Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-149/2017 от 29.06.2017

Дело №12-149/2017

РЕШЕНИЕ

г.Саранск ? 28 августа 2017 года

Судья Пролетарского районного суда г.Саранска Республики Мордовия Анашкина Н.А.,

при секретаре Коробовой Е.М.,

с участием представителя заявителя Ерофеева С.Ф., действующего на основании доверенности от 05.07.2017,

представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия Головастовой О.Н., Вовод С.Ю., действующих на основании доверенностей №161 от 13.07.2017, №165 от 13.07.2017, представителя Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу Пономарева В.Е., действующего на основании доверенности от 07.07.2017,

рассмотрев жалобу Деушева И.А. на постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия Вельмакиной В.А. №137-02/12 от 15 июня 2017г. по делу об административном правонарушении,

установил:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия Вельмакиной В.А. №137-02/12 от 15 июня 2017г. заместитель начальника отдела производственной безопасности ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» Деушев И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 4000 рублей.

Деушев И.А. обратился с жалобой на указанное постановление, считая его незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указал, что ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» необоснованно вменяется сокрытие информации о размещении на асфальтном основании открытого склада №538 сверх лимита 20455,29т боя стекла и отходов производства 4 класса опасности в количестве 10185т сверх лимита на открытой площадке общей площадью 2336 кв.м, расположенной 15м севернее корпуса №37. Указанные отходы не образовывались в результате производственной деятельности ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>». На земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, помимо производственных зданий ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>», расположены объекты недвижимого имущества ОАО «<данные изъяты>» - здание цеха №4, АУ «<данные изъяты>» - здание фабрики-кухни. До 22.11.2016 соарендатором данного земельного участка являлось ОАО «<данные изъяты>». По состоянию на 11.11.2015 (на момент подписания ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» Соглашения от 11.11.2015 о вступлении в Договор аренды от <данные изъяты> отходы производства, указанные в оспариваемом постановлении, уже находились на участке. Поскольку ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» не является собственником данных отходов, их не размещало, то предприятие не должно включать их в Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016г. Также обжалуемое постановление подлежит отмене, поскольку в ходе проведения проверки допущены грубые нарушения установленных действующим законодательством требований, предъявляемых к организации и проведению проверок, в связи с чем результаты проверки не могут являться доказательствами совершения правонарушения. Так, в нарушение требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», необоснованно был продлен срок проведения проверки. Как следует из приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия №185 от 26.04.2017, срок проведения проверки продлен на основании мотивированного предложения и.о. заместителя начальника департамента по ПФО Пономарева В.Е. Однако никаких длительных и сложных исследований в рамках проверки не проводилось, взятие и анализ проб были проведены в течение первоначального срока проверки: пробы отобраны 11.04.2017, период проведения анализа проб завершился 13.04.2017; пробы отобраны 24.04.2017, период проведения анализа проб завершился 27.04.2017. Кроме того, в нарушение требований п.8 ч.2 ст.20 указанного Федерального закона отбор и анализ проб проводился экспертами филиала «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Республике Мордовия» ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу», с которым у ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» заключены гражданско-правовые договоры.

В судебное заседание заявитель Деушев И.А. не явился по неизвестной причине, о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом.

Представитель заявителя Ерофеев С.Г. жалобу поддержал по тем же основаниям, дополнительно пояснив, что помимо указанных в жалобе, проверяющим органом допущены следующие нарушения. ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» необоснованно не ознакомили с мотивированным предложением о продлении срока проверки. Ряд экспертиз, указанных в мотивированном предложении, не могли проводиться экспертной организацией, поскольку контроль по данным вопросам прямо возложен на Росприроднадзор, и достаточно было сравнить показатель, указанный в нормативе предельно допустимых выбросов вредных веществ, утвержденный Управлением Росприроднадзора по Республике Мордовия, и показатель, определенный на основании отбора пробы. Также в предложении указаны экспертизы, которые в силу своего предмета не могли быть проведены экспертной организацией, и после продления проверки не назначались. Таким образом, оснований для продления проверки не имелось. Кроме того, на момент проведения проверки истек срок действия аттестата аккредитации №, выданного 11.04.2016 ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» (филиал «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Республике Мордовия»). Как указано в экспертных заключениях, он действителен до 20.12.2016, в связи с чем указанная организация привлечена к проведению проверки незаконно. Также на момент проверки действовали гражданско-правовые договоры, заключенные между филиалом «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Республике Мордовия» ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» и ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>», например, №, в связи с чем материалы проверки не могут служить доказательствами совершения правонарушения.

Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия Головастова О.Н., Вовод С.Ю., представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу Пономарев В.Е. с жалобой не согласились, представив письменные возражения, при этом пояснив, что доводы о том, что отходы, размещенные на земельном участке, принадлежащем ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» на основании договора аренды, в северо-восточной части территории, в 15 метрах севернее не эксплуатируемого корпуса цеха №37, не принадлежат данному предприятию в силу того, что по договору аренды АУ «<данные изъяты>» и ОАО «<данные изъяты>» являются соарендаторами, необоснованны. Как установлено, на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» для эксплуатации производственных помещений в 2015 году проводило работы по демонтажу перегородок в складском корпусе и демонтажу вспомогательных работ, строительно-монтажные работы по ремонту мягкой кровли здания технологической выдержки специальных ламп, в 2016 году проводило строительно-монтажные работы по ремонту мягкой кровли и фонарей, фасада здания. На момент проверки проводился демонтаж в зданиях, весь строительный мусор разбросан по территории, каких-либо объяснений, куда вывозится строительный мусор, дано не было. Территория ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» ограждена, свободный доступ отсутствует. При этом здание фабрики-кухни, принадлежащее АУ «<данные изъяты>», расположено в юго-западной части земельного участка с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м на площади 2498,1 кв.м и за ограждением территории зданий и сооружений ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>». Здание цеха №4, купленное ОАО «<данные изъяты>», расположено в юго-восточной части земельного участка с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м на площади 14033,9 кв.м. ООО «<данные изъяты>» располагается в здании цеха №4 с 18.11.2014, в юго-восточной части земельного участка с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м на площади 14033,9 кв.м. Доводы заявителя об отсутствии достаточных оснований для продления плановой выездной проверки в отношении ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» не соответствуют действительности. Данная проверка была продлена на основании мотивированного предложения ст.государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ПФО Пономарева В.Е., в связи с необходимостью проведения специальных экспертиз. При этом срок проверки продлен на 20 рабочих дней, что соответствует требованиям ч.3 ст.13 Федерального закона №294-ФЗ. Также необоснованны доводы заявителя о том, что отборы проб и результаты отбора проб, произведенные экспертами филиала «ЦЛАТИ по РМ» ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО», не могут являться доказательствами правонарушения в связи с наличием договорных отношений между ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» и филиалом «ЦЛАТИ по РМ» ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО», поскольку на запрос Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия №525/02 от 15.03.2017 о выделении специалистов для проведения плановых выездных проверок филиалом «ЦЛАТИ по РМ» ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» дан письменный ответ, в котором указано, что филиал «ЦЛАТИ по РМ» ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» не состоит в гражданско-правовых и трудовых отношениях с ГУП РМ «<данные изъяты>».

Свидетель гр. 1 суду пояснила, что она была привлечена в качестве эксперта филиала «ЦЛАТИ по Республике Мордовия» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» при проведении проверки в отношении ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>». Она участвовала в отборе отходов с площадки открытого склада №538, и ей составлено экспертное заключение №102, согласно которому на открытой площадке для временного складирования боя стекла и боя керамики на открытом складе №538 в смеси отходов боя стекла и керамики обнаружены еще и другие отходы IV класса опасности, складируемые в несоответствующем для них месте складирования по ПНООЛР. Кроме того, она участвовала в отборе проб: строительных отходов, поролона, грунта, с открытой площадки в северо-восточной части территории ГУП Республики Мордовия «Лисма», 15 метров севернее не эксплуатируемого корпуса цеха №37, также ей составлено экспертное заключение №101, согласно которому на указанной открытой площадке расположено несанкционированное размещение отходов IV класса опасности. В ходе исследований она использовала те материалы и методики, которые указала в экспертных заключениях. В данных экспертных заключениях она указала срок действия аттестата аккредитации филиала «ЦЛАТИ по Республике Мордовия» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» до 20.12.2016 ошибочно, что подтверждается приложенной к заключениям копией аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) в системе аккредитации аналитических лабораторий (центров) № , выданного Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация) филиалу «ЦЛАТИ по Республике Мордовия» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО». Сама она также имеет свидетельство об аттестации эксперта, привлекаемого к проведению мероприятий по контролю № от 11 сентября 2015 года, выданное Управлением Росприроднадзора по Республике Мордовия, срок действия которого с <данные изъяты> по <данные изъяты>.

Свидетель гр. 2 суду пояснила, что она участвовала в плановой выездной проверке в отношении ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>», в ходе которой было выявлено занижение суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами на 18 570,88 руб. и суммы платы за размещение отходов производства и потребления на 104 810,88 руб. в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016г., представленной ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>». Также в ходе проверки выяснилось, что в данной декларации не указаны сведения о размещении отходов производства и потребления, а именно: боя стекла малоопасного и мусора от разборки зданий массой 20455,29 тонн, 10185 тонн, соответственно, расчет суммы платы за которые составил 97420802, 055 рублей. Кроме того, в ходе визуального обследования производственной территории ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» был выявлен производственный корпус, в помещении которого находится спирально-электродное производство, металлические трубы от установок сжигания нитрозных газов Z-185, не проинвентаризированный в проекте ПДВ от 2012 года № 13/01-141-12, а также не были утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно азота диоксида, азота оксида, углерода оксида. В ходе проверки был произведен расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников указанного производства, которая составила 14430, 04 руб. В связи с выявленными нарушениями в отношении ответственного должностного лица - заместителя начальника отдела производственной безопасности ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» Деушева И.А. она составила протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя заявителя, представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия, Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу, свидетелей, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Как следует из материалов дела, ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>», находящееся по адресу: <адрес>, осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации виды деятельности по производству электротехнической продукции, в том числе электроламп осветительных, аппаратов пускорегулирующих, светильников наружного и внутреннего освещения, специального технологического оборудования, иных видов светотехнической и электротехнической продукции, разработке оборудования и инструментальной оснастки, изготовления оборудования, запасных частей и инструментальной оснастки, производства люминофора (пункт 2.2.1 Устава ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>»).

