Решение по делу № 2-102/2020 (2-1615/2019;) ~ М-1425/2019 от 07.08.2019

Дело № 2-102/2020

УИД 76RS0017-01-2019-001656-41        Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 11 августа 2020 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ярославль                                    «03» июля 2020 года

Ярославский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Патрунова С.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Грачевой Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алда Дерума к Макаровой Елене Юрьевне о выделении в натуре доли земельного участка,

установил:

    Согласно выписки из ЕГРН (л.д. 63) земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 31 326 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – отдельно стоящие жилые дома на одну семью с приусадебными участками, расположенный по адресу: <адрес> (далее по тексту – ЗУ:453), принадлежит на праве общей долевой собственности:

- Макаровой Елене Юрьевне – 84/171 доли в праве,

- Алда Дерума – 87/171 доли в праве.

Алда Дерума обратилась в суд с иском к Макаровой Елене Юрьевне. В заявлении (л.д. 128-130) указала, что обратилась к ответчику с требованием о выделе в натуре доли ЗУ:453. Согласия об условиях выдела доли не достигнуто. На основании ст. 252 ГК РФ истец вправе требовать выдела доли в судебном порядке. ЗУ:453 является делимым. Истец предлагает выделить ей земельные участки общей площадью 16 373 кв.м., ответчику – общей площадью 14 953 кв.м., при этом в площадь участков, подлежащих передаче истцу входит площадь части ЗУ:453, которую невозможно использовать по назначению, а именно, площадь охранной зоны газопровода и охранной зоны линии электропередачи. Предложенный истцом вариант выдела доли не нарушает права ответчика. Образуемые земельные участки соответствуют минимальным нормам предоставления земельных участков; разрешенное использование участков может осуществляться без перевода участков в состав земель иных категорий.

На основании изложенного, истец просила:

- выделить ей земельные участки, обозначенные в Схеме разделения земельного участка как ЗУ1 площадью 8621 кв.м., ЗУ2 площадью 7752 кв.м., установить границы указанных участков,

- выделить ответчику земельные участки, обозначенные в Схеме разделения земельного участка как ЗУ3 площадью 2905 кв.м., ЗУ4 площадью 5270 кв.м., ЗУ5 площадью 1818 кв.м., ЗУ6 площадью 1795 кв.м., ЗУ7 площадью 1876 кв.м., ЗУ8 площадью 1289 кв.м., установить границы указанных участков,

- прекратить право долевой собственности истца (в размере 87/171 доли в праве) и ответчика (в размере 84/171 доли в праве) на ЗУ:453.

В судебном заседании представитель истца по доверенности – Павлов А.В. заявленные требования поддержал по указанным основаниям. Пояснил, что истцом заявлены только требования о выделе земельных участков и установлении границ участков: изменять вид разрешенного использования образуемых участков истец не просит.

В судебном заседании ответчик Макарова Е.Ю., ее представитель по доверенности – Чистова И.Е. считали исковые требования не подлежащими удовлетворению. Пояснили, что ЗУ:453 целесообразно продать целиком. Предлагаемый вариант выдела доли нарушит права ответчика, баланс интересов сторон. ЗУ:453 находится в пределах трех различных территориальных зон, границы которых не установлены. Если участок будет находиться в двух территориальных зонах, его невозможно будет поставить на кадастровый учет. Раздел не может осуществляться без одновременного изменения вида разрешенного использования образуемых участков. Изменить вид разрешенного использования земельного участка без согласия собственника также невозможно. На ЗУ:453 имеется, как минимум, пять охранных зон, препятствующих разделу и последующему использованию образуемых участков. Ряд земельных участков, предполагаемых к передаче Макаровой Е.Ю. не обеспечены проходом или проездом, а ЗУ:8, предлагаемый к передаче Макаровой Е.Ю. сам фактически может использоваться только в качестве проезда, но не в соответствии с видом разрешенного использования.

В судебное заседание не явились: истец; третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Росреестра по Ярославской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области, Федеральное дорожное агентство, ФКУ УПРДОР «Холмогоры», Администрация ЯМР, Союз по развитию инфраструктуры территории «Рижский съезд». Извещались надлежаще. Дело рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав участников процесса, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 2 ст. 252 ГК РФ участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. Согласно п. 3 ст. 252 ГК РФ при недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества. Если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности.

Согласно п. 35 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в соответствии с пунктом 3 статьи 252 суд вправе отказать в иске участнику долевой собственности о выделе его доли в натуре, если выдел невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности. Под таким ущербом следует понимать невозможность использования имущества по целевому назначению, существенное ухудшение его технического состояния либо снижение материальной или художественной ценности (например, коллекция картин, монет, библиотеки), неудобство в пользовании и т.п.

В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ч. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу ч. 8 ст. 11.2 ЗК РФ споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 11.5 ЗК РФ выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.

Частью 6 ст. 11.8 ЗК РФ предусмотрено, что не указанные в пунктах 2, 4 и 5 настоящей статьи обременения (ограничения) прав, за исключением обременений (ограничений) прав, возникших на основании договоров, сохраняются в отношении образуемых земельных участков, измененных земельных участков в прежних границах.

Статьей 11.9 ЗК РФ предусмотрены, в том числе, следующие требования к образуемым и измененным земельным участкам:

- предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (ч. 1 ст. 11.9 ЗК РФ);

- предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 11.9 ЗК РФ);

- не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (ч. 5 ст. 11.9 ЗК РФ);

- образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ);

- не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (ч. 7 ст. 11.9 ЗК РФ).

Пунктом 8 части 1 ст. 1 ЗК РФ предусмотрено, что одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Ст. 85 ЗК РФ предусмотрены следующие положения:

- в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам (ч. 1 ст. 85 ЗК РФ);

- границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (ч. 2 ст. 85 ЗК РФ);

- градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (ч. 3 ст. 85 ЗК РФ);

- земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов (ч. 4 ст. 85 ЗК РФ).

Статьей 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрены следующие положения:

- территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 ГрК РФ);

- правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п. 8 ст. 1 ГрК РФ);

- градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).

Согласно ч. 6 ст. 30 ГРК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации …

В соответствии с ч. 4 ст. 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.

Статьей 37 ГрК РФ предусмотрено:

- применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 37 ГрК РФ);

- разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (ч. 1 ст. 37 ГрК РФ).

В силу ч.1, 2 ст. 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Из градостроительного плана ЗУ:453 (л.д. 83) следует, что ЗУ:453 расположен в трех территориальных зонах: Р2, ОД-1 и Ж-3. Проект планировки территории не утвержден. Градостроительный регламент земельного участка не установлен.

Взаимное расположение территориальных зон отражено на Карте градостроительного зонирования д. Кузнечиха Правил землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения ЯМР (л.д. 214, 206). При этом границы территориальных зон в действующей системе координат не описаны, не установлены.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения ЯМР (л.д. 207-214):

- территориальная зона Р 2 - территории, занятые скверами, парками, городскими садами. Зоны предназначены для размещений в черте населенных пунктов благоустроенных природных территорий. Основные разрешенные виды использования: рекреационный ландшафт – городские леса, скверы, парки, городские сады; вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха: игровые площадки, бассейны, фонтаны, малые архитектурные формы; строительство, реконструкция, и эксплуатация линейных объектов, инженерно-технических строений и сооружений. Условно разрешенные виды использования: объекты, связанные с отправлением культа; гостиницы, мотели, кемпинги, дома приезжих; санатории, дома отдыха, детские лагеря отдыха, турбазы; объекты мелкорозничной торговли во временных сооружениях и вне их, рассчитанные на малый поток посетителей: киоски, павильоны, палатки; физкультурно-оздоровительные комплексы, спортивные сооружения закрытые; открытые спортивные сооружения; стадионы; аттракционы; общественные туалеты.

