Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1460/2020 ~ М-1333/2020 от 06.08.2020

Гражданское дело № 2-1460/2020 (40RS0004-01-2020-001843-18)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 сентября 2020 года

Калужская область, город Боровск

Боровский районный суд Калужской области в составе:

судьи Солдаткиной Т.А.

при секретаре Пеунковой О.К.,

с участием представителя истца по доверенности Власенко А.И., ответчика Шпака А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Центральной акцизной таможни к Шпаку Александру Юрьевичу о взыскании утилизационного сбора, пени

УСТАНОВИЛ:

    Центральная акцизная таможня обратилась в суд с иском к Шпаку А.Ю. о взыскании утилизационного сбора.

В обоснование заявленных требований указано, что 07 февраля 2020 года гражданином Республики Украина Шпаком А.Ю. на Калужский акцизный таможенный пост была подана пассажирская таможенная декларация с целью ввоза на территорию Российской Федерации для личного пользования транспортного средства <данные изъяты>, 2003 года выпуска, идентификационный номер (VIN) . 27 марта 2020 года указанное транспортное средство было выпущено в свободное обращение. В последующем было установлено, что Шпак А.Ю. неправильно рассчитал и уплатил сумму утилизационного сбора, подлежащего уплате в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», применив в расчетах коэффициент, не соответствующий категории его транспортного средства. В связи с этим, таможенным органом в адрес истца было направлено требование об уплате утилизационного сбора в надлежащем размере, в сумме 432 000 рублей. Поскольку сбор не был уплачен, истец просил взыскать со Шпака А.Ю. указанную сумму денежных средств, а также взыскать пени за просрочку уплаты утилизационного сбора за период, указанный в уточненном иске, с 12 апреля 2020 года по 03 августа 2020 года, в сумме 8 488 рублей.

Ответчик представил письменные возражения на иск, в которых указал, что он подлежит освобождению от уплаты утилизационного сбора, поскольку его семья въехала на территорию Российской Федерации в качестве участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российской Федерации соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Государственная программа).

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, в обоснование сослался на доводы и основания искового заявления, дополнительно указав, что положения пункта 6 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» об освобождении от уплаты утилизационного сбора распространяются исключительно на участников Государственной программы, имеющих соответствующее свидетельство. Шпак А.Ю. являющийся членом семьи участника Государственной программы, таким правом не обладает.

Ответчик Шпак А.Ю. в судебном заседании иск не признал, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.40).

Заслушав объяснения сторон, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» (в редакции от 27.12.2019 года), действующей на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа (пункт 1).

Плательщиками данного сбора, в частности, признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию (абзац 2 пункта 3).

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств, ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (абзац 2 пункта 6).

Порядок взимания утилизационного сбора за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» требуется уплата утилизационного сбора, в том числе порядок исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора установлены Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1291 (далее - Правила взимания утилизационного сбора).

Согласно пункту 3 названных Правил взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют лица, ввозящие транспортные средства в Российскую Федерацию, осуществляет Федеральная таможенная служба.

Правилами взимания утилизационного сбора также предусмотрено, что на бланке паспорта транспортного средства (бланке паспорта шасси транспортного средства), оформляемого на выпускаемое в обращение колесное транспортное средство (шасси) или прицеп к нему, в отношении которого осуществляется уплата утилизационного сбора, или паспорте транспортного средства (паспорте шасси транспортного средства), его дубликате, выданном на колесное транспортное средство (шасси) или прицеп к нему, в отношении которого уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиками, указанными в абзаце четвертом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.

В случае если в течение 3 лет с момента ввоза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки либо внесения соответствующих сведений в электронный паспорт установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением. В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке (пункт 15 (1) Правил взимания утилизационного сбора).

Как следует из материалов дела, с 04 октября 2018 года ФИО11 является участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, что подтверждается копией соответствующего свидетельства на л.д. 64-67.

Членами семьи ФИО10 переселившимися вместе с ней на территорию Российской Федерации, в свидетельстве значатся супруг Шпак А.Ю., дети ФИО5, ФИО6 (л.д.66).

По прибытии для постоянного проживания в Калужскую область, 17 февраля 2020 года Шпак А.Ю. подана пассажирская таможенная декларация с целью ввоза на территорию Российской Федерации для личного пользования транспортного средства <данные изъяты>, 2003 года выпуска, идентификационный номер(VIN) (л.д.33).

