Дело № 2-6384/2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
14 августа 2015 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе:
председательствующего судьи Емельяновой Е.Б.
при секретаре Шмуйло Я.М.
с участием истца Матвеева В.И.; представителя ответчика Маркиной Е.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матвеева В. И. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия о включении периодов работы в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении трудовой пенсии по старости,
установил:
Истец Матвеев В.И. обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанностей по включению периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж, в общий трудовой стаж, в стаж работы в районах Крайнего Севера, мотивируя требование тем, что он обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении трудовой пенсии по старости, в связи с тем, что спорные периоды не могут быть учтены в стаж работы. Истец считает действия ответчика необоснованными, т.к. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он <данные изъяты> в <адрес>; в период работы ему выплачивалась заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд; в трудовой книжке не указано, что спорный период не подлежит зачету в трудовой стаж. По периодам работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец указывает, что он не может нести ответственность за действия работодателя по не представлению сведений персонифицированного учета. Кроме этого истец просит обязать ответчика назначить ему трудовую пенсию с даты первоначального обращения.
Истец Матвеев В.И. в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика Маркина Е.В. в судебном заседании иск не признала, указывая на то, что пенсионным органом пенсионных прав истца не было нарушено. Истец в установленном законом порядке с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости не обращался.
Выслушав объяснения, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37), гарантирует также каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного и добровольного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения.
В соответствии с п.п.6 п.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон) досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст.8 Закона (для мужчин – 60 лет), на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Аналогичная правовая норма действовала до 01.01.2015 г. (п.п.6 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях»).
Согласно п.1 ст.14 Закона стаж до регистрации застрахованного лица в органах Пенсионного Фонда подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Пунктом 2 ст.14 Закона установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального персонифицированного) учета.
Согласно ст.11 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 13 Закона установлено, что исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на пенсию, производится в календарном порядке.
В соответствии со ст.21 Закона установление страховых пенсий производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Согласно Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 г. № 884н, граждане обращаются за назначением пенсии путем подачи заявления о назначении пенсии лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (п.3); граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (п.4).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, и не оспаривалось истцом, в установленном законом порядке он не обращался в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии.
Обращение истца носило заблаговременный характер с целью уточнения страхового стажа и периода возникновения права на пенсию.
В ответ на обращение в пенсионный орган, последним было указано на невозможность включения в страховой стаж, в общий трудовой стаж, в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (период исправработ), а также периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., т.к. страхователями не были сданы сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно трудовой книжке следует, что Матвеев В.И. отбывал наказание в виде исправительных работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.
Наказание в виде исправительных работ до вступления в силу уголовного кодекса Российской Федерации устанавливалось Уголовным кодексом РСФСР (статья 27) и отбывалось осужденным, как по месту работы, так и в местах, определяемых органами, ведавшими исполнением данного вида наказания, в порядке определяемом Исправительно-трудовым кодексом РСФСР (далее ИТК РСФСР).
По общему правилу, которое устанавливалось ст.94 ИТК РСФСР, время отбывания исправительных работ без лишения свободы в общий трудовой стаж осужденного не засчитывалось.
Однако при условии добросовестной работы и примерного поведения в период отбывания исправительных работ без лишения свободы это время могло быть включено в общий трудовой стаж лица, отбывающего наказание, на основании определения суда в порядке, который устанавливался ст.368 УПК РСФСР.
При таких обстоятельствах суд считает, что вопрос о включении либо не включении времени исправительных работ в общий трудовой стаж, исходя из периода отбывания наказания, должен разрешаться в зависимости от разрешения данного вопроса судом в порядке ст.368 УПК РСФСР.
Впервые положения ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР, согласно которой время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсий, были приняты на основании Закона Российской Федерации от 12 июня 1992 г. № 2988-1 «О внесении изменений и дополнений в ИТК РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовный процессуальный кодекс РСФСР». Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 12 июня 1992 г. № 2989-1 указанный Закон вводится в действие с момента его опубликования, за исключением изменений в статью 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР.
Поскольку ни сам Закон Российской Федерации от 12 июня 1992 года N 2988-1, ни Постановление Верховного Совета Российской Федерации о порядке введения в действие указанного Закона Российской Федерации, не содержат указаний о придании Закону обратной силы, время исправительных работ без лишения свободы подлежит включению в общий трудовой стаж осужденного в том случае, когда этот период работы имел место после вступления в силу Закона Российской Федерации от 12 июня 1992 г. № 2988-1, а именно, после 21 июля 1992 года - даты официального опубликования названного Закона.
Обстоятельство того, что в трудовой книжке отсутствует запись о том, что спорный период не подлежит включению в общий и непрерывный трудовой стаж, в данном случае не имеет правого значения, поскольку истцом не представлено судебного акта о разрешении данного вопроса в рамках ранее действовавшего законодательства.
При таких обстоятельствах суд считает, что, заявленный истцом период - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть включен в страховой стаж и стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Статьей 3 Закона установлено, что страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Доводы стороны истца о том, что действиями ответчика нарушены его пенсионные права, суд считает несостоятельными, не нашедшими подтверждения в ходе судебного разбирательства. Как установлено в ходе судебного разбирательства, пенсионным органом оценка пенсионных прав истца, с учетом спорных периодов, не осуществлялась, т.к. пенсионному органу документы, подтверждающие факт работы в указанные периоды, истцом не предоставлялись.
Доказательства в подтверждение факта осуществления трудовой деятельности и получения оплаты труда в спорные периоды, истцом не представлены и суду.
Поскольку действующее законодательство связывает возникновение права на пенсию с моментом достижения определенного возраста, а при определенных условиях и ранее достижения возраста, установленного законом при доказанности выполнения работы в определенных должностях, а истцом достоверных и допустимых доказательств в ходе судебного разбирательства не представлено, то оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Суд считает, что в данном конкретном случае истец не лишен права обращения в установленном законом порядке в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочно страховой пенсии по старости с представлением документов в подтверждение факта осуществления трудовой деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194,197,198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Матвееву В. И. отказать в удовлетворении иска к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия о включении периодов работы в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначении трудовой пенсии по старости.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение одного месяца.
Судья Е.Б.Емельянова