- территориальная зона ОД 1 - зона делового, общественного и коммерческого назначения. Основные разрешенные виды использования: административные здания, общественные организации, суды; банки, биржи, страховые компании; офисы, конторы; отдельно стоящие жилые дома на одну семью с придомовыми участками; сблокированные жилые дома на одну семью с придомовыми участками; сблокированные жилые дома на одну семью без придомовых участков; многоквартирные жилые дома не выше 3-х этажей; гостиницы, мотели, кемпинги, дома приезжих; универсамы, универмаги, торговые центры и магазины в капитальных зданиях; специально оборудованные рынки и торговые зоны продовольственных, промтоварных, сельхозпродуктов; рынки, торговые зоны во временных сооружениях; общественное питание; строительство, реконструкция, и эксплуатация линейных объектов, инженерно-технических строений и сооружений; объекты мелкорозничной торговли во временных сооружениях и вне их, рассчитанные на малый поток посетителей: киоски, павильоны, палатки; предприятия питания, рассчитанные на малый поток посетителей; объекты, связанные с отправлением культа; музеи, выставочные залы; развлекательные центры вместимостью менее 300 мест; физкультурно-оздоровительные комплексы, спортивные сооружения; аптеки; дома быта, ателье, пункты проката, химчистки, мастерские по ремонту обуви (в том числе во временных объектах), ремонту квартир и жилых домов по заказам населения, фотоателье, парикмахерские, предприятия ритуальных услуг; предприятия по ремонту бытовой техники; бани, минипрачечные; отделения связи, опорные пункты милиции; пожарные депо, станции скорой помощи, отделения милиции, военкоматы, призывные пункты; общественные туалеты; крытые стоянки индивидуального транспорта; автозаправочные станции. Условно разрешенные виды использования: детские дошкольные учреждения; школы, школы-интернаты, специализированные; учреждения среднего специального и высшего образования, учебные центры; пункты первой мед. помощи, врачебные кабинеты; мастерские автосервиса; автовокзалы; АТС, небольшие котельные, КНС, РП, ТП, ГРП; индивидуальный жилой дом;

- территориальная зона Ж 3 - индивидуальная жилая застройка. Зона односемейных жилых домов коттеджного типа. Основное назначение зон – проживание в малоэтажной индивидуальной жилой застройке низкой плотности с придомовыми (приквартирными) участками, предоставление образования, профилактика здоровья жителей, размещения объектов индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства. Основные разрешенные виды использования земельных участков: отдельностоящие жилые дома коттеджного типа на одну семью; блокированные жилые дома до 3-х этажей; детские сады, иные объекты дошкольного воспитания; школы начальные и средние; клубы (залы встреч и собраний) многоцелевого и специализированного назначения; библиотеки, архивы, информационные центры; музеи, выставочные залы; спортплощадки закрытого и открытого типа; аптеки; поликлиники; пункты первой медицинской помощи; почтовые отделения, телефонные и телеграфные станции; бани; объекты, связанные с отправлением культа; продуктовые магазины; личное подсобное хозяйство; огородничество; строительство, реконструкция, и эксплуатация линейных объектов, инженерно-технических строений и сооружений. Вспомогательные виды разрешенного использования: выращивание сельскохозяйственных культур – цветов, овощей, фруктов; строения для содержания мелких животных (собак, птицы, кроликов и т.д.); парки, скверы, бульвары; сады, огороды; теплицы; оранжереи; надворные туалеты; ГРП, ГРПБ; сараи; резервуары для хранения воды; отдельностоящий гараж на 1 легковую автомашину; встроенный в жилой дом гараж на 1 легковую машину; открытая стоянка на 1 автомашину. Условно разрешенные виды использования: многоквартирные жилые дома до 3-х этажей; спортзалы, залы рекреации (с бассейном или без); киоски, лоточная торговля, временные павильоны розничной торговли и обслуживания населения; пошивочные ателье, ремонтные мастерские бытовой техники, парикмахерские, прочие подобные объекты обслуживания; мастерские по изготовлению мелких поделок по индивидуальным заказам (столярные изделия, изделия художественного литья, кузнечно-кованые изделия, изделия народных промыслов); магазины товаров первой необходимости площадью не более 120 кв. м; отделения милиции; водозаборы.

Из решения о разделении земельного участка со схемой разделения земельного участка, подготовленной кадастровым инженером Бушуевым Я.А. (л.д. 131) следует, что предполагается образование 8 участков:

Условный номер    Площадь, м2    Вид разрешённого использования    Собственник

ЗУ1    8621    рекреационный ландшафт; городские леса, скверы, парки, городские сады;    Дерума А.

ЗУ2    7752    административные здания, общественные организации, суды    Дерума А.

ЗУ3    2905    административные здания, общественные организации, суды    Макарова Е.Ю.

ЗУ4    5270    рекреационный ландшафт; городские леса, скверы, парки, городские сады;    Макарова Е.Ю.

ЗУ5    1818    отдельностоящие жилые дома коттеджного типа на одну семью    Макарова Е.Ю.

ЗУ6    1795    отдельностоящие жилые дома коттеджного типана одну семью    Макарова Е.Ю.

ЗУ7    1876    отдельностоящие жилые дома коттеджного типа на одну семью    Макарова Е.Ю.

ЗУ8    1289    отдельностоящие жилые дома коттеджного типа на одну семью    Макарова Е.Ю.

В то же время истец изменить вид разрешенного использования образуемых при выделе участков не просил, следовательно, в силу ч. 3 ст. 11.2 ЗК РФ все образуемые участки должны иметь вид разрешенного использования «отдельно стоящие жилые дома на одну семью с приусадебными участками».

Приусадебными земельными участками в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" являются участки для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные в границах населенного пункта.

В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Суд приходит к выводу, что выдел доли истца из ЗУ:453 в настоящее время не возможен, так как образуемые участки не будут соответствовать установленному градостроительному регламенту, не смогут использоваться по целевому назначению.

1. ЗУ1, ЗУ2, ЗУ3, ЗУ4, ЗУ5, ЗУ6, ЗУ7 не будут соответствовать установленному градостроительному регламенту (ч. 4 ст. 85 ЗК РФ), так как их размеры не будут соответствовать предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Статьей 42.1 Правил землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения ЯМР установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры предоставляемых земельных участков, в отношении которых устанавливаются градостроительные регламенты: для участков для личного подсобного хозяйства – минимальный размер 600 кв.м., максимальный – 1500 кв.м.

В случае удовлетворения иска ЗУ1, ЗУ2, ЗУ3, ЗУ4, ЗУ5, ЗУ6, ЗУ7 будут иметь площадь, превышающую максимальную для личного подсобного хозяйства.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) (вопрос №2) отмечено, что «при выделе вновь образованные земельные участки, сохраняя целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка, также должны соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам соответствующих земельных участков».

Согласно пп. 28 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: 28) размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

В случае удовлетворения иска образуемые ЗУ1, ЗУ2, ЗУ3, ЗУ4, ЗУ5, ЗУ6, ЗУ7, не смогут быть поставлены на кадастровый учет, градостроительный регламент для данных участков не будет установлен. Данные участки не смогут использоваться по назначению, в том числе, для строительства домов.

2. ЗУ1, ЗУ2, ЗУ3, ЗУ4 в случае удовлетворения иска не будут соответствовать установленному градостроительному регламенту (ч. 4 ст. 85 ЗК РФ), так как виды их разрешенного использования не будут соответствовать видам разрешенного использования соответствующих территориальных зон.

Указанные участки в случае удовлетворения иска будут находиться в территориальных зонах ОД-1, Р 2, в которых не установлен такой вид разрешенного использования как «отдельно стоящие жилые дома на одну семью с приусадебными участками».

3. Несоответствие участков градостроительному регламенту будет препятствовать строительству жилых домов.

Собственникам образованных участков не сможет быть выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Так в силу п. 2 ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

4. ЗУ8, в случае удовлетворения иска, исходя из его фактического расположения, не сможет использоваться по назначению.

Исходя из взаимного расположения участков, предлагаемых к образованию, ЗУ8 фактически может использоваться только как проезд с участков общего пользования к ЗУ5, ЗУ6, ЗУ7, ЗУ4 (в противном случае указанные участки не имеют доступа к ним с земель общего пользования).

Соответственно, использование ЗУ8 для личного подобного хозяйства и возведения дома будет невозможно.

Кроме того, в соответствии со ст. 41 Правил землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения ЯМР «При проектировании территории коттеджной застройки следует принимать следующие расстояния: – минимальная ширина земельного участка, подлежащего застройке – не менее 20 м…» Ширина ЗУ8 намного меньше 20 м., что делает его также непригодным для строительства жилого дома.

5. Стороной истца не доказана возможность организации съезда (примыкания) на предлагаемые к образованию ЗУ1, ЗУ2.

Из сведений публичной кадастровой карты (л.д. 204, 205) следует, что подъезд к указанным участкам возможно будет организовать только через участок кадастровым номером , находящийся, согласно выписке из ЕГРН (л.д. 137-159), в собственности Кузнечихинского сельского поселения ЯМР. Данный участок имеет вид разрешенного использования – для эксплуатации и обслуживания автодороги (съезда).

Фактическое расположение участков и их конфигурация свидетельствуют о том, что съезд на предлагаемые к образованию ЗУ1, ЗУ2 будет идти параллельно автомобильной дороге М8 «Холмогоры», в непосредственной близости к указанной дороге, в придорожной полосе.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее также - пересечение) и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее также - примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог. В соответствии с ч. 5.1. ст. 20 указанного закона согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, указанное в частях 1 и 4 настоящей статьи, должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт пересечений и примыканий (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).

Разрешение на строительство съезда/примыкания не представлено. Возможность законного устройства съезда с участка с кадастровым номером параллельно автомобильной дороге М8 «Холмогоры», в непосредственной близости от указанной дороги с учетом возможности обеспечения требований безопасности дорожного движения не доказана. Ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закрепляет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, принцип соблюдения интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

6. ЗУ3, в случае удовлетворения иска, будет затруднен в использовании по назначению.

ЗУ3 подлежащий передаче Макаровой Е.А. в случае удовлетворения иска, не будет иметь доступа к нему с участков общего пользования (подъезда).

7. Удовлетворение иска нарушит баланс интересов сторон.

Удовлетворение иска предполагает передачу истцу земельных участков площадью 16 373 кв.м., а ответчику – площадью - 14 953 кв.м.

При этом долям сторон в праве собственности на ЗУ:453 соответствует выделение истцу 15 937,79 кв.м. (87/171*31 326 кв.м.), а ответчику – 15 388,21 кв.м. (84/171*31 326 кв.м.)

Корректировка на площадь охранных зон газопровода и охранной зоны линии электропередачи некорректна, так как указанные зоны не исключают в полном объеме возможность использования земельного участка. Более того, кадастровым инженером учтены только 2 охранные зоны и не учтены иные ограничения в использовании земельных участков.

Из выписки из ЕГРН (л.д. 48), ответа Управления Росреестра по Ярославской области (л.д. 98-102) следует, что:

- часть земельного участка с кадастровым номером 1 площадью 7 254 (+/-89) кв.м находится в придорожной полосе автомобильной дороги М8 «Холмогоры» от Москвы через г. Ярославль, г. Вологду до г. Архангельска, дата постановки на учет 30.08.2011;

- вторая часть земельного участка с кадастровым номером площадью 204 (+/-15) кв.м находится в охранной зоне ВЛ-10кВ филиала ОАО «МРСК Центра» - Ярэнерго, дата постановки на учет 30.08.2011;

- третья часть земельного участка с кадастровым номером площадью 671 (+/-27) кв.м находится в охранной зоне ГВД «Лесные Поляны-совхоз Горшиха» (ОАО «Яроблгаз»), дата постановки на учет 30.08.2011;

- четвертая часть земельного участка с кадастровым номером площадью 207 кв.м имеет ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), отнесена к зонам с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ). Правила охраны электрических сетей, размещенных на земельных участках, а также особенности использования сетевыми организациями земельных участков установлены пунктами 8, 10, 11 раздела III и разделом IV Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», ограничения установлены 13.08.2015.

- пятая часть земельного участка с кадастровым номером площадью 676 кв.м находится в ЗОУИТ газораспределительных сетей, дата установления ограничения 08.07.2016. Правила охраны газораспределительных сетей утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 (далее — Правила № 878).

Все указанные зоны имеют установленные законодательством РФ ограничения в использовании, в том числе, в части строительства индивидуальных жилых домов. Сведения об указанных зонах отражены в выписке из ЕГРН, не оспорены, из ЕГРН не исключены. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Наличие объектов, в связи с которыми определены указанные зоны, не оспорено.

Из ответа Управления Росреестра по Ярославкой области (л.д. 100) также следует, что на ЗУ:453 находится газопровод высокого и среднего давления (кадастровый номер , протяженностью 829 м, год завершения строительства 2015, дата постановки на учет 26.09.2016, принадлежит на праве собственности Союзу по развитию инфраструктуры территории «Рижский съезд» (ИНН 7627041954), дата регистрации 10.05.2018, дата внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) 11.05.2018. Согласно пункту 14 Правил № 878 на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 Правил № 878, в том числе строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения. Также указано, что с учетом многочисленных обременений, а также иных установленных действующим законодательством требований (минимальные размере земельного участка для постройки жилого дома, возможность размещения жилого дома в выделяемой и оставшейся части земельного участка и др.) и особенностей рассматриваемого дела выдел доли из указанного земельного участка может вовсе быть невозможен, что будет являться основанием для отказа в иске.

Согласно градостроительному плану ЗУ:453 (л.д. 82) весь участок также находится на приаэродромной территории, на площади 8787,77 кв.м. – в санитарно-защитной зоне СТО автомобилей, на площади 1400,10 кв.м. – в зоне катастрофического подтопления.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При указанных выше фактических обстоятельствах суд приходит к выводу, что стороной истца не доказана возможность выдела из ЗУ:453 доли. Участок в настоящее время является неделимым. Выдел из него доли без ущерба его использованию невозможен.

    Кадастровым инженером Нуждиной М.С. в заключении (л.д. 89) сделан вывод о невозможности раздела ЗУ:453 до момента внесения изменений в Правила землепользования и застройки, а возможно, и разработки документации градостроительного планирования (проекта планировки и проекта межевания), подготовленной в отношении территории элемента планировочной структуры, на которой расположен участок. Исходя из вышеизложенных обстоятельств, суд соглашается с указанным заключением, так как в любом случае при выделении доли будут образованы участки, относящиеся к территориальной зоне, не предусматривающей возможность их использования в соответствии с существующим видом разрешенного использования.

У связи с тем, что условия ст. 252 ГК РФ, необходимые для выдела доли, не выполняются, иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

    В удовлетворении исковых требований Алда Дерума к Макаровой Елене Юрьевне о выделении в натуре доли земельного участка отказать.

    Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                        Патрунов С.Н.

2-102/2020 (2-1615/2019;) ~ М-1425/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Дерума Алда
Ответчики
Макарова Елена Юрьевна
Другие
Павлов Алексей Витальевич
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
Суд
Ярославский районный суд Ярославской области
Судья
Патрунов С.Н.
Дело на странице суда
yaroslavsky--jrs.sudrf.ru
07.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2019Передача материалов судье
09.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.08.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.10.2019Судебное заседание
08.11.2019Судебное заседание
09.12.2019Судебное заседание
16.01.2020Судебное заседание
13.02.2020Судебное заседание
23.03.2020Судебное заседание
27.04.2020Судебное заседание
14.05.2020Производство по делу возобновлено
11.06.2020Судебное заседание
03.07.2020Судебное заседание
11.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2020Дело оформлено
14.09.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее