РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 февраля 2018 года г. Минусинск
Минусинский городской суд в составе:
председательствующего: Сергеева Ю.С.
при секретаре: Чернюговой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Гладковой СВ к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе о включении в льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периодов работы, курсов повышения квалификации, о досрочном назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
прокурор обратился в суд в интересах Гладковой С.В. с иском к УПФ РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе, в котором просит суд обязать ответчика включить Гладковой С.В. в общий трудовой стаж период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период службы в органах исправительной системы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Свои требования мотивирует прокурор тем, что ответчиком в Решении 02 августа 2017 года было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и не зачтено в общий трудовой стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ а также период службы в органах исправительной системы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Прокурор полагает, что работа истицы полностью соответствует Списку № 781 и перечню к нему.
В судебном заседании прокурор и истец настаивали на заявленных требованиях в полном объеме и просили суд удовлетворить их.
Представитель по доверенности ответчика Рамбургер О.А. суду пояснила, что требования понятны, однако просила суд отказать в их удовлетворении, так как курсы повышения квалификации не подлежат зачету в стаж работы истца, а период службы в системе исполнения наказаний не является работой, следовательно, также не может быть зачтен в стаж истца.
Выслушав истицу, представителя. ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Гладковой С.В. подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную, деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу ранее действовавшего п. 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков в выслуге для назначения пенсий в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, а периоды работы после 1 ноября 1999 г. - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья от 22 сентября 1999 г. Согласно подпункта "н" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (вступившего в силу с 01.01.2015 г.) Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 с учетом положений абзаца четвертого пункта 2 указанного постановления применяется для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым списком, независимо от ведомственной подчиненности упреждений (организаций).
Абзац 4 пункта 2 вышеназванного постановления предусматривает, что в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил и правоохранительных органов.
Периоды службы по ранее действовавшему пенсионному законодательству включались в специальный стаж (стаж медицинской деятельности) только до 01 ноября 1999 года.
После 1 ноября 1999 года Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной, работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, а также Список от 29.10.2002 г. № 781, не предусматривают включение в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периодов службы в правоохранительных органах либо в составе Вооруженных Сил.
Таким образом, стаж военной службы не является тождественным правовому понятию стажа (страхового), дающего право на досрочное назначение пенсии, порядок подсчета которого урегулирован в специальных нормах, к каким относятся Список и Правила от 29.10.2002 № 781, а также ранее действовавшие Списки и Правила № 464 от, 06.09.1991, № 1066 от 22.09.1999 г.
Служба в системе учреждений исполнения наказаний является особым видом государственной службы, правовое положение военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 17 октября 2006 года № 380-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
По смыслу Закона, при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах; внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
Согласно ст. 12 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих) на условиях и по нормам, установленным Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", могут назначаться пенсии проживающим в Российской Федерации лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и семьям этих лиц по их желанию.
В соответствии с л. 4 ст. 13 ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Судом достоверно установлено, что истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в органах исправительной системы в должности медицинской сестры медицинской части ФБУ «Тюрьма Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю», что подтверждается работодателем (л.д. 21, 29,30) и сведениями трудовой книжки (л.д. 23,24).
Совокупный анализ вышеизложенных норм дает основание для вывода о том, что федеральный законодатель сохраняет военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов право на получение страховой пенсии в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу, лет (пенсии по государственном пенсионному обеспечению), либо при их волеизъявлении на назначение этого вида пенсии, а также гарантирует возможность включения периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы в общий страховой стаж для назначения страховой пенсии. При этом, законодатель не предусматривает возможность зачета тех же периодов службы в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, являющейся более льготным вариантом назначения пенсии в сравнении со страховой пенсией. При этом, законодатель также не предусмотрел возможность перехода с досрочной трудовой пенсии на пенсию по выслуге лет и наоборот.
Таким образом, подлежат удовлетворению требования прокурора о включении периода службы истца в органах исправительной системы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общий трудовой стаж.
При этом суд не находит оснований для возложения на ответчтка обязанности включить указанный период службы в органах исправительной системы в стаж, предусмотренный п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусматривающим назначение досрочной пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, так как действующее законодательство РФ в области пенсионного обеспечения такого зачета не предусматривает.
Суд считает обоснованными требования истца о включении в медицинский стаж работы периода её нахождения на курсах повышения квалификации и подлежащими удовлетворению.
Стороной ответчика сам факт нахождения истца на указанных курсах в указанное время (с 01 сентября 1998 года по 28 сентября 1998 года) не оспаривается и подтверждается материалами дела (л.д. 27,28).
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата.
Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в енсионный фонд РФ, следовательно, данный период подлежит включению в стаж дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
В спорный период истица работала лаборантом медицинской части Учреждения ИЗ-18/2 ГУИН Минюста России по Красноярскому краю (л.д. 16,23).
В связи с отсутствие на дату обращения 20.07.2017 года у истца требуемого п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» специального стажа, а также отсутствием заявления истца о назначении пенсии, поданного на ДД.ММ.ГГГГ, оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу пенсии с ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе включить Гладковой СВ в льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья населения, период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе включить Гладковой СВ в общий трудовой стаж период службы истца в органах исправительной систему с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ медицинской сестры медицинской части ФБУ «Тюрьма Главное управление Федеральной службы исполнения наказания по Красноярскому краю».
В удовлетворении остальной части требований отказать
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца через Минусинский городской суд с момента изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения суда изготовлен 11.02.2018 года.