№2-1-596/2019
Мотивированное решение изготовлено 22.07.2019г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2019 года г. Красноуфимск
Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Галкиной И.В., с участием представителя истца Глазова А.В., при секретаре Сергеевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Органа местного самоуправления «Администрация ГО Красноуфимск» к Органу местного самоуправления «Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск» о снятии с кадастрового учета объектов недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
ОМС «Администрация ГО Красноуфимск» обратилась в суд с исковым заявлением к ОМС «Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск», указав, что Красноуфимским районным судом рассмотрено дело о признании наследуемого имущества состоящего из жилого дома, общей площадью 35,7 кв.м., кадастровый №1-109/2014 и земельного участка, общей площадью 410 кв.м., кадастровый №1-109/2014, расположенные по адресу: <адрес>, выморочным. Судом установлено, что имущество в виде дома физически не существует, снесено. Поскольку наследуемое имущество отсутствует на такое имущество признать право собственности невозможно, в связи с чем истец отказался от исковых требований.
Указанный земельный участок, на котором находился объект недвижимого
имущества, не сформирован, но на кадастровом учете стоит как ранее учтенный, и
является частью государственных неразграниченных земель. Поскольку распоряжение
неразграниченными землями осуществляется органами местного самоуправления, а
именно Управлением муниципального имущества городского округа Красноуфимск,
несуществующий объект, состоящий на кадастровом учете, делает невозможным
реализацию правомочия на распоряжение земельным участком, государственная
собственность на который в установленном порядке не разграничена.
Истец просит снять с кадастрового учета объект недвижимого имущества в виде жилого дома, общей площадью 35,7 кв.м., кадастровый №1-109/2014, земельный участок, общей площадью 410 кв.м., кадастровый №1-109/2014, расположенные по адресу: <адрес>.
Определением суда к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц Управление Росреестра и ФГБУ ФКП Росреестра.
В судебном заседании представитель истца Глазов А.В. поддержал заявленные требования, обосновав их доводами, изложенными в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Третьи лица Красноуфимский отдел Росреестра, Управление Росреестра и ФГБУ ФКП Росреестра в судебное заседание не явились о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще.
Выслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, при этом руководствуется следующим.
Требования истца основаны на том, что объект недвижимости- жилой дом прекратил свое существование, а земельный участок, на котором ранее находился этот жилой дом не сформирован, а значит не существует.
Согласно ч.7 ст.1 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
К числу основных сведений об объекте недвижимости в силу п.7 ч.4 ст.8 указанного Закона относятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
Основания государственного кадастрового учета установлены ст.14 указанного Закона, в соответствии с п.2 ч.5 которой 5. государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.15 указанного Закона при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что жилой <адрес> по <адрес> площадью 35,7 кв.м. принадлежал ФИО3 на основании договора купли-продажи от <дата>. №1-109/2014, что подтверждается инвентарным делом БТИ.
Указанный жилой дом поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый №1-109/2014. Права на данный объект недвижимости в ЕГРН не зарегистрированы.
Согласно отзыва Управления Росреестра указанный жилой дом расположен на земельном участке в кадастровым номером №1-109/2014 площадью 410 кв.м., который имеет статус «ранее учтенный объект», поставлен на государственный кадастровый учет <дата>. Права на данный объект недвижимости не зарегистрированы.
Из справки БТИ от <дата>. следует, что указанный жилой дом снесен.
Таким образом, в данном случае снятие указанного жилого дома с государственного кадастрового учета может быть произведено органом регистрации прав - Управлением Росреестра только по заявлению его собственника, то есть ФИО3 Поэтому требования истца в этой части к заявленному им ответчику- ОМС «Управление муниципальным имуществом ГО Красноуфимск», который не является собственником имущества и не владеет полномочиями по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, удовлетворению не подлежат.
Относительно снятия с кадастрового учета вышеуказанного земельного участка, суд руководствуется положениями ч.3 ст.70 Закона № 218-ФЗ, в соответствии с которой земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 года в установленном порядке, снимаются с государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений об их правообладателях.
Порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г., при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такие земельные участки или в реестре прав на недвижимость записей о правах (ограничениях прав) на такие земельные участки установлен пунктом 181 Порядка, установленного Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 зарегистрированным в Минюсте России 25.03.2016 N 41548, в зависимости от наличия в ГКН сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости и наличия в ГКН или ЕГРП сведений об их правообладателях, обеспечивающих возможность направления правообладателю уведомления по почтовому адресу или адресу электронной почты. В случае наличия указанной возможности орган регистрации прав направляет правообладателю уведомление. Если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета.
Указанный порядок также не предусматривает участие органов местного самоуправления, к которым относится истец, в снятии земельного участка с кадастрового учета.
Кроме того, согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п.23 Обзора судебной практики № 2 (2019), если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случаях прямо предусмотренных законом.
В настоящем случае процедура преобразования учтенного в ЕГРН спорного земельного участка не осуществлялась.
Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с абзацами вторым и третьим п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Однако администрация к управлению Росреестра ранее по вопросу снятия земельного участка с кадастрового учета не обращалась, его акты или действия не оспаривает. В ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на управление Росреестра, в отношении которого не доказан факт нарушения прав администрации, обязанности по снятию с кадастрового учета земельных участков противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Таким образом, поскольку приведенные администрацией обстоятельства не предусмотрены действующим законодательством в качестве основания для исключения из ЕГРН сведений о поставленном на кадастровый учет земельном участке, доводы истца об исключении из ЕГРН сведений о спорном земельном участке нельзя признать обоснованными, как противоречащие вышеприведенным положениям закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Органа местного самоуправления «Администрация ГО Красноуфимск» к Органу местного самоуправления «Управление муниципальным имуществом городского округа Красноуфимск» о снятии с кадастрового учета объектов недвижимого имущества- жилого дома, общей площадью 35,7 кв.м., кадастровый №1-109/2014, земельного участка, общей площадью 410 кв.м., кадастровый №1-109/2014, расположенные по адресу: <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красноуфимский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья И.В.Галкина