Дело № 2-2401/2018
24RS0028-01-2018-001593
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 октября 2018 года город Красноярск
Кировский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Вдовина И.Н.,
при секретаре Пиксайкиной М.О.,
с участием истца Садыкова Ф.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Садыков Ф.В. к администрации Кировского района г. Красноярска, администрации г. Красноярска о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Садыков Ф.В. обратилась в суд с исковым заявлением (с учетом дополнений) к администрации Кировского района г. Красноярска, администрации г. Красноярска о предоставлении жилого помещения как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ссылаясь на то, что родился в 1987 году. Его мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем стал являться сиротой. Его опекуном была назначена родная сестра ФИО6, с которой он проживал по <адрес> <адрес>. Данное жилое помещение не пригодно для проживания истца с учетом общей площади жилого помещения и количества лиц, проживающих в нем. Другого жилья истец не имеет. С целью предоставления истцу жилого помещения он обращался в органы прокуратуры, администрацию Кировского района г. Красноярска, УПЧ в РФ, начиная с 2016 года.
В судебном заседании истец Садыков Ф.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске с учетом дополнений.
В судебное заседание представитель ответчика администрации г. Красноярска не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщил, представил отзыв на иск, согласно которому возражает против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика администрации Кировского района г. Красноярска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства образования Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года (в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012), предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с положениями ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» №12-961 от 02.11.2000 (в ред. Закона Красноярского края № 3-979 от 20.12.2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
В список включаются лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии с настоящей статьей, на основании документов, указанных в п.5 ст. 17 указанного Закона.
Уполномоченные органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдельным законом края.
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения – 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров.
Уполномоченный орган местного самоуправления заключает с лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, договор найма специализированного жилого помещения на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования о предоставлении лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Статья 1 Закона красноярского края от 24.12.2009 №9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилами помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» предусматривает наделение исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края (далее - органы местного самоуправления) государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение (далее - жилое помещение), в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 «О защите прав ребенка» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что Садыков Ф.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (мать – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., отец – ФИО4 – иные данные отсутствуют), относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду того, что мать – ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, сведениями об отце истец не располагает. Сведения об актовой записи о смерти от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении ФИО3 предоставлены по запросу Территориальным отделом ЗАГС по Ленинскому району г. Красноярска.
Распоряжением администрации Кировского района г. Красноярска от 04.03.2004 года № над несовершеннолетним Садыковым Ф.В. установлено попечительство, попечителем назначена ФИО7 За Садыковым Ф.В. закреплено право пользования жилой площадью по <адрес>
Согласно выписке из домовой книги на данное жилое помещение от 07.08.2018, Садыков Ф.В. имел регистрацию в указанной квартире в период с 06.09.2003 до 13.04.2005 (снят с учета в связи с осуждением) и с 28.09.2010 до 03.07.2013.
Приговором Кировского районного суда г. Красноярска от 13.04.2005 года Садыков Ф.В. осужден по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 7 годам лишения свободы. Освобожден 13.09.2010 года.
Кроме того, приговором Кировского районного суда г. Красноярска от 03.07.2013 года Садыков Ф.В. осужден по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 9 годам лишения свободы. В настоящее время истец отбывает наказание по данному приговору суда.
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах Садыкова Ф.В. на объекты недвижимого имущества. Также, по сведениям АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» за Садыковым Ф.В. жилые помещения на территории г. Красноярска на праве собственности не зарегистрированы.
Согласно сведениям администрации Кировского района г. Красноярска от 30.08.2018, Садыков Ф.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилами помещениями на территории Красноярского края, не включен. При этом, 30.01.2018 года Садыков Ф.В. обратился в прокуратуру Красноярского края, указав, что не обеспечен жилым помещением как сирота. Ссылаясь на аналогичные обстоятельства, 23.02.2018 года Садыков Ф.В. обращался в прокуратуру Кировского района г. Красноярска.
Из ответа на запрос № от ДД.ММ.ГГГГ, полученного из Министерства образования Красноярского края, следует, что Садыков Ф.В., 1987 года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилами помещениями в адрес Министерства не поступали, вопрос о включении Садыкова Ф.В. в указанный список не рассматривался.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что порядок получения жилого помещения, как меры социальной поддержки, носит заявительный характер и распространяется на лиц, подавших заявление на предоставление жилья до 23 летнего возраста.
При этом Садыков Ф.В., достигший на момент обращения с иском в суд возраста 31-го года, с заявлением о постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением во внеочередном порядке как лицо, оставшееся без попечения родителей, в администрацию по месту жительства либо в Министерство образования Красноярского края не обращался, до достижения возраста 23 лет не был признан нуждающимся в жилом помещении и не был поставлен на учет. На дату обращения в суд с иском 10.05.2018 года Садыков Ф.В. утратил статус лица, относящегося к категории детей - сирот.
Так, в соответствии с положениями норм действующего законодательства, регулирующего вопросы обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жилыми помещениями носят заявительный характер. Указанное означает, что в период нахождения лица под опекой, нуждающегося в улучшении жилищных условий, законные представители обращаются в интересах такого лица в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет в целях получения государственной поддержки в виде жилого помещения. В случае, если такие действия не были совершены, лицо, достигшее совершеннолетия, до достижения возраста 23 лет вправе самостоятельно обратиться по данному вопросу, предоставив необходимый пакет документов.
По смыслу действующего законодательства порядок получения жилого помещения как меры социальной поддержки носит заявительный характер и распространяется на лиц, подавших заявление о предоставлении жилья до 23 летнего возраста, то есть лица, обратившиеся своевременно, вправе требовать предоставления жилья до его фактического исполнения.
В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ Садыков Ф.В. не представил суду доказательства уважительности причин, в силу которых он своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, равно как и доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств, объективно препятствующих ему обратиться с заявлением о постановке на учет до достижения возврата 23 лет.
Следовательно, поскольку в предусмотренный законом срок - до достижения 23 летнего возраста истец не принимал мер к реализации права на получение государственной социальной поддержки, не представил в органы местного самоуправления заявление и необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Кроме того, доводы истца о том, что он по уважительной причинен своевременно не обратился в компетентные органы для реализации своего указанного права, так как не знал соответствующие положения законодательства, а также отбывал наказание в местах лишения свободы, суд не принимает, поскольку указанные обстоятельства не являются уважительной причиной, препятствующей ему обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в письменной форме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Садыков Ф.В. к администрации Кировского района г. Красноярска, администрации г. Красноярска о предоставлении жилого помещения – отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Красноярска.
Судья И.Н. Вдовин