Дело № 2-924/13-2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2015 года г.Курск
Ленинский районный суд г.Курска в составе:
председательствующего-судьи: Авериновой А.Д.,
при секретаре: Перминовой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Краснухиной <данные изъяты> об оспаривании решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о приостановлении осуществления кадастрового учета,
У С Т А Н О В И Л :
Краснухина И.Н. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и обязании заинтересованное лицо осуществить постановку на кадастровый учет здания продовольственного магазина, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с техническим планом здания № от ДД.ММ.ГГГГ г., выполненного кадастровым инженером Краснухиной И.Н. При этом указав, что Рагозиной О.С. на праве собственности принадлежит продовольственный магазин, расположенный по адресу: <адрес>, являющийся зданием на основании решения Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ В целях постановки данного объекта недвижимости на государственный кадастровый учет для дальнейшей регистрации права собственности на него Рагозина О.С. обратилась к кадастровому инженеру Краснухиной И.Н., последняя подготовив всю необходимую документацию, ДД.ММ.ГГГГ обратилась к заинтересованному лицу с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет указанного объекта недвижимости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ осуществление кадастрового учета в отношении объекта недвижимости приостановлено. Данное решение, по мнению заявителя является незаконным, нарушает её права и препятствует к их осуществлению.
В судебное заседание не явились Краснухина И.Н. и Рагозина О.С. О слушании дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела ими заявлено не было.
В судебном заседании представитель Краснухиной И.Н. по доверенности Гальчанская Н.Н. просила удовлетворить заявленные требования по изложенным в заявлении основаниям.
В судебном заседании представитель филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> (далее по тексту - филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>) по доверенности Савельева Е.А. просила в удовлетворении требований отказать, так как технический план здания, предоставленный для осуществления кадастрового учета объекта недвижимости, не соответствует требованиям ч.8 ст. 41 Закона о кадастре, ввиду того, что сведения о здании, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод такого объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации такого объекта недвижимости или изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ технического объекта недвижимости.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ за гражданином, организацией закреплено право, оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение должного лица органа государственной власти, если считает, что указанным решением нарушены его права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Таким образом, по смыслу указанных правовых норм, при разрешении дел указанной категории, кроме проверки самого факта законности действий (бездействия) должностного лица государственного органа, проверке подлежит и факт нарушения прав и свобод заявителя, находящихся в причинно-следственной связи с оспариваемыми им действием (бездействием) должностного лица соответствующего государственного органа.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года №221-ФЗ (далее – Закон о кадастре) предметом регулирования Закона о кадастре являются отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно ч. 2 ст. 16 Закона о кадастре постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).
Перечень документов, необходимых для кадастрового учета приведен в статье 22 Закона о кадастре.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются 3) технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
На основании п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Рагозиной О.С. признано право собственности на нежилое помещение- продовольственный магазин, расположенный по адресу: <адрес> ГСК-31.
Вступившим в законную силу определением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено решение Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску Рагозиной О.С. к ФИО8 о признании права собственности, указав, что продовольственный магазин, расположенный по адресу: <адрес> ГСК-31 (<адрес>) является зданием.
Краснухина И.Н. является кадастровым инженером ООО «Геоизыскания».
По заказу Рагозиной О.С. ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером Краснухиной И.Н. подготовлен технический план здания, расположенного по адресу: <адрес>, в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием здания.
В этот же день кадастровый инженер Краснухина И.Н. посредством электронного портала государственных услуг Росреестра обратилась с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости с приложением электронного образа технического плана от ДД.ММ.ГГГГ г.
Решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ осуществление кадастрового учета приостановлено по причине того, что заявление и необходимые для государственного кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствуют требованию Закона о кадастре, а именно: технический план здания по содержанию не соответствует требованиям ч.8 ст. 41 Закона о кадастре, так как сведения о здании, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод такого объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации такого объекта недвижимости или изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ технического паспорта такого объекта недвижимости. Пунктом 16 Требований к подготовке технического плана здания, утвержденных Приказом № установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление или принятие указанных документов, сведения о здании указываются в техническом плане на основании декларации, подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке декларации, установленными Приказом №628. из предоставленных документов следует, что здание, в отношении которого необходимо осуществить кадастровый учет не относится к случаям, перечисленным в ч.3 ст. 48 и ч.17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, соответственно при выполнении кадастровых работ также не учтены требования п.4 Приказа 628, на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.
Довод представителя заявителя о том, что постановка на кадастровый учет должна быть осуществлена только на основании декларации основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
Исходя из требований п. 1 ст. 41 Закона о кадастре технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
В силу п. 2 ст. 41 Закона о кадастре в техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки его на учет, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет такого объекта недвижимости, сведения о части или частях такого объекта недвижимости в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей такого объекта недвижимости, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений такого объекта недвижимости.
На основании п. 8 ст. 41 Закона о кадастре сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод такого объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации такого объекта недвижимости или технического паспорта на такой объект недвижимости. При отсутствии указанных документов такие сведения, за исключением сведений о местоположении здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке и о местоположении помещения в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. Данная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
В силу положений п. 10 той же ст. 41 Закона о кадастре форма технического плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки технического плана в отношении объектов недвижимости, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, форма указанной в части 8 настоящей статьи декларации и требования к ее подготовке, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения или помещения устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно п. 12 Требований к подготовке технического плана здания, являющихся Приложением № к Приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке», сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании разрешения на ввод здания в эксплуатацию, проектной документации или технического паспорта здания. Копии указанных документов, заверенные подписью (с указанием фамилии и инициалов) и оттиском печати кадастрового инженера, включаются в состав Приложения. При отсутствии указанных документов сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем здания (далее - Декларация). В этом случае Декларация в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона является неотъемлемой частью технического плана и включается в состав Приложения.
В силу п. 4 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке» декларация заполняется в случае отсутствия разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации объекта недвижимости (если указанные документы в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности не изготавливались) или технического паспорта на объект недвижимости, изготовленного до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1 и пп. 3 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
Установлено, что здание продовольственного магазина, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Рагозиной О.С. основании вступившего в законную силу решения Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 13 ГПК РФ обязательность судебных постановлений не лишает права заинтересованных лиц, не участвовавших в деле, обратиться в суд, если принятым судебным постановлением нарушаются их права и законные интересы.
Вместе с тем, решение Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не содержит в резолютивной части указание на осуществление кадастрового учета объекта недвижимости на основании данного решения суда, а также не возлагает на ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> обязанность осуществить кадастровый учет объекта недвижимости, в связи с чем, не освобождает лицо от представления заинтересованному лицу иных документов, которые необходимы для осуществления кадастрового учета объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, решение филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вынесено уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям действующего законодательства, а потому является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для его отмены не имеется.
Законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 25 ГПК РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) государственного органа, должностного лица (принятого решения) и нарушения при этом прав заявителя.
Поскольку судом не установлено нарушение прав заявителя (рекомендации, указанные должностным лицом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, не выполнены, срок для устранения недостатков на момент рассмотрения дела не истек, заявитель являются кадастровым инженером, а не лицом, на праве собственности у которого имеется объект недвижимости), решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Ф46/14-93231 соответствует нормам материального права, в связи с чем, требования, заявленные Краснухиной И.Н., удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.193-199, 258 ГПК РФ,суд
Р Е Ш И Л :
Краснухиной <данные изъяты> о признании незаконным и отмене решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и обязании заинтересованное лицо осуществить постановку на кадастровый учет здания продовольственного магазина, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с техническим планом здания № от ДД.ММ.ГГГГ г., выполненного кадастровым инженером Краснухиной И.Н., отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья