РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июля 2019 года <...>
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего Малахай Г.А.,
при секретаре судебного заседания < Ф.И.О. >2,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению ООО «Здоровье» об установлении кадастровой стоимости земельных участков, в размере равной их рыночной стоимости,
установил:
ООО «Здоровье» обратилось в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельных участков:
- с кадастровым номером 23:40:0401030:63 площадью 1 034 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, равной его рыночной стоимости в размере 3062000 рублей;
- с кадастровым номером 23:40:0401030:439 площадью 15 140 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, равной его рыночной стоимости в размере 32142000 рублей;
- с кадастровым номером 23:40:0401030:67 площадью 910 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, равной его рыночной стоимости в размере 2695000 рублей;
- с кадастровым номером 23:40:0401030:68 площадью 1 405 кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, равной его рыночной стоимости в размере 5489000 рублей.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что согласно данным отчетов о рыночной стоимости от <...> <...>, 681/18 выполненных ИП < Ф.И.О. >3 рыночная стоимость земельных участков:
-с кадастровым номером 23:40:0401030:63, составляет 3062000 рублей;
-с кадастровым номером 23:40:0401030:439, составляет 32142000 рублей;
- с кадастровым номером 23:40:0401030:67, составляет 2695000 рублей;
- с кадастровым номером 23:40:0401030:68, составляет 5489000 рублей.
Вместе с тем, согласно данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером 23:40:0401030:63, составляет 7600049,41 рублей;
- с кадастровым номером 23:40:0401030:439, составляет 93598560,43 рублей;
- с кадастровым номером 23:40:0401030:67, составляет 7047298,91 рублей;
- с кадастровым номером 23:40:0401030:68, составляет 15298983,70 рублей.
Административный истец считает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости вышеуказанных земельных участков являются неверными и нарушают его права.
ООО «Здоровье» является арендатором земельных участков в отношении, которых заявлены административные исковые требования. Завышенная кадастровая стоимость земельных участков ведет к необоснованному увеличению размера арендных платежей.
Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от <...> <...>, 1/26 заявления ООО «Здоровье», о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков отклонены, поскольку установлено, что оформление и содержание отчетов об оценке не соответствуют требованиям ст.11 Федерального закона от <...> <...>-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Участвующие в деле лица в зал судебного заседания не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ суд неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
Кроме того, на основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства в отсутствие участвующих в деле лиц.
Проверив доводы искового заявления, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании ООО «Здоровье» является арендатором земельных участков:
- с кадастровым номером 23:40:0401030:63 площадью 1 034 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для размещения здания коттеджа пансионата «Тонкий мыс», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, кадастровая стоимость составляет 7600049,41 рублей;
Земельный участок находится в собственности субъекта РФ – Краснодарского края. Административный истец является арендатором земельного участка, предоставленного в аренду на основании договора аренды земельного участка от <...>.
- с кадастровым номером 23:40:0401030:439 площадью 15 140 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для размещения здания коттеджей пансионата «Тонкий мыс», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, кадастровая стоимость составляет 93598560,43 рублей.
Земельный участок находится в собственности субъекта РФ – Краснодарского края. Административный истец является арендатором земельного участка, предоставленного в аренду на основании договора уступки прав и обязанностей по договору аренды от <...>.
- с кадастровым номером 23:40:0401030:67 площадью 910 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для размещения здания коттеджа пансионата «Тонкий мыс», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, кадастровая стоимость составляет 7047298,91 рублей.
Земельный участок находится в собственности субъекта РФ – Краснодарского края. Административный истец является арендатором земельного участка, предоставленного в аренду на основании договора уступки прав и обязанностей по договору аренды от <...>.
- с кадастровым номером 23:40:0401030:68 площадью 1 405 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для размещения гостиницы», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, кадастровая стоимость составляет 15298983,70 рублей.
Земельный участок находится в собственности субъекта РФ – Краснодарского края. Административный истец является арендатором земельного участка, предоставленного в аренду на основании договора уступки прав и обязанностей по договору аренды от <...>.
Обосновывая свою правовую заинтересованность в пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, административный истец ссылается на то, что арендная плата рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...> <...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость рассматриваемых земельных участков, является <...>.
На основании приведенной нормы права результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
ООО «Здоровье» обращалось <...> в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости данных земельных участков.
Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю от <...> <...>, 1/26 заявления ООО «Здоровье», о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков отклонены, поскольку установлено, что оформление и содержание отчетов об оценке не соответствуют требованиям ст.11 Федерального закона от <...> <...>-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Административным истцом при обращении в суд, представлены отчеты о рыночной стоимости земельных участков от <...> №<...>, 681/18 выполненные ИП < Ф.И.О. >3 согласно которых рыночная стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером 23:40:0401030:63, составляет 3062000 рублей;
- с кадастровым номером 23:40:0401030:439, составляет 32142000 рублей;
- с кадастровым номером 23:40:0401030:67, составляет 2695000 рублей;
- с кадастровым номером 23:40:0401030:68, составляет 5489000 рублей.
Вместе с тем, согласно данным филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю кадастровая стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером 23:40:0401030:63, составляет 7600049,41 рублей;
- с кадастровым номером 23:40:0401030:439, составляет 93598560,43 рублей;
- с кадастровым номером 23:40:0401030:67, составляет 7047298,91 рублей;
- с кадастровым номером 23:40:0401030:68, составляет 15298983,70 рублей.
Поскольку представленные отчеты о рыночной стоимости спорных земельных участков вызывают сомнения в достоверности установленной рыночной стоимости, по делу была назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков.
Согласно заключения судебной оценочной экспертизы <...> от <...>, выполненного ООО «Оценка и Право-Юг», рыночная стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером 23:40:0401030:63, составляет 5530000 рублей;
- с кадастровым номером 23:40:0401030:439, составляет 66148000 рублей;
- с кадастровым номером 23:40:0401030:67, составляет 5018000 рублей;
- с кадастровым номером 23:40:0401030:68, составляет 7514000 рублей.
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от <...> № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки в части не противоречащей ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
В ходе судебного разбирательства представителями административного истца, органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что определённая экспертом рыночная стоимость земельных участков является достоверной.
В силу п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...> <...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.
В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 45 КАС РФ, пункт 3 статьи 3 НК РФ).
При таких обстоятельствах, с учетом совокупности представленных по делу доказательств, а также, что отчеты о рыночной стоимости земельных участков были предметом рассмотрения в комиссии по рассмотрению споров и по результатам рассмотрения признаны не соответствующими требованиям статьи 11 Федерального закона от <...> <...>-Ф3, суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы.
Согласно положениям ст. 24.20 Федерального закона от <...> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
ООО «Здоровье» обращалось с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю <...>, датой внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемой кадастровой стоимости земельных участков является <...>.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Генеральным директором ООО «Оценка и Право-Юг» < Ф.И.О. >4, в суд подано ходатайство о взыскании с административного истца расходов по проведению в рамках настоящего дела судебной экспертизы в размере 60 000 рублей.
Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
На основании пункта 1 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.
В соответствии с пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...> <...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым взыскать с административного истца в пользу экспертной организации стоимость проведения судебной экспертизы.
Руководствуясь статьями 20, 175, 180, ч.3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ООО «Здоровье» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равной их рыночной стоимости, удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым 23:40:0401030:63 площадью 1 034 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для размещения здания коттеджа пансионата «Тонкий мыс», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, равной его рыночной стоимости в размере 5530 000 (пять миллионов пятьсот тридцать тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым 23:40:0401030:439 площадью 15 140 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для размещения здания коттеджей пансионата «Тонкий мыс», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, равной его рыночной стоимости в размере 66148 000 (шестьдесят шесть миллионов сто сорок восемь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым 23:40:0401030:67 площадью 910 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для размещения здания коттеджа пансионата «Тонкий мыс», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, равной его рыночной стоимости в размере 5018 000 (пять миллионов восемнадцать тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым 23:40:0401030:68 площадью 1 405 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для размещения гостиницы», расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, равной его рыночной стоимости в размере 7514 000 (семь миллионов пятьсот четырнадцать тысяч) рублей.
Кадастровую стоимость в указанном размере, установить на период с <...> и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, считать <...>.
Решение суда, является основанием для внесения соответствующих изменений, в сведения государственного кадастра недвижимости, о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 23:40:0401030:63, 23:40:0401030:439, 23:40:0401030:67, 23:40:0401030:68.
Взыскать с ООО «Здоровье», в пользу ООО «Оценка и Право-Юг», оплату за проведение судебной экспертизы в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Краснодарского краевого суда Г.А. Малахай