Дело № 2 –197\2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05.02.2014 г. Свердловский районный суд г. Перми в составе:
судьи Федотова О.Ю.
при секретаре Мекаевой И.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осипова А. А. к Департаменту земельных отношений Администрации г. Перми о признании незаконным отказа, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ. обратился в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о признании его нуждающейся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, постановке на учет в целях предоставления земельного участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. № Департамент земельных отношений сообщил истцу, что поставить его на учет невозможно из-за пробелов в земельном законодательстве, в связи с тем, что порядок регистрации и учета заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, отсутствует.
Истец считает бездействия администрации г. Перми не законными, нарушающими его права. Просит признать бездействие администрации г. Перми в лице департамента земельных отношений, выразившееся в отказе в постановке истца на учет в целях предоставления садового земельного участка, незаконным. Обязать ответчика устранить допущенные нарушение и поставить истца на учет в целях предоставления садового земельного участка с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец в судебное заседание не явился, извещался, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, на исковых требованиях настаивал.
Представитель ДЗО администрации города Перми в судебное заседание не явился, извещался, просил рассмотреть исковое заявление без их участия. В письменных возражениях по заявлению, с требованиями истца не согласны по следующим основаниям. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Уставом города Перми заявителю для реализации своих прав в части постановки на соответствующий учет, необходимо было обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства, т.е. администрацию Свердловского района г.Перми. Принимая во внимание то обстоятельство, что заявитель в администрацию Свердловского района г.Перми с заявлением о постановке на учет не обращался, никаких ходатайств в рамках ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ в администрацию города Перми, департамент земельных отношений администрации г.Перми не поступало. Кроме того, заявителем при обращении в департамент не представлено доказательств нуждаемости в садовом участке, а именно, отсутствие в собственности садового участка, размер которого меньше минимального размера, установленного законом Пермской области от 02.09.2003 № 965-193 «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность».
Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
В силу п. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Заявителем обжалуется бездействие администрации города Перми, выразившееся в отказе в признании Осипова А.А. нуждающейся в получении садовыхземельных участков и не включении его в список с момента обращения ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Гражданин вправе в судебном порядке обжаловать решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Статьей 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" закреплен порядок выбора и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, а также порядок действий органа местного самоуправления, направленных на создание объединений:
Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Согласно ст. 58 Устава города Перми, администрация города - исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему федеральными законами и законодательством Пермской области (края).
Департамент земельных отношений администрации города является функциональным подразделением администрации города. Осуществляет полномочия администрации города Перми по управлению и распоряжению земельными и лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством (Положение о департаменте земельных отношений администрации города Перми, утв. решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210).
Письмом Департамента земельных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Осипова А.А. о постановке на учет в целях предоставления садового земельного участка, разъяснено, что действующим законодательством не предусмотрена постановка граждан на учет в целях предоставления садового земельного участка. В удовлетворении просьбы истца отказано.
Федеральное законодательство возлагает обязанность на органы местного самоуправления по регистрации и учету заявлений граждан о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и формирование списков граждан, подавших такое заявление. При этом регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно.
Нормы Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не устанавливает каких-либо оснований отказа и ограничений для включения заявителей в соответствующие списки.
Ссылка Департамента земельных отношений администрации г. Перми в письме от ДД.ММ.ГГГГ на то, что действующим законодательством не предусмотрена постановка граждан на учет в целях предоставления садового земельного участка, суд считает несоответствующей нормам Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", поскольку ст. 13 названного Закона предусмотрено ведение списков граждан, подавших заявления. Пункт 3 ст. 13 Закона, которым было установлено, что наличие у гражданина на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или бессрочного (постоянного) пользования садового, огородного или дачного земельного участка является основанием для отказа в предоставлении такого участка, если предоставление приведет к превышению установленных предельных норм предоставления земельных участков или если гражданин совершил сделку по отчуждению предоставленного ранее бесплатно земельного участка – утратил силу в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2007 N 118-ФЗ. В то же время у заявителя отсутствует право на какой-либо земельный участок в Пермском крае.
Таким образом, администрацией города Перми – органом местного самоуправления, не исполнена обязанность по регистрации и учету заявления Осипова А.А. о предоставлении садового земельного участка и включения его в соответствующий список. Указанным бездействием Департаментом земельных отношений администрации города Перми нарушены права истца, установленные указанным выше законом.
В соответствии со ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации допущенные нарушения подлежат устранению путем возложения на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанности включить Осипова А.А. в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, с момента его обращения.
Доводы заинтересованных лиц о том, что обязанность по постановке на соответствующий учет не является обязанностью администрации г. Перми, поскольку обеспечение граждан садовыми земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан, в данном случае в Свердловском районе г. Перми, на территории которого проживает заявитель, суд считает несостоятельными.
В соответствии с Уставом города Перми администрация города - исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 58). Администрации районов города входят в структуру администрации города как ее территориальные органы (ст. 60), создаются в целях обеспечения управления внутригородскими районами. Местом жительства заявителя является г. Пермь, а администрация города является органом местного самоуправления, в связи с чем обоснованно занимает процессуальное положение заинтересованного лица по делу.
Руководствуясь ст. ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Департамента земельных отношений Администрации г. Перми, выразившееся в отказе в постановке Осипова А. А. на учет в целях предоставления садового земельного участка.
Обязать Департамент земельных отношений Администрации г. Перми включить Осипова А. А. в список граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, с момента его обращения с ДД.ММ.ГГГГ
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.
Судья: О.Ю. Федотов