Решение по делу № 2-228/2013 ~ М-281/2013 от 13.06.2013

Дело №2-228/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Хандагайты                             11 июля 2013 года

Овюрский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Банзай Ю.З.,

при секретаре судебного заседания Донгак Н.Ю.,

с участием истца – заместителя прокурора Овюрского района Республики Тыва Демдека Б.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Овюрского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга к администрации сельского поселения «Сумон <данные изъяты> Овюрского кожууна Республики Тыва» о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения «Сумон <данные изъяты> Овюрского кожууна Республики Тыва» по не организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения и обязании устранить нарушения федерального законодательства об отходах производства и потребления, а именно ликвидировании несанкционированной свалки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Овюрского района Республики Тыва обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Сумон <данные изъяты> Овюрского кожууна Республики Тыва» (далее по тексту – администрация СП) о признании незаконным бездействие администрации СП по не организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения и обязании устранить нарушения федерального законодательства об отходах производства и потребления, а именно на территории улиц между жилыми домами по ул. <данные изъяты>, на территории около пограничной заставы, а также на территории общественной свалки ликвидировать несанкционированную свалку в срок до 01 сентября 2013 года.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района в порядке надзора проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства об отходах производства и потребления. По результатам проверки установлено, что органами местного самоуправления обязанность по сбору и вывозу мусора не соблюдается. В бюджете СП на 2013 года на благоустройство села предусмотрено <данные изъяты> рублей, что подтверждается решением ХП СП от 15 декабря 2012 года №12 «О бюджете сельского поселения сумон <данные изъяты> Овюрского кожууна РТ на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов». Прокуратурой района с привлечением начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва по Овюрскому кожууну (далее по тексту – начальника ТО) 23 мая 2013 года проведена выездная проверка в сельском поселении с. <данные изъяты> Овюрского района РТ, в ходе которой установлено, что в нарушение требований федерального законодательства, территория улиц между жилыми домами по ул. <данные изъяты>, территория около пограничной заставы засорена мусором, шлаком, навозом, бутылками, близлежащие к селу бесхозные участки территорий захламлены, общественная свалка не благоустроена, не озеленена, не очищается, засорена навозом, бутылками, остатками железа от автомобилей, кустарники с. <данные изъяты> заполнены шлаком, навозом, мусор лежит беспорядочно, занимая огромную площадь земельного участка, бесхозные помещения гаражей заполнены мусором, шерстью мелкого рогатого скота, при сильном ветре весь мусор со стороны общественной свалки заносится в населенный пункт с. <данные изъяты>. В связи с чем, непринятие мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора свидетельствует о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления законодательства об отходах производства и потребления, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц на безопасность жизни и здоровья, право на благоприятную окружающую среду, создает угрозу возникновения опасных заболеваний для местных жителей сумона, поскольку согласно действующему законодательству на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения.

    В судебном заседании заместитель прокурора поддержал исковые требования по указанным в исковом заявлении основаниям и просил их удовлетворить.

    В судебном заседании ответчик отсутствовал, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, ходатайств об отложении дела не направил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – начальник Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Овюрского кожууну, будучи надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, подав в суд ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.

    Выслушав истца и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Федеральный закон №7-ФЗ) земли и почвы отнесены к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со ст.130 Конституции РФ и со ст.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон №131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В силу п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ и статей 8, 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Федеральный закон №89-ФЗ), ч.1 ст.7 вышеназванного Федерального закона №7-ФЗ, также в силу ч.2 ст.5 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года №1101 ВХ-1 «Об отходах производства и потребления в Республике Тыва» (далее по тексту – Закона РТ №1101) к вопросам сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Деятельность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения является обязанностью органов местного самоуправления поселения.

Статьей 1 Федерального закона №89-ФЗ определено, что под понятием «отходы производства и потребления» (далее по тексту – отходы) понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Нормами статей 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденным постановлением Правительства от 10 февраля 1997 года №55 установлено, что под твердыми и жидкими бытовыми отходами понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (отходы после приготовления пищи, упаковки товаров, уборки и текущего ремонта жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

Хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок запрещаются.

Согласно п.п. «а, г» ч.5 ст.5 Закона РТ №1101, органы местного самоуправления муниципальных образований в соответствии со своей компетенцией разрабатывают порядок обращения с отходами на территории муниципального образования; организуют раздельный сбор бытовых отходов и приравненных к ним отходов с целью выделения вторичного сырья.

Согласно ч.2 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии с требованиями ст. ст. 56, 148 ГПК РФ суд определил полный объем юридически значимых по делу обстоятельств и предложил сторонам представить необходимые для правильного разрешения спора доказательства.

Согласно требованию прокурора района от 20 мая 2013 года, начальнику ТО Управления Роспотребнадзора по Овюрскому району видно, что прокурор сообщает о проведении прокуратурой района проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства в сфере обращения отходов производства и потребления, в связи с чем просит в срок к 23 мая 2013 года провести внеплановую проверку в с. <данные изъяты> Овюрского района, по результатам которой составить информацию о результатах проверки.

Согласно ответу начальника ТО от 23 мая 2013 года, проведена внеплановая выездная проверка на территории с. <данные изъяты> Овюрского района по соблюдению требований законодательства в сфере обращения отходов производства и потребления, в ходе которой выявлено, что территории между жилыми домами по улицам <данные изъяты>, бесхозные участки территорий, близлежащих к селу, территории около пограничной заставы захламлены, засорены мусором, шлаком, помойной водой, навозом, бутылками из под пива, водки, вина. Населением выносится мусор на улицу <данные изъяты> где организована не санкционированная свалка. Бесхозные здания склада, общественной бани, детского сада заполнены мусором, навозом. Кустарники с. <данные изъяты> заполнены шлаком, навозом. Не ведется работа с населением о правилах, порядке вывоза мусора на территорию организованной общественной свалки. Общественная свалка села не благоустроена, вокруг свалки установлены столбы по 3-4 метра, которые не препятствуют прохождению сельскохозяйственных животных (яков, коров, овец, коз) и собак. Трупы сельскохозяйственных животных, собак выброшены на открытые участки свалки без утилизации. В момент проверки на территории свалки находились собаки из близлежащих домов. На территории свалки имелись и безнадзорные собаки. Нет документов на земельный участок под общественную свалку, на использование, вывоза и захоронения, хранения мусора. Общественная свалка не благоустроена, не озеленена, установлена на ветреной стороне, при сильном ветре весь мусор со стороны общественной свалки заносится в населенный пункт с. <данные изъяты>.

Решением ХП администрации СП «Сумон <данные изъяты> Овюрского кожууна» №12 от 15 декабря 2012 года «О бюджете СП сумон <данные изъяты> Овюрского кожууна на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», подписанного главой поселения сумон <данные изъяты> утверждены основные характеристики местного бюджета сельского поселения на 2013, 2014 и 2015 годы.

В соответствии с приложением №8 к данному решению, на благоустройство предусмотрены денежные средства на год в сумме <данные изъяты> рублей.

Согласно п.1 решения ХП СП сумона <данные изъяты> Овюрского кожууна №9 от 22 марта 2013 года «О внесении изменений в бюджет СП с. <данные изъяты> Овюрского кожууна РТ на 2013 года», СП <данные изъяты> разрешено внести уточнения в бюджет СП с. <данные изъяты> за 2013 год (согласно приложению №1).

Согласно п.19 ч.1 ст.4 Устава сельского поселения «Сумон <данные изъяты> Овюрского кожууна», к вопросам местного значения сумона относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Судом установлено, что в нарушение вышеперечисленных требований закона администрация СП <данные изъяты> обязанность по сбору и вывозу мусора не соблюдает, участки территорий улиц между жилыми домами по ул. <данные изъяты>, территория около пограничной заставы засорена мусором, шлаком, навозом, бутылками, близлежащие к селу бесхозные участки территорий захламлены, общественная свалка не благоустроена, не озеленена, не очищается, засорена навозом, бутылками, остатками железа от автомобилей, кустарники с. <данные изъяты> заполнены шлаком, навозом, мусор лежит беспорядочно, занимая огромную площадь земельного участка, бесхозные помещения гаражей заполнены мусором, шерстью мелкого рогатого скота, при сильном ветре мусор со стороны общественной свалки заносится в населенный пункт с. <данные изъяты>, что является нарушением требований федерального законодательства об отходах производства и потребления.

Судом установлено, что указанные нарушения законодательства нарушают права неопределенного круга лиц - жителей с. <данные изъяты> Овюрского кожууна на безопасность жизни и здоровья, на благоприятную окружающую среду, создает угрозу возникновения опасных заболеваний, обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения возложена на органы местного самоуправления.

Иных требований и иных доказательств, кроме вышеизложенного, суду не представлено. В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд разрешил спор в пределах заявленного.

При таких обстоятельства, иск подлежит удовлетворению.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения присуждения к исполнению обязанностей в натуре.

Заявитель также просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения сумона <данные изъяты> Овюрского района по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. Согласно Уставу к вопросам местного значения сумона относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в судебном заседании установлено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора никакими действиями со стороны ответчика не проделано, поэтому имеет место быть с их стороны бездействие.

В соответствии со ст.ст.206, 258 ГПК РФ решение суда должно быть исполнено в течение установленного срока, т.е. до 01 сентября 2013 года, администрация сельского поселения «Сумон <данные изъяты> Овюрского кожууна Республики Тыва» обязана уведомить суд об исполнении настоящего решения не позднее истечения установленного для его исполнения срока.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 206, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Овюрского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения «Сумон <данные изъяты> Овюрского кожууна Республики Тыва» по не организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения.

Обязать администрацию сельского поселения «Сумон <данные изъяты> Овюрского кожууна Республики Тыва» в срок до 01 сентября 2013 года устранить нарушения федерального законодательства об отходах производства и потребления, а именно на территории улиц между жилыми домами по ул. <данные изъяты>, на территории около пограничной заставы, а также на территории общественной свалки ликвидировать несанкционированную свалку.

Разъяснить, что администрация сельского поселения «Сумон <данные изъяты> Овюрского кожууна Республики Тыва» обязана уведомить суд об исполнении настоящего решения не позднее истечения установленного для его исполнения срока.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва через Овюрский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий                  Банзай Ю.З.

2-228/2013 ~ М-281/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Овюрского района Донгак Надежда Михайловна
Ответчики
администрация СПС Саглынский
Другие
Начальник ТО Управления Федеральной службы по надзору и сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ по Овюрскому кожууну Сайды А.А.
Суд
Овюрский районный суд Республики Тыва
Судья
Банзай Юлиана Зайцевна
Дело на странице суда
ovjurskiy--tva.sudrf.ru
13.06.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.06.2013Передача материалов судье
17.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2013Судебное заседание
11.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2013Дело оформлено
30.12.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее