено, а также на основании ч.2 ст.1099 ГК РФ, не подлежат также удовлетворению требования о компенсации морального вреда.

В силу ст.98 ГПК РФ расходы по уплате государственной пошлины взысканию с ответчика не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении требований Армашевской Людмилы Ефимовны к нотариусу Полежаевой Елене Александровне о взыскании суммы сбора за совершение нотариального действия, компенсации морального вреда, судебных расходов – отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в суд Ненецкого автономного округа через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий                                  подпись                    В.В. Распопин

Копия верна, судья                                В.В.Распопин

2-265/2017 ~ М-80/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Армашевская Людмила Ефимовна
Ответчики
Полежаева Елена Александровна
Суд
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа
Судья
Распопин Виталий Владимирович
Дело на странице суда
nariyanmarsky--nao.sudrf.ru
01.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2017Передача материалов судье
06.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.02.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2017Судебное заседание
03.04.2017Судебное заседание
10.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2017Дело оформлено
17.05.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее