Уникальный идентификатор дела 77RS0012-02-2021-000457-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 февраля 2021 года г. Москва
Кузьминский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Сакович Т.М., при секретаре Курышиной Е.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1399/21 по иску Межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы к Индивидуальному предпринимателю Кочанову Ю.В. о понуждении разработать документацию в сфере обращения с отходами,
установил:
Истец Межрайонный природоохранный прокурор г. Москвы в порядке положений ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ответчику ИП Кочанову Ю.В. о понуждении разработать документацию в сфере обращения с отходами, просил суд обязать ответчика в течение 45 дней с момента вступления решения суда в законную силу провести паспортизацию отходов I-IV классов опасности, образующихся при осуществлении указанным лицом хозяйственной деятельности в нестационарном торговом объекте по адресу: ***, указав в обоснование требований, что по результатам проверки соблюдения ИП Кочановым Ю.В. требований законодательства об отходах производства и потребления при ведении хозяйственной деятельности в границах *** установлено, что на основании договора от *** № *** ответчик использует нестационарный торговый объект «Павильон» для оказания услуг общественного питания неопределенному кругу лиц по адресу: *** у плотины. В ходе хозяйственной деятельности у ответчика образуются отходы производства и потребления различных классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Роспотребнадзора от 22.05.2017 № 242, в том числе: твердые бытовые отходы, масло растительное отработанное, что подтверждается договором на вывоз отходов от *** № ***, заключенным с ***, актом проверки от ***, объяснениями представителя ИП Кочанова Ю.В. Вместе с тем, до настоящего времени ответчиком не произведена паспортизация всех видов отходов I-IV классов опасности, образующихся в результате хозяйственной деятельности.
Истец Межрайонный природоохранный прокурор г. Москвы в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Ответчик ИП Кочанов Ю.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке в отсутствие сторон.
Суд, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, приходит к следующему выводу.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что *** Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы проведена проверка соблюдения ИП Кочановым Ю.В. требований законодательства об отходах производства и потребления при ведении хозяйственной деятельности в границах ***, которой установлено, что между ИП Кочановым Ю.В. и *** заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта от *** № *** на срок с *** по ***, на основании которого наименование организации использует нестационарный торговый объект по адресу: ***, под функционирование пункта общественного питания.
В ходе хозяйственной деятельности ответчика образуются и накапливаются отходы производства и потребления различных классов опасности, в том числе: твердые бытовые отходы, масло растительное отработанное.
Изложенные обстоятельства подтверждаются договором на вывоз отходов от *** № ***, заключенным с ***, объяснениями представителя ИП Кочанова Ю.В.
В силу положений Федерального закона от 24.09.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ответчик обязан оформить документацию в сфере обращения с отходами, что требуется для определения ожидаемых количеств образующихся отходов, учета их по классам опасности, предупреждения негативных изменений качества окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 19 Федерального закона "Об охране окружающей среды" нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 22 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" нормативы образования отходов и лимитов на их размещение устанавливаются также для обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства).
Частью 4 ст. 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" закреплена обязанность разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства). Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.02.2010 № 50 (действующего на момент проведения проверки).
В соответствии с п. 4 Порядка нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Данная документация, устанавливая количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции, а также предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на определенной территории, предотвращает вредное воздействие отходов на окружающую среду и здоровье человека.
Согласно ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов установлен Правилами проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712.
Полномочия по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещения осуществляет Департамент природопользования и охраны окружающей среды адрес (п. 4.2.22 Положения о Департаменте и природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17.05.2013 № 296-ПП), а паспортизацию отходов I-IV классов Департамент Росприроднадзора (п. 5.5. (11) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004
№ 400).
При этом, действующее природоохранное законодательство не ставит в зависимость необходимость разработки указанных нормативов и проведение паспортизации отходов от осуществления конкретного вида деятельности, в ходе которой образуются отходы, а также от фактического нанесения вреда окружающей среде.
Вопреки указанным нормам закона, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ответчиком не разработан, паспорт на образующиеся в деятельности ответчика отходы I-IV классов опасности в установленном порядке в Департаменте Росприроднадзора по ЦФО не утверждены.
Отсутствие у ИП Кочанова Ю.В. разработанного и утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспортов на образующиеся в деятельности ответчика отходы I-IV классов опасности, препятствует установлению реального объема отходов, подлежащих вывозу и размещению, что не позволяет сделать достоверные выводы о степени влияния деятельности ответчика на окружающую среду.
Неисполнение требований законодательства об охране окружающей среды в части разработки и утверждения нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение может привести к негативным изменениям качества окружающей среды, в том числе к ее загрязнению.
Указанным нарушается закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" право каждого на благоприятную окружающую среду, и тем им затрагиваются экологические права неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Со стороны ответчика суду не представлены возражения на иск и документы, подтверждающие, что ответчик предпринял меры по оформлению соответствующей документации, а также разработаны паспорта отходов.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из характера допущенных ответчиком нарушений природоохранного законодательства, а также порядка разработки и согласования соответствующей документации в сфере обращения с отходами производства и потребления в течение 45 дней срок для выполнения требований прокурора является разумным и достаточным.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета адрес взыскивается госпошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы к Индивидуальному предпринимателю Кочанову Ю.В. о понуждении разработать документацию в сфере обращения с отходами - удовлетворить.
Обязать Индивидуального предпринимателя Кочанова Ю.В. в течение 45 дней с момента вступления решения суда в законную силу провести паспортизацию отходов I-IV классов опасности, образующихся при осуществлении хозяйственной деятельности в нестационарном торговом объекте по адресу: ***.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя Кочанова Ю.В. в доход бюджета г. Москвы государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме, путем п░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░