29 декабря 2016 года ГУП Республики Мордовия получено свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № АО3LQR7, местонахождение объекта: <адрес>, тип объекта: площадной, категория негативного воздействия на окружающую среду – I (первая). При постановке на учет ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» указало, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду путем выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, размещение отходов.

ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>», являясь плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, представило 10 марта 2017 года в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.

На основании приказа органа государственного надзора о проведении плановой проверки юридического лица от 24 марта 2017 года за № 137 была назначена плановая проверка в отношении ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>», осуществляющего свою деятельность по адресу: <адрес>, о чем в этот же день было уведомлено юридическое лицо – Государственное унитарное предприятие Республике Мордовия «<данные изъяты>».

Приказом № 185 от 26 апреля 2017 года и.о. руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия Макарова Е.Т. на основании мотивированного предложения и.о. заместителя начальника Департамента по Приволжскому федеральному округу – старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ПФО Пономарева В.Е. в связи с необходимостью проведения сложных и длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз проведение плановой выездной проверки в отношении ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» продлено на 20 рабочих дней по 31 мая 2017 года включительно.

К проведению проверки были привлечены в качестве экспертов, представителей экспертных организаций, сотрудники филиала «Центра лаборатории анализа и технических измерений по Республике Мордовия» ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу».

В ходе проведения проверки установлены нарушения, которые были зафиксированы в акте № 137 от 31 мая 2017 года Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия, с которым был ознакомлен и копию которого получил генеральный директор ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» гр. 3.

Определением № 137-02/ОП-11 от 7 июня 2017 года Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия в акте проверки Управлением ГУП Республики Мордовия «Лисма» № 137 от 31 мая 2017 года на странице № 29 (абз.4), на странице № 30 (абз.3, абз.4, абз.5, абз.6), на странице №31 (абз.1), на странице №15 (абз.5, абз.7), на странице № 33 (абз.17), на странице №34 (абз.3, абз.4, абз.6, абз.7, абз.8), на странице №35 (абз.1, абз.2, абз.4, абз.8), на странице №52 (абз.1) были исправлены технические ошибки (опечатки).

31 мая 2017 года государственным инспектором гр. 2 в отношении заместителя начальника отдела производственной безопасности ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» Деушева И.А. был составлен протокол №137-02/12 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП Российской Федерации.

Постановлением заместителя главного государственного инспектора по охране природы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Республике Мордовия Вельмакиной В.А. №137-02/12 от 15 июня 2017 года заместитель начальника отдела производственной безопасности ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» Деушев И.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП Российской Федерации, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.

Из указанного постановления следует, что ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» неверно произведен расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами (раздел 1 Декларации), вместо 57412, 40 руб. сумма платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, исчисленная предприятием, составила 38841, 52 руб., что привело к искажению суммы платежа с разницей в 18570,88 руб. (57412, 40 - 38841, 52).

Неверно был произведен расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления (раздел 3 декларации «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления нижеуказанных отходов»), а именно:

- неверно произведен расчет платы за размещение отходов: отходы производства стекла и изделий – код отхода в соответствии с ФККО 34100000000, пыли газоочистки при производстве стекла и изделий из стекла - код отхода в соответствии с ФККО 34100100000, тара из черных металлов, загрязненная клеем – код отхода в соответствии с ФККО 46811300000, вместо ставки 635, 9 руб. за тонну сумма была исчислена по 16, 6 руб.,

- неверно применена ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещение отходов: бой стекла - код отхода в соответствии с ФККО 34190101205, бой керамики - код отхода в соответствии с ФККО 34310002205, электроды графитовые отработанные не загрязненные опасными веществами - код отхода в соответствии с ФККО 35190101205, тара деревянная, утратившая потребительские свойства, не загрязненная - код отхода в соответствии с ФККО 40414000515, отходы полипропиленовой тары незагрязненной - код отхода в соответствии с ФККО 43412004515, абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов - код отхода в соответствии с ФККО 45610001515, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - код отхода в соответствии с ФККО 40512202605, трубы, трубки из вулканизированной резины, утратившие потребительские свойства, незагрязненные - код отхода в соответствии с ФККО 43111001515, силикатель, отработанный при сушке воздуха и газов, не загрязненный опасными веществами - код отхода в соответствии с ФККО 44210301495, лом изделий из стекла - код отхода в соответствии с ФККО 45110100205, лампы накаливания, утратившие потребительские свойства - код отхода в соответствии с ФККО 48241100525, ионообменные смолы, отработанные при водоподготовке - код отхода в соответствии с ФККО 71021101205, отходы песка незагрязненные - код отхода в соответствии с ФККО 81910001495, вместо ставки 38, 4 руб. за тонну сумма была исчислена по 16, 6 руб., что привело к искажению суммы платежа за размещение отходов с разницей в 104810, 88 руб. (763155, 14 руб. (сумма по данным контрольного исчисления платы) – 658344, 26 руб. (сумма исчисленная ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>»).

В представленной ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 года в ГУП Республики Мордовия содержались сведения об образовании 2632, 66 тонны боя стекла и 721, 12 тонны лома изделий из стекла IV класса опасности на открытом складе № 538 вместимостью 6500 тонн, хотя на момент проверки на указанном складе было размещено (хранилось) 27005, 29 тонн отходов IV класса опасности, с учетом того, что согласно нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 01-167 ежегодно предусмотрено образование только 4615, 975 тонн боя стекла и лома изделий из стекла.

На земельном участке с кадастровым номером площадью <данные изъяты> на площади 2336 кв.м, расположенном на территории предприятия в северо-восточной части территории в 15 метрах севернее не эксплуатируемого корпуса № 37, ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» размещено (хранится) мусор от сноса и разборки зданий 10185 тонн отходов 4 класса опасности, что также не соответствует лимиту на размещение.

При проведении оценки достоверности и правильности исчисления суммы платежей, подлежащей уплате в бюджет за 2016 года по ГУП Республики Мордовия было установлено, что согласно произведенного расчета суммы платы за размещение отходов производства и потребления, а именно боя стекла малоопасного и мусора от разборки зданий массой 20455, 29 тонн и 10185 тонн, соответственно, применяя ставку платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, она должна составлять 97420802, 055 руб.

Кроме того, на производственной территории ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» был выявлен производственный корпус, в помещении которого находится спирально-электродное производство, металлические трубы от установок сжигания нитрозных газов Z-185, не проинвентаризированный в проекте ПДВ от 2012 года № 13/01-141-12, а также не были утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно азота диоксида, азота оксида, углерода оксида. В ходе проверки также был произведен расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников указанного производства. Так плата за выбросы оксида углерода, азота диоксида, азота оксида от установки сжигания нитрозных газов Z-185 за 2015-2016 годы составила 14430, 04 руб.

Как следует из материалов дела, ГУП Республики Мордовия вменено сокрытие информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, а также искажение информации содержащейся в представленной предприятием декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно приказу ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» от 19.02.2016 № 99 «О назначении ответственных лиц за исполнение законодательства в области охраны окружающей среды» ответственным за ведение природоохранной документации и отчетности, составление ежеквартальных расчетов фактических экологических платежей и их согласование в уполномоченном органе назначен начальник отдела производственной безопасности (ОПБ).

Согласно п.2.21 раздела 2 должностной инструкции от 20.05.2015 начальник ОПБ ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» осуществляет координацию работы всех СП в области природоохранной деятельности, а также контроль за этой деятельностью.

У начальника ОПБ ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» имелась возможность для соблюдения норм природоохранного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако им не были приняты все меры по их соблюдению, он осознавал противоправный характер своих действий (бездействия), предвидел наступление вредных последствий.

На основании приказа (распоряжения) о переводе работника на другую работу от 24.10.2016 № 484 ки на должность начальника ОПБ ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» переведен Деушев И.А.

На основании приказа (распоряжения) о переводе работника на другую работу от 02.05.2017 № 147 ки с должности начальника ОПБ Деушев И.А. переведен заместителем начальника ОПБ Республики Мордовия «<данные изъяты>».

Данные действия (бездействие) должностного лица - заместителя начальника отдела производственной безопасности ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» Деушева И.А. квалифицированы административным органом по статье 8.5 КоАП Российской Федерации.

В силу статьи 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

Объективная сторона данного состава административного правонарушения может выражаться в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП Российской Федерации, образуют несколько составов:

- несообщение (несвоевременное, неполное) сообщение информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке;

- сокрытие, умышленное искажение указанной информации;

- искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Материалами дела подтверждается и представителями Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия указано, что ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» привлечено к ответственности, в том числе за неверный расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами (раздел 1 декларации) и за размещение отходов производства и потребления (раздел 3 декларации), а именно применение при расчете заниженного норматива.

Между тем, расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами и за размещение отходов производства и потребления содержит сведения о размере платы и не является информацией о состоянии окружающей среды, в связи с чем, неточность такого расчета не может быть квалифицирована как сокрытие экологической информации и не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.5 КоАП РФ.

Учитывая, что ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» предусмотренные законом расчеты платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами (раздел 1 декларации) и за размещение отходов производства и потребления (раздел 3 декларации) представлены в установленный срок и в надлежащей форме, данные расчеты не содержат недостоверной или неполной информации о фактически оказанном негативном воздействии на окружающую среду, судья приходит к выводу об исключении из обжалуемого постановления указания на сокрытие и искажение предприятием экологической информации, выразившееся в невнесении в установленные сроки в полном объеме платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами и размещение отходов производства и потребления.

Как следует из материалов дела, ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее по тексту НООЛР), и приказом Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия от 6 августа 2015 года № 437 утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение № 01-167, сроком действия с 6 августа 2015 года по 5 августа 2020 года при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья. В нормативах образования отходов и лимитов на их размещение № 01-167 учтены 70 видов отходов.

В соответствии с проектом НООЛР на предприятии обустроено 92 места временного складирования отходов.

ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» осуществляет виды деятельности по обращению с отходами I –IV класса опасности: сбор, обезвреживание, обработка, транспортирование.

В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (часть 1 статьи 39 указанного Федерального закона).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Согласно проекту НООЛР в восточной части территории ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» расположен открытый склад № 538 для временного складировании боя стекла и лома изделий из стекла IV класса опасности, на асфальтобетонном основании. В проекте НООЛР от 2015 года раздел №5 «Сведения о местах накопления отходов» местом накопления (временного складирования) данного отхода с целью снижения неблагоприятного воздействия на окружающую среду и здоровье человека образующихся отходов, определена площадка вместимостью 6500 тонн открытый склад № 538 на асфальтобетонном основании.

Как установлено в судебном заседании, в результате визуального обследования производственной территории, расположенной по адресу: <адрес>, выявлено, что в открытом складе № 538 на незащищенном почвенном грунте, вместимостью 6500 тонн, размещены (хранятся) отходы IV класса опасности, а именно: отходы боя стекла и лома изделий из стекла, стальных цоколей, лом шамотного кирпича несортированный, массой 27005, 9 тонн. При этом согласно нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № 01-167 ежегодно образуется 4615, 975 тонн боя стекла и лома изделий из стекла.

Кроме того, на земельном участке с кадастровым номером площадью <данные изъяты>., на площади 2336 кв.м, в северо-восточной части территории ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>», в 15 метрах севернее не эксплуатируемого корпуса цеха № 37, выявлено размещение мусора от сноса и разборки зданий 10185 тонн отходов IV класса опасности.

Согласно произведенному расчету суммы платы за размещение отходов производства и потребления, а именно: боя стекла малоопасного массой 20455, 29 тонн и мусора от разборки зданий массой 10185 тонн, применяя ставку платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, она составила 97420802, 055 рублей.

Как следует из экспертного заключения № 101 по результатам проведенной оценки на предмет выявления вреда, нанесенного почве как объекту охраны окружающей среды в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления, на территории ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, в северо-восточной части территории в 15 метрах севернее не эксплуатированного корпуса цеха № 37, расположено на открытой площадке на предполагаемом незащищенном почвенном грунте несанкционированное размещение отходов 4 – го класса опасности. Размер вреда в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления составляет 50925000 рублей.

Из актов отбора проб на токсикологический анализ № 35/4, 36/4, 37/4 от 15 мая 2017 года и протоколов результатов токсикологического анализа № 76/4, 77/4, 78/4 от 15 мая 2017 года следует, что производился отбор проб с грунта несанкционированной свалки строительного мусора в северной части окраины территории возле здания корпуса № 37.

Вместе с тем, в обжалуемом постановлении указано, что по произведенному расчету размер суммы платы за размещение отходов производства и потребления составил именно от разборки мусора зданий массой 10185 тонн.

Из экспертного заключения № 102 по результатам проведенной оценки на предмет выявления вреда, нанесенного почве как объекту охраны окружающей среды в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления, следует, что на открытой площадке для временного складирования боя стекла и боя керамики, на открытом складе № 538 ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, в смеси отходов боя стекла и керамики обнаружены еще другие отходы 4 касса опасности, складируемые в несоответствующем для них месте временного складирования по ПНООЛР. Размер вреда в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления составляет 135026450 рублей.

Из актов отбора проб на токсикологический анализ № 29/4, 30/4, 31/4, 32/4, 33/4, 34/4 от 12 мая 2017 года, № 27/4 от 11 мая 2017 года и протоколов результатов токсикологического анализа № 74/4, 73/4, 72/4, 71/4, 70/4, 69/4, 68/4, 67/4, 66/4, 65/4, 64/4, 63/4, 75/4 от 12 мая 2017 года, № 59/4, 60/4, 61/4 от 11 мая 2017 года следует, что производился отбор проб с места накопления лома изделий из стекла, боя стекла.

При этом в обжалуемом постановлении указано, что по произведенному расчету размер суммы платы за размещение отходов производства и потребления составил именно от боя стекла малоопасного массой 20455, 29 тонн.

Таким образом, установить какие именно отходы (мусор от разборки зданий или, как указано в экспертном заключении № 101, строительный мусор, бой стекла малоопасного или согласно экспертного заключения № 102 - бой стекла, бой керамики и иные отходы 4 класса) вошли в расчет суммы за размещение отходов производства и потребления, не представляется возможным.

Доказательств правильности подтверждения произведенного расчета суд также не усматривает.

В соответствии с частями третьей, четвертой статьи 1.5 КоАП Российской Федерации лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, суд признает неустранимыми сомнениями в обжалуемом постановлении указания на произведенный расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления, а именно: боя стекла малоопасного и мусора от разборки зданий массой 20455, 29 тонн, 10185 тонн, соответственно, при применении ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, которая составила 97420802, 055 рублей, и толкует в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем данное указание подлежит исключению из обжалуемого постановления.

Судом установлено, что на производственной территории ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>», расположенной по адресу: <адрес>, выявлен производственный корпус, в помещении которого находится спирально-электродное производство, металлические трубы от установок сжигания нитрозных газов Z-185 как стационарные источники выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух, источники выделения (технологическое оборудование), а также выделяющиеся посредством их загрязняющие вещества, которые не проинвентаризированы в проекте ПДВ от 2012 года № 13/01-141-12 и не утверждены от указанного источника нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно азота диоксида, азота оксида и углерода оксида.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федеральный закон от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа (часть 3 статьи 22 указанного закона).

Согласно абз.1 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Из экспертного заключения № 49 по оценке достоверности проведенной инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух следует, что стационарные организованные источники, расположенные на промплощадке №2, в корпусе № 20 на участке изготовления спиралей Республики Мордовия «<данные изъяты>» являются источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должны быть учтены в инвентаризации источников выбросов и пронормированы загрязняющие вещества, выбрасываемые ими в атмосферный воздух.