Решением должностного лица таможенного органа от 27 марта 2018 года транспортное средство выпущено в свободное обращение с освобождением от уплаты таможенных пошлин.

27 марта 2020 года Шпаком А.Ю. уплачен утилизационный сбор в сумме 5 200 рублей (л.д.63). Расчет суммы утилизационного сбора определен ответчиком на основании пункта 3 раздела I Перечня видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – перечень), с применением коэффициента для расчета суммы утилизационного сбора, применяемого к транспортным средствам категории М1, в то время как принадлежащий Шпаку А.Ю. автомобиль относится к категории транспортных средств N1 (транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие техническую допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн), для которых применяются соответствующие коэффициенты, установленные разделом II Перечня.

01 апреля 2020 года и 13 апреля 2020 года Калужским акцизным таможенным постом в адрес Шпака А.Ю. направлены уведомления о необходимости уплаты утилизационного сбора в размере 432 000 рублей (л.д.25-27,31-32).

Утилизационный сбор в указанном в уведомлении размере Шпаком А.Ю. уплачен не был, что послужило основанием для обращения Центральной акцизной таможни в суд с настоящим иском. При этом, по мнению таможенного органа, освобождение от уплаты утилизационного сбора предоставляется исключительно участнику Государственной программы переселения, Шпак А.Ю. является членом семьи участника и на него указанная льгота не распространяется.

Суд не соглашается с доводами истца по следующим основаниям.

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

Пунктом 6 названной Государственной программы определены следующие понятия, используемые в этой программе:

б) участник Государственной программы - соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным Государственной программой. Подтверждением участия соотечественника в Государственной программе является свидетельство участника Государственной программы установленного Правительством Российской Федерации образца;

в) член семьи участника Государственной программы - лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. К членам семьи участника Государственной программы относятся: супруга (супруг); дети, в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством); дети супруги (супруга) участника Государственной программы; родители участника Государственной программы и его супруги (супруга), родные сестры и братья участника Государственной программы и его супруги (супруга); дети родных сестер и братьев участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), бабушки, дедушки, внуки. Совершеннолетний член семьи участника Государственной программы, за исключением его супруги (супруга), имеет право самостоятельно участвовать в Государственной программе.

Анализ положений Государственной программы переселения, частности, раздела V позволяет сделать вывод о том, что участник программы и члены его семьи фактически имеют одинаковый правовой статус, то есть обладают равными правами и обязанностями в рамках этой программы. Поэтому, несмотря на то, что для целей этой программы самой программой даны различные понятия участника Государственной программы переселения и члена семьи участника Государственной программы переселения, все указанные лица фактически являются участниками программы, поскольку для них установлены равные права на переселение и равные меры поддержки со стороны государства. Предоставление этих мер обусловлено участием всех этих лиц в такой программе, при этом, если решение о добровольном переселении в Российскую Федерацию принимается в пределах одной семьи, то получить статус участника программы имеет право только один из супругов.

С учетом изложенного, суд считает, что на Шпака А.Ю., являющегося супругом участника Государственной программы переселения, распространяются нормы абзаца 2 пункта 6 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и он подлежит освобождению от уплаты утилизационного сбора при ввозе в Российскую Федерацию принадлежащего ему транспортного средства.

Следует отметить, что расширительное толкование понятия «участник программы переселения» в отношении Шпака А.Ю. было осуществлено вышестоящим таможенным органом – Федеральной таможенной службой России при ответе на заявление Шпака А.Ю. от 28 февраля 2020 года (л.д.53-56), а также при освобождении ответчика, как владельца транспортного средства, являющегося членом семьи участника национальной государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, от выполнения требований Технического регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года «О безопасных колесных транспортных средствах» и Технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 года № 609, что не оспаривалось представителем истца в судебном заседании.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Центральной акцизной таможни к Шпаку Александру Юрьевичу о взыскании утилизационного сбора, пени отказать

Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья: Т.А. Солдаткина

2-1460/2020 ~ М-1333/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Центральная акцизная таможня
Ответчики
Шпак Александр Юрьевич
Суд
Боровский районный суд Калужской области
Судья
Солдаткина Татьяна Александровна
Дело на странице суда
borovsky--klg.sudrf.ru
06.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.08.2020Передача материалов судье
10.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2020Судебное заседание
08.09.2020Судебное заседание
29.09.2020Судебное заседание
06.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее