Дело № 2-204/2020 года
Поступило 28.05.2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 июля 2020 года г. Каргат
Чулымский районный суд Новосибирской области
в составе:
Председательствующего: Г.М. Смагиной
С участием прокурора: А.К. Костенко
При секретаре Н.А. Иванеко
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Каргатского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Каргата Каргатского района Новосибирской области об обязании провести паспортизацию автомобильных дорог,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каргатского района Новосибирской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Каргата Каргатского района Новосибирской области об обязании провести паспортизацию автомобильных дорог, находящихся в собственности города Каргата Каргатского района Новосибирской области в г. Каргате: ул. Ленина, ул. Молодежная, ул. Гоголя, ул. Заречная,
пер. Коммунистический, в п. Нефтебазы, ул. Матросова, ул. Первомайская, ул. Советская, ул. Строителей, ул. Рабочая, ул. Пушкина, ул. Вокзальная,
ул. Пугачева, ул. Октябрьская, ул. Лесная, ул. Воровского, ул. Мостовая
ул. Степная, ул. Чапаева, ул. Свободы, ул. Мичурина, ул. Шевченко,
ул. Гагарина, ул. Трудовая, ул. Коммунистическая, ул. Береговая, ул. Южная, Элеваторская, ул. Барабинская, ул. Комсомольская, ул. Сибирская,
ул. Островского, объездная от ул. Воровского -СХТ, ул. Луговая,
ул. Восточная, ул. Северная, ул. Крестьянская, ул. М. Горького,
ул. Транспортная, ул. Промышленная, ул. Кирпичная, пер. Матросова,
ул. Юбилейная, Красноармейская, пер. Северный, ул. Некрасова, а также провести ежегодную оценку транспортно-эксплуатационного состояния вышеуказанных автомобильных дорог.
В судебном заседании прокурор Костенко А.К. исковые требования поддержала, пояснила, что прокуратурой Каргатского района в марте 2020 года проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства о безопасности дорожного движения. Согласно действующего законодательства дорожная деятельность в отношении дорог местного значения в границах населенных пунктов относится к вопросам местного значения городского поселения.
Постановлением администрации Кубанского сельсовета Каргатского района от 04 июля 2019 г. № 254 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования и транспортных сооружений, относящихся к муниципальной собственности. На территории города расположено 47 автомобильных дорог: ул. Ленина, ул. Молодежная, ул. Гоголя,
ул. Заречная, пер. Коммунистический, в п. Нефтебазы, ул. Матросова,
ул. Первомайская, ул. Советская, ул. Строителей, ул. Рабочая, ул. Пушкина, ул. Вокзальная, ул. Пугачева, ул. Октябрьская, ул. Лесная, ул. Воровского, ул. Мостовая ул. Степная, ул. Чапаева, ул. Свободы, ул. Мичурина,
ул. Шевченко, ул. Гагарина, ул. Трудовая, ул. Коммунистическая,
ул. Береговая, ул. Южная, Элеваторская, ул. Барабинская,
ул. Комсомольская, ул. Сибирская, ул. Островского, объездная от
ул. Воровского -СХТ, ул. Луговая, ул. Восточная, ул. Северная,
ул. Крестьянская, ул. М. Горького, ул. Транспортная, ул. Промышленная,
ул. Кирпичная, пер. Матросова, ул. Юбилейная, Красноармейская,
пер. Северный, ул. Некрасова.
По результатам проверки установлено, что в отношении вышеуказанных автомобильных дорог в 2019 году не проведена ежегодная оценка эксплуатационного состояния автомобильных дорог, а также не выполнена паспортизация, что указывает на ненадлежащее исполнение opгaном самоуправления возложенной обязанности в сфере безопасности движения. В связи с отсутствием указанных данных по результатам мероприятий нет достоверной возможности установить наличие на территории муниципального образования автомобильных дорог, не отвечающим нормативным требованиям.
По данным фактам прокурором района внесено представление главе города Каргата Каргатского района Новосибирской области. Выявленные в ходе проверки нарушения в сфере безопасности дорожного движения до настоящего времени не устранены.
Просит суд обязать администрацию города Каргата Каргатского района Новосибирской области провести паспортизацию автомобильных дорог, находящихся в собственности города Каргата Каргатского района Новосибирской области, а именно:
В г. Каргате ул. Ленина, ул. Молодежная, ул. Гоголя,
ул. Заречная, пер. Коммунистический, в п. Нефтебазы, ул. Матросова,
ул. Первомайская, ул. Советская, ул. Строителей, ул. Рабочая, ул. Пушкина, ул. Вокзальная, ул. Пугачева, ул. Октябрьская, ул. Лесная, ул. Воровского, ул. Мостовая ул. Степная, ул. Чапаева, ул. Свободы, ул. Мичурина,
ул. Шевченко, ул. Гагарина, ул. Трудовая, ул. Коммунистическая,
ул. Береговая, ул. Южная, Элеваторская, ул. Барабинская,
ул. Комсомольская, ул. Сибирская, ул. Островского, объездная от
ул. Воровского -СХТ, ул. Луговая, ул. Восточная, ул. Северная,
ул. Крестьянская, ул. М. Горького, ул. Транспортная, ул. Промышленная,
ул. Кирпичная, пер. Матросова, ул. Юбилейная, Красноармейская,
пер. Северный, ул. Некрасова, а также провести ежегодную оценку транспортно-эксплуатационного состояния вышеуказанных автомобильных дорог.
