Дело № 2-1390/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2013 года г.Смоленск
Ленинский районный суд города Смоленска
Под председательством судьи Куделиной И.А.
При секретаре Козловой И.В.,
Рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Леоненкова В.Н. к администрации г.Смоленска, администрации Ленинского района г.Смоленска о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Леоненков В.Н. обратился в суд с требованием к администрации г.Смоленска, администрации Ленинского района г.Смоленска о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии и признании за ним права собственности на жилое помещение № <адрес> <адрес> в порядке приватизации.
В обосновании иска указал, что указанное помещение занимает с ДД.ММ.ГГГГ. Ранее общежитие являлось ведомственным, впоследствии передано в муниципальную собственность. В соответствии со ст.7 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, находившимися в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Учитывая положения данной нормы во взаимосвязи с положениями ст.2 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истец просит признать за ним право собственности на жилое помещение № <адрес> в порядке приватизации. Поскольку за время проживания в жилом помещении без получения на то соответствующего разрешения произведена перепланировка, в результате которой изменились технические характеристики, просит также сохранить жилое помещение в перепланированном состоянии.
В судебном заседании представитель истца Гращенкова Е.М. поддержала исковые требования.
Администрация г.Смоленска просила рассмотреть дело по существу в отсутствии своего представителя.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело по существу в отсутствии представителя ответчика.
В письменных возражениях Администрация г.Смоленска исковые требования не признала, ссылаясь на то, что указанное домостроение является муниципальным общежитием. В соответствии с ч.1 ст.92 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. В соответствии со ст.4 Закона РФ от 04.07.1991 №1541 «О приватизации жилищного фонда РФ» жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации. Простив сохранения жилого помещения в перепланированном состоянии не возражает.
Суд, заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В силу ч.4 ст.29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.
В судебном заседании установлено, что Леоненкову В.Н. была выделена комната № в общежитии <адрес> по переулку Зои Космодемьянской <адрес>.
Согласно справе Филиала ОАО «Жилищник» «ЖЭУ №» от ДД.ММ.ГГГГ, в спорном жилом помещении Леоненков В.Н. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-15).
За время проживания Леоненковым В.Н. в жилом помещении была произведена перепланировка, а именно: демонтирована дверь между жилым помещением площадью 11,7 кв.м. и помещением площадью 1,7 кв.м., заделан дверной проем и устроен дверной проем в перегородке между помещением площадью 1,7 кв.м. и помещением прихожей площадью 4,0 кв.м., в результате чего изменилась площадь помещения шкафа (до перепланировки помещение шкафа -1,7 кв.м., после перепланировки помещением ванной площадью 1,5 кв.м.); в помещении ванной устроено инженерное оборудование (душевая кабина, умывальник). Осуществлен подвод воды, канализации к инженерному оборудованию от общедомовых инженерных сетей. Общедомовые инженерные сети не изменились. Пол в ванной выполнен из плитки керамической, выполнена гидроизоляция из цементно-песчаного раствора.
Из заключения ООО «П» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вышеуказанная перепланировка не затрагивают несущие конструкции здания, не влияют на их несущую способность и деформативность здания, не представляют собой угрозу жизни и здоровью граждан.
Технико-экономические показатели по жилом помещении изменились в связи с перепланировкой и уточнением линейных размеров и площадей помещений при проведении технической инвентаризации жилого помещения: общая площадь 18,1 кв.м., в том числе жилая площадь 11,7 кв.м.
Таким образом, поскольку произведенная перепланировка в жилом помещении не нарушает права и законные интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, заявленные требования о сохранении указанного жилого помещения в перепланированном состоянии подлежат удовлетворению.
Согласно ст.2 Закона РФ от 04.07.1991г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения в собственность.
Согласно ст.11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В силу ст.6 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством (ст.7 Закона).
Согласно выписки Администрации г.Смоленска на основании постановления мэра города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> числится в Реестре муниципальной собственности.
ДД.ММ.ГГГГ Леоненков В.Н. обратился в администрацию Ленинского района г.Смоленска с заявлением об оформлении договора приватизации на жилое помещение № <адрес> <адрес> <адрес>. В приватизации жилого помещения истцу было отказано, в связи с тем, что жилые помещения в общежитиях на основании ст.4 Закона РФ от 04.07.1991 №1541 «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации.
Суд считает отказ администрации г.Смоленска в заключении с истцом договора приватизации на спорное жилое помещение незаконным по следующим основаниям.
Согласно ст.7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениями использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Указанная норма изменяет правовые основания пользования жилыми помещениями в общежитиях, которые являются специализированными, то есть имеют целевое назначение как жилье для временного проживания граждан на период работы, службы или обучения. Распространяя к соответствующим отношениям нормы ЖК РФ о договоре социального найма, ст.7 названного ФЗ, тем самым, изменяет правовой режим жилых помещений в общежитиях. Они уже не имеют специализированного назначения, соответственно в них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 2 ноября 2000 года № 220-О обращал внимание, что законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма и т.д.), поскольку ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Соответственно, распространение законодателем общего правового режима на жилые помещения, расположенные в вышеуказанных домах, использовавшихся в качестве общежитий, обуславливает возможность приватизации таких помещений.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 3 ноября 1998 года № 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фондов Российской Федерации», непосредственно указывал, что применительно к жилым помещениям, которые имеют общий правовой режим, отсутствуют объективные основания для установления различий в праве на их приватизацию, в том числе для введения общего правила, запрещающего их приватизацию. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, такой запрет фактически означал бы закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания, что противоречит статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, провозглашающей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.
С учетом изложенного, жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях.
В данном случае ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями, внесенными ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ) не ограничивает возможность приватизации таких помещений, поскольку Федеральный закон от 29 декабря 2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» вступил в силу 13 января 2005, в связи с чем, с этого дня действует ст.7 данного Федерального закона и с данного момента к отношениям по пользованию истцом спорным жилым помещением в общежитии применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Не ограничивает такую возможность и отсутствие оформленного договора социального найма и решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, поскольку право граждан на приватизацию жилых помещений в вышеуказанных домах не может ставиться в зависимость от бездействия органов местного самоуправления по осуществлению документального оформления соответствующих договоров социального найма, а также оформления уже изменившегося в силу закона статуса соответствующих домов, использовавшихся ранее в качестве общежитий.
Ссылки администрации г.Смоленска на невозможность применения к спорным отношениям ст.7 ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ ввиду того, что она распространяет свое действие лишь на жилые помещения в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, а не на жилые помещения в общежитиях, нельзя признать обоснованными.
Согласно п.2 Примерного положения об общежитиях (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 11.08.1988 № 328) общежития предназначаются для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома, каковым и является спорное домовладение. Кроме того, по смыслу ст. 7 ФЗ от 29 декабря 2004 № 189-ФЗ после вступления в силу данного Закона, то есть с 13 января 2005 общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий. Соответственно, утрачивается и целевой характер предоставления этих жилых помещений, они фактически теряют свое специализированное назначение.
Ранее Леоненков В.Н. не участвовал в приватизации жилого помещения.
Согласно справке СФ ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение № <адрес> <адрес> <адрес>, не приватизировано (л.д.12).
Таким образом, принимая во внимание, что Леоненков В.Н. фактически занимает жилое помещение на условиях договора социального найма, ранее в приватизации не участвовал, на основании вышеуказанных правовых норм заявленные исковые требования о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ № <░░░░░> <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ 18,1 ░░.░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 11,7 ░░.░ ░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ № <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ 18,1 ░░.░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 11,7 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░