РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Дело № 2-613 /2013
29 мая 2013 года г.Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Ермак Л.В.,
с участием прокурора Наливайко Д.А.,
при секретаре Парсаевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Абакана в интересах Российской Федерации к Щедриной Т.Е. о взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Абакана в интересах Российской Федерации обратился в суд с указанным иском к Щедриной Т.Е., просил взыскать с ответчика в пользу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (далее – Управление Росреестра по РХ) 30810 рублей 23 копейки.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г.Абакана была проведена проверка по нарушениям, выявленным Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия (далее – ТУ Росфиннадзора по РХ) в ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности Управления Росреестра по РХ. По результатам проверки установлено, что ответчик Щедрина Т.Е. являлась государственным служащим Управления Росреестра по РХ. Согласно приказу № 26к от 28.01.2010 года Щедриной Т.Е. предоставлен очередной оплачиваемый отпуск с 15 февраля 2010 года по 18 марта 2010 года, данным приказом произведена оплата стоимости проезда Щедриной Т.Е. к месту использования отпуска и обратно. В период с 26 февраля 2010 года по 08 марта 2010 года Щедрина Т.Е. отдыхала к Шарм Эль Шейхе (Египет). По окончании отпуска ответчик предоставила авансовый отчет, к которому приложила проездные документы: электронные билеты-маршрут/квитанции, посадочные талоны, копию заграничного паспорта с отметкой органа пограничного контроля о месте пересечения государственной границы РФ, справку, подтверждающую стоимость перелета по территории России от пункта отправления г.Новосибирск до ближайшего к месту пересечения границы России – аэропорта г.Ростов-на-Дону и обратно в экономическом классе обслуживания по минимальному тарифу на даты 26 февраля и 08 марта 2010 года на регулярных рейсах, в размере 34400 рублей, выданную агентом по организации и обслуживанию перевозок Красноярского центрального агентства воздушных сообщений, которая не осуществляла перевозку Щедриной Т.Е. к месту отдыха. Компенсация расходов по проезду Щедриной Т.Е. производилась при следовании работника учреждения в отпуск за пределы РФ по туристической путевке воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы РФ аэропорту. Туроператором по туру ответчика являлся ***. Туристический пакет *** выкупается полностью у иностранного оператора *** с уже включенной в него стоимостью авиаперелета, трансфера, страховки и проживания в отеле. Согласно информации *** авиаперелет по маршруту Новосибирск – Шарм Эль Шейх – Новосибирск (эконом класс) стоил 19268 рублей на человека. В соответствии со значениями ортодромических расстояний от международных аэропортов РФ до зарубежных аэропортов, утвержденных *** сумма денежных средств, фактически использованных ответчиком на проезд к месту проведения отпуска и обратно, исчисленная с учетом отношения ортодромии между аэропортом вылета из РФ и точкой выхода из воздушного пространства РФ к ортодромии между аэропортом вылета из РФ и аэропортом первой посадки вне РФ по маршруту: Новосибирск – Шарм Эль Шейх – Новосибирск, - 18,63 процента, составляет 3589 рублей 77 копеек (19268,75 х 18,63%). Разница между стоимостью проезда, отраженная и предъявленная Щедриной Т.Е. в авансовом отчете от 23.03.2010 года в качестве подтверждения затрат на приобретение авиабилетов к месту проведения отпуска (Египет) и стоимостью авиаперелета составляет 30810 рублей 23 копейки (34400 – 3589,77). Компенсация расходов ответчику производилась на основании справки транспортной организации, не осуществлявшей перевозку в результате чего стоимость компенсации за проезд по РФ превысила стоимость авиаперелета к месту назначения отпуска, ответчик получила денежные средства в большем размере, чем потратила.
В судебном заседании помощник прокурора г.Абакана Налевайко Д.А. исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям.
Представитель ТУ Росфиннадзора по РХ Андарьянова С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора г.Абакана поддержала.
Ответчик Щедрина Т.Е. в судебное заседание не явилась, по месту регистрации не проживает.
Представитель ответчика – адвокат Говорушкин А.С., привлеченный к участию в деле в порядке ст.50 ГПК РФ, исковые требования не признал полностью, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель Управления Росреестра по РХ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил пояснения на исковое заявление, в которых выразил несогласие с заявленными исковыми требованиями. Пояснил, что согласно Правилам компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 455, основанием для компенсации расходов является справка, выданная соответствующей транспортной организацией, осуществляющей перевозку, или ее уполномоченным агентом, на дату приобретения билета. Уполномоченным агентом является лицо, которое по поручению и от имени перевозчика осуществляет бронирование, продажу и оформление воздушных перевозок на перевозочных документах. Следовательно транспортная организация является уполномоченным агентом, так как действует на основании договора с ***, от имени перевозчиков наделяющим агентство правом на продажу воздушных перевозок. Из изложенного следует, что в соответствии с пунктом 6 Правил справки, выданные транспортной организацией, являются основанием для компенсации расходов на проезд. Правилами не предусмотрено предоставление справки только той транспортной организации, которая осуществила перевозку, и в подтверждение стоимости перевозки моет быть предоставлена справка любой транспортной организации. Полагает требования прокурора о взыскании денежных средств не основаны на нормах права, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ч.5 ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения иных лиц, участвующих в деле, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика и представителя Управления Росреестра по РХ.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из служебного контракта *** от *** и дополнительного соглашения № 1 к нему от *** Щедрина Т.Е. является федеральным государственным гражданским служащим Российской Федерации, с *** занимает должность специалиста 1 разряда *** Управления Росреестра по РХ.
Приказом от 28.01.2010 г. № 26-к Щедриной Т.Е. предоставлен отпуск с 15.02.2010 г. по 18.03.2010 г.
Пунктом 2.3 указанного приказа начальнику финансово-экономического отдела поручено произвести оплату стоимости проезда Щедриной Т.Е. к месту использования отпуска и обратно.
Согласно заявлению от 01.02.2010 г. Щедрина Т.Е. просила перечислить ей денежные средства на компенсацию расходов, связанных с оплатой стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в сумме 42000 руб., период отпуска – с 15.02.2010 г. по 18.03.2010 г., место отпуска – Шарм Эль Шейх (Египет), вид транспортного средства – железнодорожный транспорт Абакан-Новосибирск-Абакан, авиатранспорт Новосибирск-Шарс Эль Шейх-Новосибрск, маршрут следования – Абакан – Новосибирск - Росто-на-Дону – Новосибирск - Абакан.
Из авансового отчета № 26 от 23.03.2010 г. следует, что Щедриной Т.Е. получено 42000 руб., оприходовано 36 977 руб. 20 коп., в том числе расходы на проезд Абакан-Красноярск – 1095 руб. 90 коп., на проезд Красноярск-Абакан – 1481 руб. 30 коп., на проезд до места пересечения гос.границы – 34400 руб., внесен остаток в сумме 5022 руб. 80 коп.
В подтверждение данного вида расходов Щедриной Т.Е., помимо иных документов, представлены проездной документ ***, проездной документ ***, посадочные талоны от 26.02.2010 года и от 08.03.2010 года, справка ***, согласно которой стоимость по минимальному тарифу в салоне экономического класса на взрослого пассажира авиакомпанией *** составила 34400 рублей, справку индивидуального предпринимателя Н.М.В. от 10.02.2010 года, согласно которой ближайшим аэропортом к месту пересечения государственной границы Российской Федерации при следовании по маршруту Новосибирск-Шарм Эль Шейх-Новосибирск является г.Ростов-на-Дону, копия заграничного паспорта Щедриной Т.Е. с отметками органа пограничного контроля о месте пересечении государственной границы РФ, маршрут-квитанцию электронного билета.
В соответствии со ст.325 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Организации, финансируемые из федерального бюджета, оплачивают также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.
Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.
Оплата стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника организации, финансируемой из федерального бюджета, и членов его семьи и обратно производится по заявлению работника не позднее, чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.
Аналогичные положения закреплены в ст.33 Закона РФ от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
В силу пункта 3 Постановления Верховного Совета РФ от 19.02.1993 года № 4521-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
На основании Постановления Правительства РФ от 03.12.1992 года № 933 «О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Хакасия», Постановления Минтруда РФ от 11.09.1995 № 49 «Об утверждении разъяснения "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)» Республика Хакасия относится к местностям, на которые распространяется положения ст.325 ТК РФ и действие Закона РФ от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
В соответствии с частью 5 ст.325 ТК РФ порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 года N 455 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (далее – Правила).
Пунктом 5 указанных Правил определены расходы, подлежащие компенсации, которые включают в себя, в том числе оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника учреждения и обратно к месту постоянного жительства - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда (подпункт «а»).
Согласно пункту 10 Правил в случае использования работником учреждения отпуска за пределами Российской Федерации, в том числе по туристической путевке, производится компенсация расходов по проезду железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом до ближайших к месту пересечения границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Кроме того, абзацем третьим пункта 10 Правил установлено, что в случае поездки за пределы Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту работником учреждения представляется справка о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданная транспортной организацией.
В соответствии с пунктом 12 Правил компенсация расходов производится учреждением исходя из примерной стоимости проезда на основании представленного работником учреждения заявления не позднее чем за 3 рабочих дня до отъезда работника в отпуск.
Для окончательного расчета работник учреждения обязан в течение 3 рабочих дней с даты выхода на работу из отпуска представить отчет о произведенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов (билетов, багажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих расходы работника учреждения и членов его семьи. В случаях, предусмотренных настоящими Правилами, работником учреждения представляется справка о стоимости проезда, выданная транспортной организацией.
Кроме того, работник учреждения обязан полностью вернуть средства, выплаченные ему в качестве предварительной компенсации расходов, в случае, если он не воспользовался ими в целях проезда к месту использования отпуска и обратно.
Из содержания пункта 6 Правил следует, что под транспортной организацией понимается соответствующая транспортная организация, осуществляющая перевозку, или её уполномоченный агент.
Таким образом, в пунктах 7, 9, 10,12 Правил речь идет не просто о транспортной организации, а именно о той, которая осуществляла перевозку, или ее уполномоченном агенте. Во всех последующих пунктах применяется принятое в данном документе сокращенное наименование - транспортная организация.
Следовательно, для компенсации расходов работник должен представить справку о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданную транспортной организацией, осуществившей перевозку, или её уполномоченным агентом, осуществившим от имени перевозчика продажу и оформление перевозочного документа (билета).
Возможность представления работником справки о стоимости перевозки, выданной иной организацией, указанными Правилами не предусмотрена.
Таким образом, представленные Щедриной Т.Е. справки *** не подтверждают фактические расходы на авиаперелеты, поскольку указанная организация не является транспортной организацией, осуществившей перевозку, или её уполномоченным агентом, в том смысле, в котором эти понятия применяются в Правилах.
Уполномоченным агентом транспортной организации в случае заключения договора фрахтования воздушного судна является фрахтователь (туроператор).
Договор фрахтования воздушного судна (чартер) является самостоятельным видом договорных отношений. В данном случае перевозка пассажира является составляющей двух разных договоров (чартера и реализации турпродукта), при этом пассажир и перевозчик взаимодействуют между собой через туроператора.
Статьей 104 Воздушного кодекса РФ установлено, что по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Осуществление чартерных воздушных перевозок регулируется настоящим Кодексом.
Договор фрахтования (чартер) не является договором перевозки, а представляет собой самостоятельный договор, предусмотренный как Гражданским, так и Воздушным кодексами Российской Федерации. Выделение договора фрахтования в отдельный вид договора в системе перевозок обусловлено его спецификой, которая заключается в том, что предметом данного договора является не перевозка как таковая, а предоставление фрахтователю вместимости транспортного средства для осуществления перевозки на один или несколько рейсов (ст.787 ГК РФ).
В силу ст.790 Гражданского кодекса РФ цена по договору перевозки является существенным условием данного договора. Авиабилет на чартерный рейс не содержит такого существенного условия договора, как цена, и, следовательно, не подтверждает заключение договора воздушной перевозки. Более того, при осуществлении чартерного рейса плата за перевозку с пассажиров не взимается, оплату фрахтовщику вместимости воздушного судна осуществляет фрахтователь. И если в соответствии с частью 1 ст.64 Воздушного кодекса РФ тарифы на регулярные воздушные перевозки формируются в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Минтранса РФ от 25.09.2008 года № 155, то согласно части 2 указанной статьи для воздушных перевозок по договорам фрахтования могут устанавливаться договорные цены.
Согласно сообщению *** Щедрина Т.Е. присутствовала на рейсе авиакомпании ORB 9609 (эконом класс) 26 февраля 2010 года, ORB 9610 (эконом класс) 08 марта 2010 года, следующем по маршруту Новосибирск – SHARMELSHEIKH – Новосибирск (бронь ***), стоимость авиабилета эконом класса составила 19268 рублей 75 копеек на человека.
Расчет размера фактических затрат, понесенных ответчиком на оплату авиаперелета к месту отдыха и обратно в пределах РФ, истцом произведен на основе процентного отношения ортодромии по РФ и общей ортодромии по маршруту Новосибирск – Шарм Эль Шейх – Новосибирск, указанные расходы составили 3589 рублей 77 копеек.
Суд признает расчет законным и обоснованным.
Следовательно, разница между стоимостью проезда, отраженная и предъявленная Щедриной Т.Е. в авансовом отчете от 23.03.2010 года в качестве подтверждения затрат на приобретение авиабилетов к месту проведения отпуска (Шарм Эль Шейх) и реальной стоимостью перевозки до границы Российской Федерации по маршруту: Новосибирск-Шарм Эль Шейх-Новосибирск с 26.02.2010 г. по 08.03.2010 г. составляет 30810 руб. 23 коп. (34400 руб. – 3589,77 руб.).
В соответствии с частями 1, 2 ст.1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Из смысла названной нормы права следует, что обязательным условием взыскания неосновательного обогащения является приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований.
Обращаясь в суд с исковыми требованиями о взыскании неосновательного обогащения, истец обязан доказать отсутствие у ответчика прав на спорное имущество, факт использования имущества ответчиком в указанный период, отсутствие у последнего правовых оснований для такого пользования, а также размер неосновательного обогащения.
Поскольку все указанные выше обстоятельства, имеющие юридическое значение для настоящего дела, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд находит исковые требования прокурора г.Абакана обоснованными и подлежащими удовлетворению, с учетом чего с Щедриной Т.Е. в пользу Управления Росреестра по РХ подлежит взысканию 30 810 руб. 23 копейки.
Принимая во внимание, что Управление Росреестра по РХ является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, финансирование которой осуществляется за счет средств федерального бюджета (п.10 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 года N 457), предъявление прокурором г.Абакана настоящего иска направлено на восстановление нарушенных прав и законных интересов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Следовательно, с Щедриной Т.Е. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1124 рубля 31 копейка.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить.
Взыскать с Щедриной Т.Е. в пользу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия денежные средства в размере 30810 (тридцать тысяч восемьсот десять) рублей 23 копейки.
Взыскать с Щедриной Т.Е. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1124 (одна тысяча сто двадцать четыре) рубля 31 копейка.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.В. Ермак
Мотивированное решение составлено 03 июня 2013 г.