Представитель администрации города Каргата Новосибирской области Кузнецова Е. Ю. с исковыми требованиями согласна. Пояснила, что в связи с отсутствием финансирования ежегодная оценка транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и паспортизация не выполнена. В настоящее время контракт на проведение работ по оценке транспортного эксплуатационного состояния автомобильных дорог, а также их паспортизацию, по ул. Заречная и Рабочая в г. Каргате находится на стадии заключения. В связи с отсутствием денежных средств и обязанностью Администрации г. Каргата по исполнению решений суда, принятых ранее, паспортизация остальных дорог, находящихся в муниципальной собственности будет проводиться поэтапно.
Просит установить срок для исполнения решения суда в части паспортизации дорог до 31.12.2023 г., в части оценки транспортно – эксплуатационного состояния дорог до 31.12.2020 г.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Каргатского района по следующим основаниям:
Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституций РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 131, ст. 133 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, решают иные вопросы местного значения. Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 года № 484-оз «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в новосибирской области» на основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за сельскими поселениями Новосибирской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные, в частности, п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Постановлением администрации города Каргата Новосибирской области от 04 июля 2019 г. № 254 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к муниципальной собственности города Каргата всего 88 дорог (л.д. 15-20).
Согласно выписок из ЕГРН и свидетельств о государственной регистрации права в собственности города Каргата значатся автомобильные дороги: ул. Ленина, ул. Молодежная, ул. Гоголя,
ул. Заречная, пер. Коммунистический, в п. Нефтебазы, ул. Матросова,
ул. Первомайская, ул. Советская, ул. Строителей, ул. Рабочая, ул. Пушкина, ул. Вокзальная, ул. Пугачева, ул. Октябрьская, ул. Лесная, ул. Воровского, ул. Мостовая ул. Степная, ул. Чапаева, ул. Свободы, ул. Мичурина,
ул. Шевченко, ул. Гагарина, ул. Трудовая, ул. Коммунистическая,
ул. Береговая, ул. Южная, Элеваторская, ул. Барабинская,
ул. Комсомольская, ул. Сибирская, ул. Островского, объездная от
ул. Воровского -СХТ, ул. Луговая, ул. Восточная, ул. Северная,
ул. Крестьянская, ул. М. Горького, ул. Транспортная, ул. Промышленная,
ул. Кирпичная, пер. Матросова, ул. Юбилейная, Красноармейская,
пер. Северный, ул. Некрасова (л.д. 21-82).
Из устава города Каргата следует, что территорию города составляет земли: города Каргата, пос. Капралово, поселок 3144 км., прилегающие к ним земли общего пользования другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности целевого назначения, (п. 3 ст. 1) к вопросам местного значения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (пп. 5 п. 1 ст. 5) (л.д. 16-18).
05.03.2020 года прокурором Каргатского района вынесено представление № 9-135в-2020 об устранений нарушений федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения (л.д. 12-13).
Согласно информации администрации города Каргат Каргатского района Новосибирской области от 14 мая 2020 г. администрацией заключен контракт с ООО «Грин-проект» на оказание услуг по паспортизации и оценке технического состояния (диагностике) автомобильных дорог по
ул. Заречная и Рабочая (л.д. 14об).
В соответствии с п.6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «содержание автомобильной дороги» это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 6 ч.1 ст. 13, ч. 2 ст. 13, ч.ч. 1, 2, 3 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 № 402, работы по паспортизации автомобильных дорог и искусственных сооружений отнесены к прочим работам по содержанию дорог общего пользования (п. 9 раздел IV).
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 «Tиповая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных общего пользования», утвержденных 05.02.1982 Минавтодором РСФСР определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
На основании п.1 - 4 приказа Министерства транспорта РФ от 27.08.2009 № 150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» (далее - Приказ Министерства транспорта РФ от 27.08.2009 № 150) настоящий Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог (далее - Порядок) определяет состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги (далее транспортно- эксплуатационные характеристики автомобильной дороги), полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков (далее -диагностика), требованиям технических регламентов.
Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится:
в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией;
Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.
Согласно п.7 приказа Министерства транспорта РФ от 27.08.2009 № 150 по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги:
1) устанавливается степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов;
2) обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, на основании данных диагностики путем проведения специальных расчетов.
Таким образом, органами местного самоуправления администрацией города Каргата Каргатского района не проводятся мероприятия по безопасности дорожного движения, а именно не осуществляется работа по паспортизации и оценке состояния автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности города, что создает угрозу нарушения прав граждан на жизнь и здоровье.
Администрацией города Каргата Каргатского района не выполняются обязанности, возложенные на них Федеральными законами: № 131- ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения».
В судебном заседании ответчик исковые требования прокурора признал в полном объеме.
В соответствии ч. 3, ст. 173 – ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом, выносится решение об удовлетворении требования истца.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 107 ГПК РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные федеральным законом. В случаях, если сроки не установлены федеральным законом, они назначаются судом. Судом сроки должны устанавливаться с учетом принципа разумности.
Следует учитывать, что в силу ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти.
Частью 1 статьи 130 Конституции РФ установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Частью 1 статьи 132 установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а так же решают иные вопросы местного значения.
Кроме того, при определении срока исполнения решения суда, суд учитывает, что для исполнения решения суда необходимо выделение средств местного бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. Без такого материального обеспечения решение суда не может отвечать требованию реальной исполнимости.
Представитель администрации города Каргата Каргатского района Новосибирской области просит предоставить срок для исполнения решения в части паспортизации автомобильных дорог до 31.12.2023 года, в части проведения оценки транспортно-эксплуатационного состояния указанных автомобильных дорог до 31.12.2020 года.
Прокурор Костенко А. К. по предложенным представителем ответчика срокам возражений не имеет.
Суд полагает возможным согласиться с названными сроками. Данный срок достаточен для того, чтобы реально исполнить решение суда.
Прокурор при подаче иска в суд на основании п. 9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
В соответствии с ч.4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 173, ст.194–ст.196 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Каргатского района Новосибирской области удовлетворить.
Обязать администрацию города Каргата Каргатского района Новосибирской области провести паспортизацию автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности города Каргата Каргатского района Новосибирской области в г. Каргате: ул. Ленина, ул. Молодежная, ул. Гоголя, ул. Заречная, пер. Коммунистический, в п. Нефтебазы,
ул. Матросова, ул. Первомайская, ул. Советская, ул. Строителей, ул. Рабочая, ул. Пушкина, ул. Вокзальная, ул. Пугачева, ул. Октябрьская, ул. Лесная,
ул. Воровского, ул. Мостовая ул. Степная, ул. Чапаева, ул. Свободы,
ул. Мичурина, ул. Шевченко, ул. Гагарина, ул. Трудовая,
ул. Коммунистическая, ул. Береговая, ул. Южная, Элеваторская,
ул. Барабинская, ул. Комсомольская, ул. Сибирская, ул. Островского, объездная от ул. Воровского -СХТ, ул. Луговая, ул. Восточная, ул. Северная, ул. Крестьянская, ул. М. Горького, ул. Транспортная, ул. Промышленная,
ул. Кирпичная, пер. Матросова, ул. Юбилейная, Красноармейская,
пер. Северный, ул. Некрасова.
Установить Администрации города Каргата Каргатского района Новосибирской области срок для исполнения решения суда в части проведения паспортизации автомобильных дорог до 31.12.2023 года.
Обязать администрацию города Каргата Каргатского района Новосибирской области провести ежегодную оценку транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности города Каргата Каргатского района Новосибирской области в г. Каргате: ул. Ленина, ул. Молодежная, ул. Гоголя, ул. Заречная, пер. Коммунистический, в п. Нефтебазы,
ул. Матросова, ул. Первомайская, ул. Советская, ул. Строителей, ул. Рабочая, ул. Пушкина, ул. Вокзальная, ул. Пугачева, ул. Октябрьская, ул. Лесная,
ул. Воровского, ул. Мостовая ул. Степная, ул. Чапаева, ул. Свободы,
ул. Мичурина, ул. Шевченко, ул. Гагарина, ул. Трудовая,
ул. Коммунистическая, ул. Береговая, ул. Южная, Элеваторская,
ул. Барабинская, ул. Комсомольская, ул. Сибирская, ул. Островского, объездная от ул. Воровского -СХТ, ул. Луговая, ул. Восточная, ул. Северная, ул. Крестьянская, ул. М. Горького, ул. Транспортная, ул. Промышленная,
ул. Кирпичная, пер. Матросова, ул. Юбилейная, Красноармейская,
пер. Северный, ул. Некрасова.
Установить Администрации города Каргата Каргатского района Новосибирской области срок для исполнения решения суда в части проведения ежегодной оценки транспортно-эксплуатационного состояния указанных автомобильных дорог до 31.12.2020 года.
От уплаты госпошлины ответчика освободить.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий-