Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-223/2021 ~ М-153/2021 от 27.05.2021

Дело № 2а-223/2021

10RS0006-01-2021-000563-56

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лахденпохья Республика Карелия 26 августа 2021 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Овчарове С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и понуждении к действиям,

у с т а н о в и л:

Административный иск мотивирован тем, что ФИО2 обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и о согласовании предоставления в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, , район <адрес>; категория – земли сельскохозяйственного назначения; вид – ведение личного подсобного хозяйства, в кадастровом квартале , площадью кв.м. В своем решении, выраженном в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх., Министерство отказало в удовлетворении поданного заявления в связи с частичным расположением земельного участка на землях лесного фонда в границах лесного квартала лесничества (по материалам лесоустройства) Ихальского участкового лесничества Лахденпохского лесничества.

С принятым решением административный истец не согласен, просит признать решение незаконным и обязать административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка.

В судебном заседании ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала, что испрашиваемый земельный участок не расположен на землях лесничества, законных оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка у ответчика не имелось.

Представитель административного ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Ходатайствовал о рассмотрении дела без участия их представителя.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель Министерства указал, что при проведении аналитическо-правовой экспертизы по рассмотрению представленной с заявлением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а именно при внесении сведений о границах испрашиваемого земельного участка в программный комплекс ГИС «ИнГЕО», была выявлена возможность расположения образуемого земельного участка на землях лесного фонда. В связи с тем, что полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, наделено Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, у Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия отсутствуют правовые основания для предварительного согласования предоставления в аренду данного земельного участка.

Представители заинтересованных лиц - Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, администрации Лахденпохского муниципального района, администрации поселения, ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения административного дела не направили.

Согласно отзывам представителя заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, по материалам лесоустройства испрашиваемый земельный участок площадью кв.м. частично расположен в лесном квартале лесничества лесничества Лахденпохского лесничества. Вместе с тем, после ознакомления с заключением эксперта, руководствуясь возможной погрешностью при сопоставлении данных и принимая во внимание, что сведения о земельном участке лесного фонда смежным с образуемым земельным участком, внесены в ЕГРН, указали, что было принято решение об отсутствии пересечения образуемого земельного участка с землями лесного фонда.

Выслушав позицию административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Министерство с заявлением (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) о предварительном согласовании предоставления в соответствии с пп.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, район <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования и цель использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, в кадастровом квартале , площадью кв.м.

    Из оспариваемого ответа Министерства от ДД.ММ.ГГГГ исх следует, что Министерство отказало ФИО2 в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка по тем основаниям, что земельный участок расположен на землях лесного фонда.

Административный истец, не согласившись с принятым решением, полагая его незаконным, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.

На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 года №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 года № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков относится к компетенции административного ответчика.

Таким образом, принятие решений по вопросам о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду относится к компетенции административного ответчика.

Согласно ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 15 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ.

Согласно п.п.19 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

В силу ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов, также в случае подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.17 ЗК РФ.

В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.

В силу п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Отказывая ФИО2 в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, административный ответчик сослался на ответ Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому, испрашиваемый земельный участок частично расположен на землях лесного фонда в границах лесного квартала лесничества (по материалам лесоустройства) Ихальского участкового лесничества Лахденпохского лесничества.

Полномочия в области лесных отношений, в том числе полномочия по ведению государственного лесного реестра (ГРЛ) в отношении лесов, расположенных в границах территории Республики Карелия, в соответствии со ст.83 ЛК РФ переданы Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия.

Первоначально Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия на запрос суда сообщило, что определение границ земель лесного фонда осуществляется путем сопоставления данных содержащихся в ГЛР (лесоустроительные планшеты) с данными бесплатно распространяемых спутниковых снимков ESRI. Сопоставление данных производится путем привязки неизменяемых со временем географических объектов (дороги, реки, квартальные просев и прочее) обозначенных на лесоустроительных планшетах, с аналогичными объектами на спутниковых снимках, с использованием свободно распространяемой географической информационной системы с открытым кодом QGIS, в местной системе координат МСК-10 (Зона-1). Таким образом, в соответствии с данными ГЛР и приложенной ФИО2 схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории испрашиваемый земельный участок частично расположен на землях лесного фонда в границах лесного квартала лесничества (по материалам лесоустройства) Ихальского участкового лесничества Лахденпохского лесничества.

Аналогичную информацию направило в адрес суда ГКУ РК «».

Согласно информации, поступившей из администрации Лахденпохского муниципального района, согласно Карте границ населенных пунктов и Карте функциональных зон Генерального плана сельского поселения, утвержденного решением Совета сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемый участок расположен за границей какого либо населенного пункта, в функциональной зоне «Лес», в зонах ограничений градостроительной деятельности «Специальный защитный лес» и «Водоохранная зона».

Ввиду несогласия с утверждением административного ответчика о пересечении границ образуемого земельного участка с земельным участком лесного фонда по ходатайству административного истца судом была назначена судебная землеустроительная экспертиза.

Согласно выводам эксперта ООО «», пересечение границ образуемого земельного участка с границами земельного участка лесного фонда с кадастровым номером , сведения о которых содержатся в ЕГРН, отсутствует. Также отсутствует пересечение границ земельного участка согласно Схеме на КПТ с землями лесного фонда, обозначенными на картографическом материале М . Несовпадение границ земельного участка с КН , сведения о которых содержатся в ЕГРН с границами лесного участка по материалам лесоустройства, объясняется использованием при проведении кадастровых работ и определении координат характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером , картографического материала с более высокой точностью масштаба в сравнении с лесоустроительными планшетами используемыми для ведения государственного лесного реестра.

Заключение эксперта отвечает требованиям положений ст.ст. 55, 59 - 60, 86 ГПК РФ, выполнено квалифицированным экспертом, профессиональная подготовка и квалификация которого не вызывает сомнений, ответы эксперта на поставленные вопросы понятны, непротиворечивы, следуют из проведенного исследования, подтверждены фактическими данными, не содержат внутренних противоречий, эксперт предупрежден судом об уголовной ответственности, в связи с чем, не доверять данному заключению у суда оснований не имеется.

Возражений относительно вышеуказанного заключения эксперта административным ответчиком не представлено.

Кроме того, ознакомившись с указанным заключением, Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия было принято решение об отсутствии пересечения образуемого земельного участка с землями лесного фонда, что подтверждается письменным сообщением, приобщенным к материалам дела.

В связи с изложенным, суд полагает, что указанное административным ответчиком основание о расположении испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда не нашло своего подтверждения.

Таким образом, с учетом исследованных материалов дела, суд приходит к выводу, что испрашиваемый административным истцом земельный участок полностью расположен на землях, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем, оспариваемым решением нарушены права административного истца, что дает основания для удовлетворения исковых требований.

Нарушенное право истца, должно быть восстановлено путем возложения на Министерство обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ вх. о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.

К указанному выводу суд приходит в связи с тем, что земельное законодательство содержит значительный перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Вместе с тем в материалах дела отсутствуют сведения о том, что иные основания для отказа проверялись административным ответчиком. Суд в рамках административного судопроизводства не вправе предрешать рассмотрение вопроса по существу, входящего в полномочие другого органа.

Суд полагает, что при отсутствии иных оснований для отказа ФИО2 в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ вх. Министерство должно принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины, оплаченной при подаче в суд административного иска.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить.

Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе ФИО2 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории: кадастровый квартал: , площадью кв.м., по адресу: <адрес>, поселение, район <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, незаконным.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ вх. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории: кадастровый квартал: , площадью кв.м., по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, район <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, по результатам которого, при отсутствии иных оснований для отказа, утвердить схему расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу ФИО2 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.А. Сущевская

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2а-223/2021 ~ М-153/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хорушко Юлия Николаевна
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии РК
ГКУ РК "Лахденпохское центральное лесничество"
Администрация Лахденпохского муниципального района
Администрация Мийнальского сельского поселения
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Сущевская Е. А.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
27.05.2021Регистрация административного искового заявления
27.05.2021Передача материалов судье
31.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
31.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2021Судебное заседание
16.06.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
30.06.2021Судебное заседание
07.07.2021Судебное заседание
17.08.2021Производство по делу возобновлено
26.08.2021Судебное заседание
06.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2021Дело оформлено
15.10.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее