Дело №2а-855/2023
УИД: 77RS0010-02-2023-010043-72
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2023 года адрес
Измайловский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Виноградовой Е.Н., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-855/2023 по административному исковому заявлению Степаненко Александры Ивановны к Администрации городского адрес о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд с иском к административному ответчику, в котором просит:
- признать незаконным решение Администрации городского адрес от 23.03.2023 № Р001-4061064683-69463495 об отказе в предоставлении Государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена»;
- обязать Администрацию городского адрес предварительно согласовать предоставление земельного участка в аренду на 49 лет для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) ориентировочной площадью 11 174 кв.м. в адрес в соответствии с приложенной схемой расположения земельного участка на КПТ.
В обоснование исковых требований истец указала, что 08.03.2023 Степаненко А.И. через портал Госуслуги подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках ориентир с кадастровым номером 50:08:0060153, площадью 11 174 кв.м. на 49 лет, согласно прилагаемой схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Указанное заявление зарегистрировано на портале Госуслуг под №нр001-4061064683-69463495 от 08.03.2023.
По результатам рассмотрения указанного заявления ответчиком направлено в адрес Степаненко А.И. решение от 23.03.2023 года № Р001-4061064683-69463495 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по следующему основанию: «Разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требованием ст. 11.9 Земельного кодекса РФ к образуемым земельным участкам: образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами». Разъяснены причины отказа: «На обозначенной территории, возможно, сформировать самостоятельный участок большей площади; отсутствие предусмотренных действующим земельным законодательством оснований для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов; договор аренды земельного участка, находящегося в государственной, муниципальной собственности, заключается на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства; формируемый земельный участок расположен в территориальной «СХ-3»-зоне сельскохозяйственного производства, предназначенной для ведения, сельскохозяйственного производства, обеспечения деятельности фермерских хозяйств, основными видами разрешенного использования которой является «Растениеводе «Овощеводство», «Животноводство»; планируется формирование земельных участков в данной территориальной зоне с вышеуказанными видами разрешенного использования».
В результате отказа ответчика, при разрешении вопроса о предоставлении земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, нарушены ее права.
Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, наделила полномочиями представителя по доверенности фио, которая в ходе судебного заседания требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представил, в связи, с чем суд, в порядке ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика.
Суд, выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела в их совокупности, оценив и проанализировав представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Статьями 2 и 18 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, наделенного отдельными публичными полномочиями, незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Исходя из п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован положениями 39.6 Земельного кодекса РФ.
Согласно пп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
В силу п. 12 ч. 8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества.
Положениями ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Данный перечень оснований является ограниченным и расширительному толкованию не подлежит.
Статьей 39.17 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает его, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет их проекты для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного кодекса, и направляет принятое решение заявителю (в нем должны быть указаны все основания отказа).
Согласно п. 5 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ в случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданному гражданином, приложена схема расположения земельного участка, подготовленная в форме документа на бумажном носителе, уполномоченный орган без взимания платы с заявителя обеспечивает подготовку в форме электронного документа схемы расположения земельного участка, местоположение границ которого соответствует местоположению границ земельного участка, указанному в схеме расположения земельного участка, подготовленной в форме документа на бумажном носителе.
Взимание платы с уполномоченного органа в случае подготовки в соответствии с настоящим пунктом схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не осуществляется.
В соответствии с п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Схема расположения земельного участка - прилагается, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания соответствующей территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка регламентирована ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 9 указанной статьи по общему правилу такая схема готовится в форме электронного документа, однако в охватываемых комментируемой статьей случаях подготовка данной схемы может осуществляться по выбору гражданина как в форме электронного документа, так и в форме документа на бумажном носителе. Если она будет представлена гражданином в форме бумажного документа, п. 5 комментируемой статьи наделяет уполномоченный орган обязанностью обеспечивать подготовку схемы расположения земельного участка в форме электронного документа - на бесплатной для заявителя основе.
Перечни указываемых в заявлении сведений и прилагаемых к нему документов являются исчерпывающими. Указанные в них сведения и документы необходимы и достаточны для принятия уполномоченным органом обоснованного решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются:
несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Согласно п. 2 Приказа Министерства экономического развития РФ от 12.01.2015 г. № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» - лицо, подающее заявление о приобретении прав на земельный участок, предъявляет документ, подтверждающий личность заявителя, а в случае обращения представителя юридического или физического лица - документ, подтверждающий полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, копия которого заверяется должностным лицом органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принимающим заявление, и приобщается к поданному заявлению.
В случае направления заявления о приобретении прав на земельный участок посредством почтовой связи на бумажном носителе к такому заявлению прилагается копия документа, подтверждающего личность заявителя, а в случае направления такого заявления представителем юридического или физического лица - копия документа, подтверждающего полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе судебного заседания установлено, что 08.03.2023 административным истцом Степаненко А.И. в адрес Администрации городского адрес подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 11 174 кв.м, расположенного по адресу: адрес, в аренду для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках (для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства).
Испрашиваемый срок аренды 49 лет.
адрес требуется административному истцу для ведения личного подсобного хозяйства за границами населенного пункта.
Указанное заявление зарегистрировано административным ответчиком 08.03.2023.под № р001-4061064683-69463495.
Установлено, что спорный участок расположен в адрес, зоне сельскохозяйственного производства, предназначенной для ведения, сельскохозяйственного производства, обеспечения деятельности фермерских хозяйств, основными видами разрешенного использования которой является «Растениеводство», «Овощеводство», «Животноводство».
По результатам рассмотрения указанного заявления ответчиком решением от 23.03.2023 года № Р001-4061064683-69463495 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в котором указано следующее:
«Разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требованием ст. 11.9 Земельного кодекса РФ к образуемым земельным участкам: образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами;
в рамках рассмотрения документов, осуществлен выезд на испрашиваемый земельный участок, по результатам которого установлено, что на обозначенной территории, возможно, сформировать самостоятельный участок большей площади;
согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству адрес формируемый земельный участок расположен в территориальной адрес-зоне сельскохозяйственного производства, предназначенной для ведения, сельскохозяйственного производства, обеспечения деятельности фермерских хозяйств, основными видами разрешенного использования которой является «Растениеводство», «Овощеводство», «Животноводство», предоставляемых в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ;
Администрация городского адрес считает целесообразным отказать в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», учитывая отсутствие предусмотренных действующим земельным законодательством оснований для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов;
в целях эффективности использования Администрацией городского адрес планируется формирование земельных участков в данной территориальной зоне с вышеуказанными видами разрешенного использования.
в соответствии со статьей 39.8 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Анализируя исследованные в ходе судебного заседания доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца.
Исходя из смысла и содержания земельного и кадастрового законодательства, рациональное землепользование означает максимальное вовлечение в хозяйственный оборот всех земель и их эффективное использование по основному целевому назначению, создание благоприятных условий для высокой продуктивности и получение на единицу площади максимального количества продукции при наименьших затратах труда и средств.
Тем не менее, законодательная база не раскрывает понятие рационального использования земли, не дает четких критериев определения его уровня.
Факт наличия препятствий в рациональном использовании испрашиваемого земельного участка не подтвержден.
Установлено, что испрашиваемой участок расположен в адрес, для которой установлены соответствующие виды разрешенного использования, в том числе и ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказам Федеральной Службы Государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412, наименование «сельскохозяйственное использование», «включает содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1-1.20», то есть включает ведение личного подсобного хозяйства с номером классификатора 1.16 «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках».
В связи с чем, испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен административному истцу для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.
Оснований для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка не установлено.
Сведений о том, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен административному истцу, для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, стороной ответчика суду не представлено.
Кроме того ответчик не указывает и не предоставляет доказательств того, на какой стадии им ведется работа по межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков площадью более 11 000 кв.м. для сельскохозяйственного производства с целью дальнейшего их предоставления на торгах, вовлечения земель в оборот и рационального их использования.
Отказ ответчика в такой форме (редакции) противоречит положениям ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, устанавливающей исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Таким образом, оспариваемое административном истцом решение административного ответчика от 23.03.2023 № Р001-4061064683-69463495 об отказе в предоставлении услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» не может быть признано законным и обоснованным.
В связи с вышеизложенным следует, что правовых оснований для отказа Степаненко А.И. в предварительном согласовании предоставлении в аренду земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках у административного ответчика не имелось.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Степаненко А.И. в данной части обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, оснований к возложению обязанности на административного ответчика принять решения о предварительном согласовании испрашиваемых земельных участков, суд не усматривает, поскольку порядок предварительного согласования земельного участка установлен перечисленными выше положениями Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченным органом, суд не может подменять функции органов исполнительной власти в вопросах административного характера, поскольку это будет противоречить принципу разделения полномочий исполнительной судебной ветвей власти, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 173 - 179 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Степаненко Александры Ивановны к Администрации городского адрес о признании решения незаконным, возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Администрации городского адрес №Р001-4061064683-69463495 от 23.03.2023 года об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
Обязать Администрацию городского адрес повторно рассмотреть заявление Степаненко Александры Ивановны №Р001-4061064683-69463495 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду на 49 лет для ведения личного подсобного хозяйства площадью 11 174 кв.м. в адрес.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Измайловский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Н. Виноградова
Решение в окончательной форме изготовлено 11.09.2023 г.