№ 2-1030/2018
УИД: 66RS0011-01-2018-001193-42
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Каменск-Уральский 20 сентября 2018 г.
Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
Председательствующего судьи Мартынюк С.Л.
с участием истца Гончаровой Д.М., представителя истца Беляевой Н.Ю.,
представителя ответчика Волковой Н.Ю.,
при секретаре Горбачевой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гончаровой Д.М. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району
о признании права на предоставление жилья и возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району (далее – Управление социальной политики) о признании права на предоставление жилого помещения, возложении обязанности по принятию на учет для целей предоставления жилья (л.д.5-8).
В обоснование требований указано, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно Постановлению главы администрации Красногорского района * от * года истец была помещена в *. После прекращения попечительства в * году, у истца возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения. Необходимость подачи заявления согласно ч.2 ст. 57 ЖК РФ не была предусмотрена. Жилое помещение, которое было закреплено за истцом, находилось в непригодном для проживания состоянии. Приказом Управления социальной политики от * года *-оп истцу отказано в постановке на учет для целей предоставления специализированного жилого помещения. В силу части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации у истца в * г. возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения. Факт обращения истца для постановки на учет после достижения 23 лет не может являться основанием для отказа в принятии на учет. Полагает, что органы опеки и попечительства не исполнили обязанности по постановке истца на учет, не разъяснили ей этого права. Истец жилых помещений в собственности или на другом законном основании не имеет, на учете в Администрации города в качестве нуждающихся не состоит. Несмотря на нуждаемость в жилом помещении, период обучения в школе (с * г.), затем в училище (с * года по * года), в нарушение действующего законодательства истец не была поставлена на льготную очередь для получения жилья, ей не разъясняли право на постановку на учет. О необходимости обращения с заявлением до достижения 23 лет, ей также никто не разъяснял. Истец надеялась на уполномоченные органы, на которые возложены соответствующие функции, однако так и осталась без жилья.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила суду, что не может заселиться в квартиру, поскольку она непригодна для проживания. Вместе с тем, в квартире поменяли окна, привели её в порядок, сейчас в ней проживает старшая сестра. В * году по достижении 23 лет она подходила в УСП, ей сообщили, что она опоздала с заявлением о предоставлении жилья. Она (истец) с этим ответом согласилась и уехала обратно в *. * (л.д.31-33).
В судебном заседании представитель истца Беляева Н.Ю. (по устному ходатайству от * года- л.д.31-33) поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила иск удовлетворить.
Представитель Управления социальной политики Волкова Н.Ю. (по доверенности от * года – л.д.29) возражала против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям. Истец в * г. определена в * как ребенок, оставшийся без попечения родителей, с закреплением жилого помещения по адресу: <адрес>.Согласно положениям Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Для реализации социальной поддержки в виде обеспечения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного гражданин должен обратиться до достижения 23-летнего возраста. Если лицо не обратилось с заявлением о предоставлении указанной меры социальной поддержки до 23 лет, то оно утрачивает право на льготное обеспечение. К моменту обращения в Управление социальной политики истцу исполнилось * лет. Уважительных причин столько длительного бездействия и нереализации своего права на обеспечение жилым помещением не имеется. Просила в иске отказать.
Заслушав объяснения участников процесса, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ) дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Судом установлено, что решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского от * года (л.д. 17-18) родители истца Гончаровой Д.М. лишены родительских прав. Постановлением Главы администрации Красногорского района от * года * * сохранено право на жилую площадь по адресу: <адрес> (л.д. 10).
Таким образом, истец Гончарова Д.М. до достижения возраста 23 лет (до * года) относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказом Управления социальной политики от * года *-оп истцу отказано в постановке на учет для целей предоставления специализированного жилого помещения (л.д.15).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (подпункте 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции до 01 января 2013 г.).
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер, и было возможным при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
С 01 января 2013 г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статьи 92, 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу пункта 9 статьи 8 Закона № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений статьи 8 Закона № 159-ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
По смыслу вышеназванной правовой нормы, новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, введенный с 01 января 2013 г., мог быть распространен на истцов лишь при наличии права на получение жилого помещения и доказательств обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства, то есть истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ должна была обладать правом на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, одним из обязательных условий для реализации которого было отсутствие закрепленного за ними жилого помещения.
Истец достигла возраста 18 лет * года, 23 лет – * года, за ней было сохранено жилое помещение, следовательно, в период с 18 лет и до 23 лет истец не обладала правом постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До * г. истец с заявлением о принятии на учет для целей предоставления жилых помещений как лицо, оставшееся без попечения родителей, не обращалась, на учет не принималась и в силу ранее действовавшего законодательства не могла быть принята, следовательно, не исполненных перед нею обязательств по предоставлению жилья по состоянию на * года, не имелось.
Доказательств того, что истец с момента достижения 18-летнего возраста и до достижения 23 лет, то есть с * г. предпринимала меры для постановки на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, оставшееся без попечения родителей, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание также, что истец с * года одна зарегистрирована в спорном жилом помещении (л.д.47), в квартире сделан ремонт, поменяны окна, имеется реальная возможность проживания в квартире, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░░░ 2018 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░░