Дело ***
Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2015 года
Р Е Ш Е Н И Е
И***1
*** ***
Кировский районный суд *** в составе председательствующего судьи Исаковой К.В., при секретаре ***4,
при участии представителя ответчика ГУ Свердловское региональное отделение ФСС РФ ***5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора *** в интересах несовершеннолетней ***3 к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности, Министерству финансов Российской Федерации о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор ***, действующий в интересах несовершеннолетней ***3, обратился в суд с иском к ГУ СРО ФСС РФ, Министерству финансов РФ о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалида. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки установлено, что ***3, 2007 года рождения, являясь ребенком-инвалидом с установлением данной категории до *** не обеспечена необходимыми техническими средствами для реабилитации инвалида, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, а именно: подгузниками в количестве 500 штук за период с *** по ***. В связи с указанным истец полагает, что ответчиком не исполнен индивидуальный план реабилитации инвалида ***3, что является нарушением действующего законодательства о социальной защите инвалидов.
На основании изложенного прокурор просит обязать Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по *** выделить денежные средства для обеспечения ***3 техническими средствами реабилитации, указанными в индивидуальной программе реабилитации, – подгузниками (размер «S», объем талии 60-80 см., впитываемость не менее 1700 мл.) в количестве 500 шт. за период с *** по ***, а также обязать ГУ СРО ФСС РФ обеспечить ***2 указанными техническими средствами реабилитации в соответствии с их особенностями согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида.
В судебное заседание прокурор *** не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия прокурора.
Законный представитель несовершеннолетнего истца ***3 также в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте его проведения, причины неявки суду не известны, об отложении заседания ходатайств не поступало.
Представитель ответчика ГУ СРО ФСС РФ ***5, действующий на основании доверенности *** от ***, в судебном заседании исковые требования признал частично и пояснил, что согласно представленным в материалы дела актам сдачи-приемки товара истцу была предоставлена часть технических средств реабилитации в количестве 120 шт. При этом, подгузники в количестве 52 шт. стороной истца были приобретены самостоятельно, в связи с чем, ответчиком выплачена компенсация расходов инвалида в сумме 20014 руб. По состоянию на *** ребенку-инвалиду не было предоставлено подгузников в количестве 328 шт. В остальной части иска просил отказать.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ, представитель третьего лица Филиала *** СРО ФСС в судебное заседание не явились, были извещены о дате месте и времени судебного заседания надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
При таких обстоятельствах, с учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, судом в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации был решен вопрос о возможности рассмотрения дела при данной явке.
Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, о дополнении которых ходатайств заявлено не было, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор уполномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав социальных прав граждан.
Федеральным законом от *** № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, инвалиды на основании п. 8 ст. 6.1 указанного Закона
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от *** N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов», регламентирующие отношения в области создания условий в сфере реабилитации инвалидов, корреспондируют с положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими политику социального государства, обеспечивающую достойную жизнь человека, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В соответствии со ст. 10 названного Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно ст. 11.1 указанного Закона к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся, в том числе специальные средства для ухода.
В пункте 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от *** N 240, предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи соответствующего заявления.
Вместе с тем, финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ.
Таким образом, Фонд социального страхования РФ наделен полномочиями по обеспечению граждан, в том числе инвалидов техническими средствами реабилитации. На указанные цели Фонду социального страхования РФ выделяются средства из федерального бюджета, что подтверждается п.16 указанных Правил обеспечения.
Однако в силу п.4 Правил обеспечения заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от *** N 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации" фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках.
В силу указанного, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по данному делу является ГУ СРО ФСС РФ как самостоятельное юридическое лицо.
Кроме того, суд не находит оснований для удовлетворения требований к Министерству финансов РФ, поскольку источниками финансового обеспечения инвалидов средствами технической реабилитации являются субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемые в соответствии с Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации *** от ***.
Поскольку в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и изданных в соответствии с ним нормативно-правовых актах указаны источники финансирования обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (это бюджетные ассигнования, полученные из федерального бюджета), оснований к понуждению Министерства финансов Российской Федерации профинансировать за счет средств казны Российской Федерации соответствующие расходы тем более в индивидуальном порядке без указания сумм, подлежащих выделению для обеспечения конкретного инвалида, не имеется.
Судом установлено, что ***3 *** года рождения, является ребенком-инвалидом с установлением данной категории до ***.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида карта *** к акту освидетельствования ******/2015 от *** рекомендовано для реабилитационных мероприятий технические средства реабилитации – подгузники размером «S», объемом талии 60-80 см., впитываемостью не менее 1700 мл., 4 шт. в сутки (л.д. 9).
Из материалов дела следует, что представитель ***3 - ***6 обратилась в филиал *** ГУ СРО ФСС РФ с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации *** (л.д. 8).
Согласно уведомлению *** от ***, ***3 поставлена на учет в ГУ СРО ФСС РФ Филиал *** для получения технических средств реабилитации инвалида в виде подгузников (л.д. 8 оборот).
Однако, из актов сдачи-приемки товара следует, что истцу была предоставлена только часть технических средств реабилитации от объема, установленного индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида, а именно подгузники в количестве 120 шт. (л.д.21-22).
При этом, согласно приказу *** от ***, платежному поручению *** от ***, товарным чекам, ответчиком в пользу истца выплачена компенсация расходов на самостоятельное приобретение технических средств для реабилитации инвалида в количестве подгузников 52 штуки в сумме 20014 руб. (л.д. 23-28).
Материалами дела подтверждается и представителем ответчика не оспаривается, что на момент вынесения решения истцу не предоставлены технические средства реабилитации в объеме, указанном в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида, за период с *** по ***. По состоянию на *** задолженность по предоставлению ребенку-инвалиду ***3 технических средств реабилитации – подгузников, составляет 328 шт.
С учетом обстоятельств дела и требований закона, суд приходит к выводу, что ответчиком ГУ СРО ФСС РФ не исполнено возложенных на него законом обязанностей по обеспечению ***3 техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, чем нарушено гарантированное инвалиду законом право на получение технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Таким образом, поскольку право инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, не ставится в зависимость от каких-либо условий, включая размер и сроки финансирования из федерального бюджета, то исковые требования прокурора ***, действующего в интересах ***3, к ГУ СРО ФСС РФ, о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, являются законными и подлежащими удовлетворению в части предоставления подгузников за период с *** по *** в количестве 328 шт.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ *** ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ***3 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ***2, *** ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ *** ░░ *** ░ ░░░░░░░░░░ 328 ░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ *** ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ***3 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ *** ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░