Как следует из протокола количественного химического анализа промышленных выбросов № 98/2 от 20 апреля 2017 года, из источника выброса - металлической трубы от установок сжигания нитрозных газов Z-185, которые выходят через крышу на участке помещения спирально-электродного производства осуществляется выбросы азота диоксида в количестве 0, 04156 г/с, азота оксида – 0, 44356 г/с, углерода оксида – 0, 01162 г/с, данное обстоятельство подтверждает проведение производственного процесса и выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В судебном заседании установлено, что у выявленного источника выброса, находящегося в спирально-электродном производстве - металлические трубы от установок сжигания нитрозных газов Z-185, нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а именно: азота диоксида, азота оксида, углерода оксида, не утверждены.

Как следует из экспертного заключения № 43, по результатам проведенной оценки достоверности и правильности исчисления платы за негативной воздействие на окружающую среду, на основании данных, предоставленных ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» (количество отработанных часов установки), данных протокола № 98/2 количественного химического анализа промышленных выбросов от 20 апреля 2017 года, был произведен расчет суммы платы за выбросы вышеуказанных загрязняющих веществ, который составил 14430, 04 руб.

Исследовав доказательства по делу, суд приходит к выводу, что в действиях должностного лица - заместителя начальника отдела производственной безопасности ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» Деушева И.А. в этой части содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП Российской Федерации, выразившиеся в сокрытии информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов.

При этом суд не входит в обсуждение вопроса о размере платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от установки сжигания нитрозных газов Z-185, поскольку государственным органом - Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия вменяется сокрытие информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов.

Факт совершения должностным лицом - заместителем начальника отдела производственной безопасности ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» Деушевым И.А. административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП Российской Федерации, подтверждается исследованными в судебном заседании письменными материалами дела, в том числе:

– приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия № 137 от 24 марта 2017 года о проведении плановой выездной проверки юридического лица ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>», осуществляющего свою деятельность по адресу: <адрес>;

– уведомлением о проведении плановой выездной проверки ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» №5-97/02 от 24 марта 2017 года, полученным генеральным директором ГУП РМ «<данные изъяты>» 24 марта 2017 года;

– приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия №180 от 21 апреля 2017 года о внесении изменений в приказ №137 от 24 апреля 017 года;

– приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия №184 от 25 апреля 2017 года о внесении изменений в приказ № 137 от 24 апреля 2017 года;

– приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия № 185 от 26 апреля 2017 года о продлении проведения плановой выездной проверки, копия данного приказа получена генеральным директором ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» 26 апреля 2017 года;

– мотивированным предложением о продлении проверки ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» от 25 апреля 2017 года;

– актом проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия №137 от 31 мая 2017 года, копия данного акта получена генеральным директором ГУП РМ «<данные изъяты>» 31 мая 2017 года;

– определением № 137-02/Оп-11 от 7 июня 2017 года об исправлении технических ошибок;

- актом отбора проб № 98/2 промышленных выбросов от 20 апреля 2017 года;

- протоколом № 98/2 количественного химического анализа промышленных выбросов от 25 апреля 2017 года;

- экспертным заключением № 49 по оценке достоверности проведенной инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на промплощадке № 2 в корпусе № 20;

- протоколом № 137-02/12 об административном правонарушении от 31 мая 2017 года, составленным в отношении должностного лица - заместителя начальника отдела производственной безопасности ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» Деушева И.А. по статье 8.5 КоАП Российской Федерации;

- копией декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>»;

- копией свидетельства о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду №АО3LQRT7 от 29 декабря 2016г.;

- копией приказа ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» от 19.02.2016 № 99 «О назначении ответственных лиц за исполнение законодательства в области охраны окружающей среды», согласно которому ответственным за ведение природоохранной документации и отчетности, составление ежеквартальных расчетов фактических экологических платежей и их согласование в уполномоченном органе назначен начальник отдела производственной безопасности (ОПБ);

- копией должностной инструкции от 20.05.2015 начальника ОПБ ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>», согласно п.2.21 раздела 2 которой начальник ОПБ ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» осуществляет координацию работы всех СП в области природоохранной деятельности, а также контроль за этой деятельностью;

- копией приказа (распоряжения) о переводе работника на другую работу от 24.10.2016 № 484 ки, согласно которому на должность начальника ОПБ ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» переведен Деушев И.А.;

- копией приказа (распоряжения) о переводе работника на другую работу от 02.05.2017 № 147 ки, согласно которому с должности начальника ОПБ Деушев И.А. переведен заместителем начальника ОПБ Республики Мордовия «<данные изъяты>».

Согласно статье 26.11 КоАП Российской Федерации судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Вышеприведенные доказательства являются достоверными и допустимыми, а их совокупность достаточной для признания должностного лица - заместителя начальника отдела производственной безопасности ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» Деушева И.А. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей8.5КоАПРоссийской Федерации.

Представленные доказательства получены в соответствии с требованиями закона, каких-либо процессуальных нарушений, влекущих признание исследованных доказательствнедопустимыми, судом не установлено.

Оснований сомневаться в правильности юридической квалификации действий должностного лица - заместителя начальника отдела производственной безопасности ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» Деушева И.А. не имеется.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

Доводы заявителя и его представителя о нарушении установленных действующим законодательством требований, предъявляемых к организации и проведению проверок, в ходе рассмотрения жалобы не нашли своего подтверждения.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля и устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Статьей 14 вышеуказанного Федерального закона определен порядок организации проверки, которая проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в котором указываются, в частности, сведения о сроках проведения проверки, даты начала и окончания проведения проверки.

Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ, согласно ч.1 ст.13 указанного Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов (ч.3 ст.13 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ).

При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, уполномоченные на проведение проверки, не вправе превышать установленные сроки проведения проверки и по результатам проверки обязаны составить акт по установленной форме.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия №137 от 24.03.2017 проведена плановая выездная проверка юридического лица ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>», осуществляющего свою деятельность по адресу: <адрес>.

Срок проведения проверки установлен 20 рабочих дней: с 03.04.2017 по 28.04.2017. Проведение проверки определено в рамках осуществления федерального государственного экологического надзора, определены лица, уполномоченные на проведение проверки.

К проведению проверки в качестве экспертов, представителей экспертных организаций привлечены сотрудники филиала «Центра лабораторного анализа и технических измерений по Республике Мордовия» ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу».

Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия №180 от 21.04.2017 уполномоченным на проведение проверки лицом определен и.о. заместителя начальника Департамента по Приволжскому федеральному округу, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по ПФО Пономарев В.Е.

25.04.2017 в адрес и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Мордовия уполномоченным на проведение проверки Пономаревым В.Е. внесено мотивированное предложение о продлении проверки ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>», в связи с необходимостью проведения специальных экспертиз поставлен вопрос о продлении срока проведения проверки на 20 рабочих дней, то есть по 31.05.2017 (включительно).

Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия №185 от 26.04.2017 срок проведения плановой выездной проверки в отношении ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» продлен на 20 рабочих дней по 31.05.2017 (включительно).

Как следует из материалов дела, законный представитель юридического лица, в отношении которого принято решение о проведении проверки, в установленные законом сроки уведомлен о ее проведении, а также ознакомлен с приказами №137 от 24.03.2017, №180 от 21.04.2017, №185 от 26.04.2017.

Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия №137 от 31.05.2017, с которым ознакомлен и копию которого со всеми приложениями получил генеральный директор ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» 31.05.2017. Как видно из акта проверки, представители юридического лица при проведении проверки присутствовали.

Определением №137-02/Оп-11 от 07.06.2017 исправлены технические ошибки (опечатки), обнаруженные в акте проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия №137 от 31.05.2017. Копия определения об исправлении технических ошибок (опечаток) получена законным представителем ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» 08.06.2017.

Таким образом, каких-либо нарушений при проведении проверки не установлено.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки были проведены экспертизы, что требует значительных временных затрат. Исходя из изложенного, продление срока проведения проверки являлось законным и обоснованным.

Доводы заявителя и его представителя об отсутствии каких-либо исследований после продления срока проверки являются необоснованными, опровергаются письменными материалами дела.

Довод представителя заявителя о том, что ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» не было ознакомлено с мотивированным предложением о продлении проверки, не свидетельствует о каком-либо процессуальном нарушении, поскольку действующее законодательство не возлагает на орган государственного контроля (надзора) обязанность по ознакомлению с указанным документом. Кроме того, генеральный директор ГУП РМ «<данные изъяты>» был ознакомлен с приказом №185 от 26 апреля 2017 года о продлении проведения плановой выездной проверки и получил его копию 26.04.2017.

Доводы о том, что на момент проведения проверки ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» истек срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) в системе аккредитации аналитических лабораторий (центров) № , выданного Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация) филиалу «ЦЛАТИ по Республике Мордовия» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», поскольку он был действителен только до 20 декабря 2016 года, в связи с чем данная организация не имела соответствующей документации и незаконно была привлечена к плановой проверке в отношении ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>», не нашли своего подтверждения.

Так, в соответствии с пунктами 3.1, 3.2, 3.2.1, 3.2.2 Положения о филиале «ЦЛАТИ по Республике Мордовия» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», утвержденного 14 декабря 2015 года, целью деятельности филиала является осуществление мер в области охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного воздействия на окружающую среду. Филиал для достижения целей и выполнения задач, постановленных настоящим Положением, за счет средств федерального бюджета осуществляет в установленном порядке от имени Учреждения следующие виды деятельности: проведение лабораторных исследований, измерений и испытаний в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, экспертное сопровождение в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора.

Данная организация и эксперты данной организации имеют соответствующие разрешительные документы на проведение экспертного заключения, информация о них содержится в каждом представленном суду экспертном заключении.

В экспертных заключениях относительно срока действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) в системе аккредитации аналитических лабораторий (центров) № , выданного Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация) филиалу «ЦЛАТИ по Республике Мордовия» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», допущена техническая ошибка (описка) в дате срока действия указанного аттестата.

Из аттестата аккредитации № , выданного 11 апреля 2016 года Федеральному бюджетному учреждению «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» (филиал «Центр Лабораторного анализа и технических измерений по Республике Мордовия») следует, что ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» (филиал «ЦЛАТИ по Республике Мордовия»), расположенное по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Коммунистическая, 33/3, соответствует требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 аккредитовано в качестве Испытательной лаборатории (центра) в соответствии с областью аккредитации, область аккредитации определена в приложении к настоящему аттестату и является неотъемлемой частью аттестата. Дата внесения сведений в реестр аккредитованных лиц 9 июля 2015 года. При этом каких-либо сведений о сроке его действительности в данном документе не имеется.

Как следует из свидетельства об аккредитации в сфере промышленной безопасности, безопасности ведения работ, связанных с использованием недрами, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, охраны окружающей среды от 11 июля 2012 года № , настоящее свидетельство предоставлено ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» (ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО») сроком по 11 июля 2017 года на основании приказа (распоряжения) органа по аккредитации от 11 июля 2012 года № 2406.

Кроме того, эксперт гр. 1. также имеет свидетельство об аттестации эксперта, привлекаемого к проведению мероприятий по контролю №13/02/2015 от 11 сентября 2015 года, выданное Управлением Росприроднадзора по Республике Мордовия, срок действия которого с 11 сентября 2015 года по 10 сентября 2020 года.

Довод жалобы о том, что между ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» и филиалом «ЦЛАТИ по Республике Мордовия» ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по ПФО» заключены гражданско-правовые договоры, которые действовали в период выездной плановой проверки и продолжаются по настоящее время, в связи с чем результаты проверки являются недействительными, является несостоятельным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Управлением Росприроднадзора по Республике Мордовия перед проведением плановой проверки ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» в филиале «ЦЛАТИ по Республике Мордовия» ФГБУ «ЦЛАТИ по Приволжскому Федеральному округу» запрошены сведения о наличии или отсутствии между юридическим лицом ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» и филиалом «ЦЛАТИ по Республике Мордовия» гражданско-правовых и трудовых отношений, что подтверждается письмом Управлением Росприроднадзора по Республике Мордовия от 15 марта 2017 года № 525/02.

Согласно копии сообщения №96 от 16.03.2017 года филиала «ЦЛАТИ по Республике Мордовия» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», данная организация не состоит в гражданско-правовых и трудовых отношениях с ГУП РМ «<данные изъяты>».

Аналогичные сообщения за № 319 от 01 августа 2017 года, № 336 от 08 августа 2017 года, №352 от 16 августа 2017 года были получены в ходе рассмотрения жалобы при истребовании сведений относительно исполнения ранее заключенных договоров с ГУП РМ «<данные изъяты>».

При таких обстоятельствах, вышеуказанный довод суд находит необоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.

Таким образом, порядок и срок давности привлечения должностного лица - заместителя начальника отдела производственной безопасности ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» Деушева И.А. к административной ответственности не нарушены.

Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП Российской Федерации не имеется.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия Вельмакиной В.А. №137-02/12 от 15 июня 2017 года следует изменить:

исключить из текста постановления указание на сокрытие и искажение предприятием экологической информации, выразившиеся:

в занижении в разделе 1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами» Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016г. суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами на 18 570,88 руб.;

в занижении в разделе 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016г. суммы платы за размещение отходов производства и потребления на 104 810,88 руб.;

в произведенном расчете суммы платы за размещение отходов производства и потребления, а именно: боя стекла малоопасного и мусора от разборки зданий массой 20455,29 тонн, 10185 тонн, соответственно, при применении ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, которая составила 97420802, 055 рублей;

назначенное должностному лицу - заместителю начальника отдела производственной безопасности ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» Деушеву И.А. административное наказание снизить с 4000 рублей до 3000 рублей.

В остальной части постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия Вельмакиной В.А. №137-02/12 от 15 июня 2017 года следует оставить без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП Российской Федерации, суд

решил:

Жалобу Деушева И.А. на постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия Вельмакиной В.А. №137-02/12 от 15 июня 2017г. удовлетворить частично.

Постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия Вельмакиной В.А. №137-02/12 от 15 июня 2017 года изменить:

исключить из текста постановления указание на сокрытие и искажение предприятием экологической информации, выразившиеся:

в занижении в разделе 1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами» Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016г. суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами на 18 570,88 руб.;

в занижении в разделе 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016г. суммы платы за размещение отходов производства и потребления на 104 810,88 руб.;

в произведенном расчете суммы платы за размещение отходов производства и потребления, а именно: боя стекла малоопасного и мусора от разборки зданий массой 20455,29 тонн, 10185 тонн, соответственно, при применении ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, которая составила 97420802, 055 рублей;

назначенное должностному лицу - заместителю начальника отдела производственной безопасности ГУП Республики Мордовия «<данные изъяты>» Деушеву И.А. административное наказание снизить с 4000 рублей до 3000 рублей.

В остальной части постановление заместителя главного государственного инспектора по охране природы по Республике Мордовия Вельмакиной В.А. №137-02/12 от 15 июня 2017 года оставить без изменения.

На решение может быть подана жалоба в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии в Верховный Суд Республики Мордовия с подачей жалобы через Пролетарский районный суд г.Саранска Республики Мордовия.

Судья

1версия для печати

12-149/2017

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
Деушев Илдар Амруллович
Суд
Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Анашкина Наталья Александровна
Статьи

КоАП: ст. 8.5

Дело на странице суда
proletarsky--mor.sudrf.ru
29.06.2017Материалы переданы в производство судье
19.07.2017Судебное заседание
02.08.2017Судебное заседание
08.08.2017Судебное заседание
22.08.2017Судебное заседание
28.08.2017Судебное заседание
30.08.2017Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
12.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее