стр.173а, г/п 0 руб.
Судья Одоева И.В. № 2а-545/2020 27 мая 2020 года
Докладчик Пономарев Р.С. № 33а-3468/2020 город Архангельск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Пономарева Р.С.,
судей Лобановой Н.В., Панковой А.В.,
с участием прокурора Васильева С.В.,
при секретаре Ткаченко С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску к Шевченко № о дополнении ранее установленных административных ограничений
по апелляционному представлению заместителя прокурора города Архангельска Шестакова И.В. на решение Соломбальского районного суда города Архангельска от 16 марта 2020 года.
Заслушав доклад судьи Пономарева Р.С., судебная коллегия
установила:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску (далее - УМВД России по городу Архангельску) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Шевченко И.Н. о дополнении ранее установленных административных ограничений административным ограничением в виде запрещения пребывания на предприятиях торговли и общественного питания, на территории (в помещении) которых разрешено употребление алкогольной (спиртосодержащей) продукции.
В обоснование требований указано, что приговором Соломбальского районного суда города Архангельска от 18 июля 2012 года Шевченко И.Н. осужден за совершение преступления, предусмотренного пунктом «а» части 3 статьи 158 УК РФ; ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. 17 апреля 2015 года Шевченко И.Н. освобожден из ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области по отбытию наказания. Решением Онежского городского суда Архангельской области от 13 февраля 2015 года Шевченко И.Н. установлен административный надзор сроком до 16 апреля 2021 года включительно и установлено административное ограничение в виде обязательной явки для регистрации два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания. Решением Соломбальского районного суда города Архангельска от 04 марта 2016 года Шевченко И.Н. установлены дополнительные ограничения в виде обязательной явки три раза в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации. Решением Соломбальского районного суда города Архангельска от 29 октября 2018 года в отношении Шевченко И.Н. установлены дополнительные ограничения в виде обязательной явки четыре раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Находясь под административным надзором, Шевченко И.Н. в течение года совершил более двух административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность. Согласно характеристике участкового уполномоченного по месту жительства Шевченко И.Н. характеризуется как лицо, злоупотребляющее спиртными напитками.
Решением Соломбальского районного суда города Архангельска от 16 марта 2020 года административное исковое заявление удовлетворено.
С данным решением не согласен заместитель прокурора города Архангельска Шестаков И.В., в апелляционном представлении просит решение суда изменить и указать в резолютивной части на запрет пребывания ответчика в местах общественного питания (кафе, барах, ресторанах), в которых осуществляется продажа и употребление спиртных напитков, а также местах осуществления розничной продажи алкогольной продукции, исключив указание на цель посещения данных мест.
В соответствии со статьями 150 и 272 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционное представление с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Архангельской области Васильева С.В., в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, которые извещены о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Рассмотрев административное дело по правилам, предусмотренным частью 1 статьи 308 КАС РФ, в полном объеме, проверив доводы апелляционного представления, заслушав заключение участвующего в деле прокурора Васильева С.В., поддержавшего апелляционное представление, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ) административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федерального закона № 64-ФЗ).
Частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона установлено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 5 пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», с учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Судом установлено, что приговором Соломбальского районного суда города Архангельска от 18 июля 2012 года Шевченко И.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом «а» части 3 статьи 158 УК РФ; ему назначено наказание в виде трех лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Отягчающим наказание обстоятельством судом признан особо опасный рецидив преступлений. Установлено, что преступление совершено в состоянии алкогольного опьянения.
17 апреля 2015 года Шевченко И.Н. освобожден из ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области по отбытии срока наказания.
Решением Онежского городского суда Архангельской области от 13 февраля 2015 года Шевченко И.Н. установлен административный надзор сроком до 16 апреля 2021 года включительно. На срок административного надзора Шевченко И.Н. установлено административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
20 мая 2015 года Шевченко И.Н. поставлен на профилактический учет в отделе полиции № 5 УМВД России по городу Архангельску. С правами и обязанностями поднадзорное лицо было ознакомлено, ему разъяснены правила и условия административного надзора, определен график для регистрации. С графиком явки, условиями административного надзора Шевченко И.Н. ознакомлен под роспись.
Решением Соломбальского районного суда города Архангельска от 04 марта 2016 года в отношении Шевченко И.Н. установлено дополнительное ограничение на период административного надзора в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Решением Соломбальского районного суда г. Архангельска от 29 октября 2018 года в отношении Шевченко И.Н. установлены дополнительные ограничения на период административного надзора в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Соломбальского судебного района города Архангельска от 16 января 2019 года по делу № 5-58/2019 Шевченко И.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.21 КоАП РФ. Ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 900 рублей. Постановление вступило в законную силу 29 января 2019 года.
Постановлением врио заместителя начальника ОП № 5 УМВД России по городу Архангельску от 22 февраля 2019 года № 3601 Шевченко И.Н. признан виновным совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.20 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 520 рублей. Постановление вступило в силу 08 апреля 2019 года.
Постановлением начальника ОП № 5 УМВД России по городу Архангельску от 29 марта 2019 года № 6867 Шевченко И.Н. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.20 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 520 рублей. Постановление вступило в законную силу 29 апреля 2019 года.
Постановлением Соломбальского районного суда города Архангельска от 11 июля 2019 года по делу № 5-116/2019 Шевченко И.Н. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного ареста сроком на 10 суток. Постановление вступило в законную силу 24 июля 2019 года.
Согласно характеристике УУП ОП № 5 УМВД России по городу Архангельску Шевченко И.Н. зарегистрирован и проживает по адресу город Архангельск, улица Мореплавателей, 5-9. От соседей по дому жалоб в отношении него не поступало. Официально не трудоустроен. Злоупотребляет спиртными напитками. В отношении Шевченко И.Н. в ОП № 5 УМВД России по городу Архангельску установлен административный надзор. В 2019 году неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 6.24, 12.5, 12.16, 12.17, 19.3, 19.24, 20.1, 20.20, 20.25 КоАП РФ с неоднократным назначением наказаний в виде административного ареста. Несмотря на проводимые профилактические беседы, продолжает допускать административные правонарушения, характеризуется отрицательно.
Установив вышеуказанные обстоятельства, приняв во внимание сведения, характеризующие личность поднадзорного лица, совершение им в период административного надзора административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, а также то, что преступление и административные правонарушения совершены им в состоянии алкогольного опьянения, суд первой инстанции с учетом вышеназванных норм права пришел к выводу о наличии оснований для дополнения ранее установленных административных ограничений ограничением в виде запрета пребывания в предприятиях торговли и общественного питания, на территориях (в помещениях) которых разрешено употребление алкогольной (спиртосодержащей) продукции.
Соглашаясь с выводом суда о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления и дополнения установленных в отношении Шевченко И.Н. административных ограничений, судебная коллегия усматривает основания для изменения решения суда, исходит из того, что формулировка административного ограничения, установленного судом и указанного в резолютивной части решения, должна быть конкретной, исключающей неоправданное ограничение прав поднадзорного лица.
Принимая во внимание, что практически во всех предприятиях торговли осуществляется продажа алкогольной (спиртосодержащей) продукции, установление ограничения в виде запрета на пребывание в таких местах поднадзорного лица судебной коллегией признается необоснованным.
В этой связи, изменяя решение суда и принимая по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления, судебная коллегия дополняет ранее установленные Шевченко И.Н. административные ограничения ограничением в вид запрещения посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа алкогольной продукции.
Представление участвующего в деле прокурора удовлетворению не подлежит, поскольку его доводы о необходимости исключения из решения суда указания «на цель посещения» поднадзорным лицом мест общественного питания (кафе, баров, ресторанов), в которых осуществляется продажа и употребление спиртных напитков, а также мест осуществления розничной продажи алкогольной продукции, противоречат содержанию решения, которое не содержит такой формулировки.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Соломбальского районного суда города Архангельска от 16 марта 2020 года изменить и принять по административному делу новое решение, которым административное исковое заявление Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску к Шевченко И.Н. о дополнении ранее установленных административных ограничений удовлетворить.
Дополнить поднадзорному лицу Шевченко И.Н., ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты>, проживающему по адресу: <адрес>, на срок административного надзора ранее установленные административные ограничения ограничением в виде запрещения посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа алкогольной продукции.
Председательствующий Р.С. Пономарев
Судьи Н.В. Лобанова
А.В. Панкова