Дело № 2-77/2019
УИД: 66RS0028-01-2018-002065-17
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г.Ирбит 30 апреля 2019 года
Ирбитский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Гаевой Л.В.,
при секретаре Ахмедовой К.Ю.,
с участием представителя истца Христолюбова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Христолюбовой Александры Вадимовны, действующей через своего представителя Христолюбова Валентина Александровича, к обществу с ограниченной ответственностью «Ваш дом» об аннулировании лицензии по управлению домом <адрес>, перерасчете платы за электроэнергию мест общего пользования,
установил:
Христолюбова А.В., действующая через своего представителя Христолюбова В.А., обратилась с иском к директору управляющей компании ООО «Ваш дом» Дудиной Г.А. о предоставлении документов, подтверждающих расходование средств по оплате содержания и ремонт жилья многоквартирного дома, оспаривании порядка начисления платы за освещение мест общего пользования, на том основании, что управляющей компанией ООО «Ваш дом» при отсутствии работ, услуг, осмотров и т.д. жители многоквартирного дома <адрес> задолжали управляющей компании ООО «Ваш дом» за 2015г. – 267 291,74 руб., за 2016г.- 540 042,60 руб., за 2017г. – 775 645,32 руб. по услуге «содержание и ремонт дома». Какой-либо отчетности за 2018 год управляющей компании не было, что является нарушением Постановления Правительства Российской Федерации № 731 «Стандарт раскрытия информации управляющей компании в сфере управления МКД». За период с июля по ноябрь 2018 жители оплатили в УК ООО «Ваш дом» за содержание и ремонт 307 350,44 руб. Однако работы никакие не были произведены. Кроме того, жителям дома необоснованно начисляется плата за освещение мест общего пользования с учетом площади подвала в нарушение требований Постановления Правительства Российской Федерации № 344 от 15.04.2013, которым внесены изменения в действующее нормативные акты, определяющие, что в состав общего имущества при оплате коммунальных услуг площадь подвала не входит. Также управляющая компания ООО «Ваш дом» в квитанциях занижает показания общедомового объема потребления, чтобы оправдать надобность оплаты МОП по нормативам РЭК, что приводит к двойной оплате электроэнергии МОП. В итоге сумма возврата незаконной оплаты электроэнергии МОП жителям дома составит 156 518,94 руб. С учетом изложенного, истец просил истребовать у ответчика акты выполненных работ, услуг, осмотров и т.д., согласованных с председателем совета дома и подтверждающие расходование средств с лицевого счета дома за 2018 г., возвратить всем жителям дома оплату за освещение МОП по нормативу (том 1, л.д. 4-16).
В ходе подготовки дела по ходатайству представителя истца согласно ч.1 ст. 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определением судьи осуществлена замена ответчика Дудиной Г.А. на ООО «Ваш дом» (том 1, л.д. 132-134).
При рассмотрении дела представитель истца в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просил: аннулировать лицензию по управлению домом <адрес> в связи с непредоставлением актов выполненных работ, услуг, осмотров по содержанию и ремонту общего имущества дома; осуществить жителям дома перерасчет платы за электроэнергию мест общего пользования по нормативу за 2017-2019гг. (том 2, л.д. 167-168).
Дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено без участия истца Христолюбовой А.В., представителя ответчика, третьего лица А надлежащим образом извещенных о дате и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на сайте Ирбитского районного суда, а также в отсутствие представителя третьего лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, представившего соответствующее заявление (том 2, л.д. 178).
При рассмотрении дела представитель истца Христолюбов В.А. поддержал уточненные исковые требования, пояснив, что основанием иска послужило отсутствие отчетности со стороны управляющей компании ООО «Ваш дом» на выполненные работы, осмотры, подтверждающие расходование средств по годовым отчетам. Необходимость осуществления перерасчета по оплате электроэнергии МОП вызвана необоснованным начислением с учетом площади подвала, в нарушение требований п. 37 Постановления Правительства Российской Федерации № 306, п. 17 Постановления Правительства Российской Федерации № 344, п. 44 Правил № 354, а также двойным начислением платы за освещение мест общего пользования.
В судебном заседании от 28.03.2019 представитель ответчика ООО «Ваш дом» Костарев А.В. не согласился с заявленными требованиями, пояснив, что акты выполненных работ за 2018 год предоставлены ответчику и в материалы дела. Форма актов выполненных работ и оказанных услуг введена в действие Приказом Минстроя РФ от 26.10.2015 № 761/пр, предусматривающим двухстороннее подписание актов. Поскольку председатель совета дома А уведомленная о необходимости подписания этих актов, не изъявила желание явиться в управляющую компанию, акты до настоящего времени остаются не подписанными лицом, наделенным полномочиями по их согласованию. Также отсутствуют основания для перерасчета платы за освещение мест общего пользования, поскольку в силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил № 354 начисление осуществляется по нормативу, утвержденному РЭК Свердловской области. Жилищным кодексом допускается начисление платы за освещение мест общего пользования по фактическому потреблению, но при наличии общего собрания собственников. Основания для лишения лицензии по управлению ООО «Ваш дом» отсутствуют.
Представитель третьего лица Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Васькова Н.Ю. в судебном заседании от 28.03.2019 пояснила, что согласно разъяснениям, изложенным в письме от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе площадь подвалов. Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, не предусмотрено исключение из реестра лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирном доме, ввиду непредоставления актов выполненных работ.
Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290 утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядке их оказания и выполнения и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом п.9 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, указывает, что сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отражаются в актах, составленных по форме, установленной Минстроем России, и являются составной частью технической документации МКД.
Форма актов выполненных работ утверждена Приказом Минстроя Российской Федерации от 26.10.2015 № 761/пр «Об утверждении формы акта приемки оказанных услуг и выполненных работ», вступившего в силу 16.02.2016.
Формой акта предусмотрено включение в него информации о наименовании вида работ (услуги), их периодичности/количественном показателе, единицах измерения, стоимости за единицу выполненной работы (оказанной услуги), цену выполненной работы (оказанной услуги) в рублях. При этом право/обязанность управляющей компании включать в акт иную (дополнительную) информацию, не поименованную в форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, не предусмотрены.
Приказ полностью согласуется с п.9 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".
В соответствии с п.11 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предшествующий год, а также размещает указанный отчет в системе.
Судом установлено, что истец Христолюбова А.В. является собственником жилого помещения, находящегося по <адрес>
Управление данным многоквартирным домом с 01.01.2015 на основании решения общего собрания собственников осуществляет ООО «Ваш дом» в соответствии с договором управления.
Пунктом 2.2 договора установлено, что управляющая компания принимает на себя полномочия по управлению многоквартирным домом, включая содержание и текущий ремонт общего имущества в соответствии с перечнем работ и услуг (Приложение № 2) (том 1, л.д.165-169).
В силу п. 3.1.3 управляющая компания обязана предоставлять годовой отчет об исполнении предмета настоящего договора на общих собраниях собственников помещений. Данный отчет является формой контроля собственников за деятельностью управляющей компании. В отчете указывается: сумма начисления платежей; сумма средств, израсходованных на выполнение работ по плановому текущему и капитальному ремонтам; сумма средств, перечисленных поставщикам энергоресурсов; объем потребленных собственником энергоресурсов.
В приложении № 2 к договору приведен перечень работ, связанных с содержанием и текущим ремонтом общего имущества многоквартирного дома, а также периодичность выполнения указанных работ, указание которых предусмотрено подпунктом «б» пункта 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290.
Представленным отчетом за 2018 год подтверждается перечень выполненных работ и услуг, объем израсходованных денежных средств и наличие оставшихся денежных средств в сумме 144 960,91 (том 2, л.д. 134).
Объем оказанных услуг и периодичность выполнения работ по содержанию общего имущества соответствуют условиям договора управления, заключенному с ООО «Ваш дом».
Суд не может согласиться с доводами истца об отсутствии актов выполненных работ, поскольку управляющей компанией ООО «Ваш дом» представлены в материалы дела помесячные акты выполненных работ за 2018 год, из которых усматривается ежемесячный объем оказанных услуг (работ) ООО «Ваш дом» и наличие затраченных средств по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома <адрес> (том 1, л.д.233-244).
Форма представленных актов полностью соответствует Приказу Минстроя Российской Федерации от 26.10.2015 № 761/пр «Об утверждении формы акта приемки оказанных услуг и выполненных работ», содержит всю необходимую информацию, включая наименование вида работ (услуг), периодичность их выполнения, стоимость за единицу измерения, цена выполненных работ.
При этом доводы представителя истца о недостаточной информации, указанной в актах выполненных работ, подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм материального права, поскольку, как установлено п.9 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года N 290, акты, в которых отражаются сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, составляются по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Отсутствие согласования представленных актов приемки выполненных работ за 2018 год с председателем совета дома также не может являться основанием для исключение из реестра лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирном доме <адрес> поскольку лицом, наделенным полномочиями на подписание данных актов – председателем совета дома А не приведены доводы, не представлены документы или возражения по некачественному оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества.
Таким образом, поскольку истцом не ставится вопрос о недействительности актов, составленных управляющей компанией в одностороннем порядке, суд приходит к выводу о выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, указанных управляющей компанией ООО «Ваш дом» в ежемесячных актах приемки за 2018 год.
Суд не находит оснований для предоставления истцу первичных документов, подтверждающих расходование средств по содержанию общего имущества многоквартирного дома, поскольку Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 не предусмотрено предоставление данных документов.
Указанные представителем истца недостатки оказания услуг имеют общий характер, их содержание не позволяет установить конкретные факты неоказания услуг или их несоответствие предъявляемым требованиям, период предоставления управляющей компанией услуг ненадлежащего качества и их объем.
Также материалы дела не содержат актов нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ по техническому содержанию общего имущества спорного дома.
Таким образом, требования истца не связаны с ненадлежащим содержанием общего имущества, какие-либо требования о нарушении качества предоставленной услуги управляющей компанией в рамках данного дела не предъявляются, предоставление всех первичных документов за период 2018 года связано с оценкой деятельности по управлению многоквартирным домом, и не подлежит предоставлению собственнику как содержащие персональные данные третьих лиц.
В силу ч.1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 устанавливается порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией, в том числе исключение из реестра лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирном доме или многоквартирных домах, в отношении которых выявлены грубые нарушения лицензионных требований.
Лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются в том числе, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч.2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с решением лицензионной комиссии Свердловской области управляющей организации ООО "Ваш дом" предоставлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Свердловской области от 01.04.2015 N 033.
Вместе с тем, судом не установлено грубых нарушений со стороны ООО «Ваш дом» по исполнению обязанностей по договору управления, являющихся основанием для прекращения ответчиком деятельности по управлению многоквартирным домом <адрес> и исключения из реестра лицензий субъекта РФ сведений о данном многоквартирном доме.
Оспаривая начисление электроэнергии за освещение мест общего пользования истец ссылается на необоснованное включение в расчет площади мест общего пользования с учетом площади подвала, а также двойное начисление электроэнергии при введении норматива потребления за освещение мест общего пользования.
С 01.06.2017 в соответствии с ч.9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации начисление платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, производится исходя из норматива потребления (как произведение утвержденного норматива на соответствующий коммунальный ресурс, площади мест общего пользования и утвержденного тарифа на соответствующий коммунальный ресурс).
Постановлением РЭК Свердловской области от 31.05.2017 № 39-ПК норматив потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в МКД на территории Свердловской области с 01.06.2017 установлен 1,96 кВт.ч в месяц на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно представленной выписке из лицевого счета Христолюбовой А.В. начисление электроэнергии на общедомовые нужды осуществляется с учетом норматива (том 1, л.д.247а).
Оспаривая начисление платы за потребление электроэнергии в целях содержания общего имущества МКД с учетом подвального помещения, истец указал на необходимость осуществления перерасчета без учета площади подвала в силу п.27 приложения № 1 к Правилам № 306, согласно которому площадь подвала не входит в состав общего имущества при определении нормативов в целях содержания общего имущества.
Согласно техническим данным на многоквартирный жилой дом <адрес>, площадь мест общего пользования составляет 660 кв.м., площадь подвала составляет 1350,3 кв.м.
В соответствии с п.11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее Правила N 306) нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях.
Согласно п.13, 19 указанных Правил, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к данным правилам. Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии (кВт.ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определялся по формуле 10, одним из показателей которой является Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м).
Вопреки доводам истца, в отсутствие специальных указаний в законодательстве, при определении Sои (общая площадь помещении, входящих в состав общего имущества) при расчетах за электроэнергию должны применяться нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2015 N 42868-ОД/04 при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома учитываются помещения, отвечающие критериям, установленным ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п.1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме относится имущество в многоквартирном доме, не являющееся частями квартир и предназначенное для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Аналогичные нормы содержатся в п.2 раздела 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
В письме от 11.04.2017 N 12368-АЧ/04 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъяснило, что при расчете по формуле 34 приложения N 1 к Правилам N 306 нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в п.1 и 2 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов.
Суд находит несостоятельной ссылку истца на необходимость применения п. 27 приложения № 1 к Правилам № 306, исключающим из состава общего имущества площадь подвалов, поскольку данный пункт применяется при определении норматива потребления коммунальной услуги по холодному, горячему водоснабжению или норматива потребления горячей воды на общедомовые нужды.
Следовательно, в плату должна включаться разная площадь общего имущества для разных коммунальных ресурсов, при этом при расчете ОДН за электроэнергию площадь общего имущества больше, чем при расчете за холодную воду, поскольку включает дополнительно лифты, тех. этажи, подвалы и иные помещения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что включение площади подвала в общее имущество многоквартирного дома, согласно ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и п.2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, при расчете платы электрической энергии на общедомовые нужды не противоречит пунктам 10 и 17 Приложения № 2 к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, и п. 44 указанных Правил.
Также судом не установлено двойной оплаты за электроэнергию в связи с введением норматива потребления при расчете платы за освещение мест общего пользования.
Как следует из представленных ответчиком ведомостей потребления электроэнергии многоквартирным домом <адрес>, за период 2017-2019 гг., в 2017 году без учета площади подвала при начислении электроэнергии МОП по нормативу жители дома недоплатили 70 586,48 руб., в 2018 году с учетом площади подвала жителями излишне выплачено 9 142,77 руб., за три месяца 2019 года жителями недоплачено 7 276,25 руб. (том 2, л.д. 180-182). Данная разница обусловлена тем, что не всегда осуществляется единовременное снятие показаний общедомового прибора учета и индивидуальных, что не может свидетельствовать о двойном начислении электроэнергии за освещение МОП.
Также суд не может согласиться с доводами истца об искажении ответчиком показаний индивидуальных приборов учета, которые не соответствуют показаниям общедомового прибора, поскольку снятие показаний и их учет осуществляется каждым потребителем самостоятельно. Доказательств искажения учетных данных, истцом не представлено.
Суд не находит оснований для перерасчета электроэнергии МОП исходя из показаний коллективного прибора учета, поскольку отсутствует решение общего собрания собственников помещений многоквартирного, определяющего данный порядок начисления платы при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с п.2 ч.9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом данных обстоятельств, требования о перерасчете платы за электроэнергию мест общего пользования за 2017-2019 гг. не подлежат удовлетворению.
Поскольку судом не установлено нарушений со стороны управляющей компании ООО «Ваш дом», суд не находит оснований для реагирования частным определением и направления документов в правоохранительные органы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
отказать в удовлетворении иска Христолюбовой Александры Вадимовны, действующей через своего представителя Христолюбова Валентина Александровича, к обществу с ограниченной ответственностью «Ваш дом» об аннулировании лицензии по управлению домом <адрес>, перерасчете платы за электроэнергию мест общего пользования,
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через канцелярию Ирбитского районного суда.
Решение изготовлено в окончательной форме 06 мая 2019 года
Решение не вступило в законную силу.
Председательствующий /подпись/