Гражданское дело №2-1155/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Енисейск 24 декабря 2012 года
Енисейский районный суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Ремизовой Е.П.,
при секретаре Ольховской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Енисейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> сельсовета о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет как бесхозяйственного объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Обратившись в суд, Енисейский межрайонный прокурор просит обязать администрацию <адрес> сельсовета обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет как бесхозяйственного объекта культурного наследия – церковь Николаевская, 1829 года, расположенную в д.Каменск, которая отнесена к памятникам культурного наследия краевого значения решением краевого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании помощник Енисейского межрайонного прокурора ФИО3 заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика – Глава <адрес> сельсовета ФИО4 исковые требования признала, последствия признания иска ей судом разъяснены и понятны, о чем отобрана подписка к протоколу судебного заседания. Дополнительно пояснила, что бездействие со стороны сельской администрации связано с отсутствием бюджетного финансирования на данные цели, постановка на учет объекта культурного наследия требует значительных материальных затрат. Охрана объекта обеспечена, в церковные праздники проводится служба.
Министерство культуры <адрес>, Агентство по управлению государственным имуществом <адрес>, надлежащим образом уведомленные, в суд своих представителей не направили, просили рассмотреть в отсутствие таковых, в письменных отзывах просили исковые требования прокурора удовлетворить.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующими основаниям.
В соответствие со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно решения Исполнительного комитета <адрес>вого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № "О неотложных мерах по охране, реставрации и использования памятников истории и культуры» в список объектов культурного наследия, находящихся на территории <адрес>, подлежащих государственной охране как памятник архитектуры, включена – Церковь Николаевская 1829 г. С.Каменск.
В силу ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
На основании ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (п. 1). Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия (п. 3).
Согласно подп. 13 п. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа.
Согласно подп. 9 п. 2 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствие со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (п. 3).
В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что на территории <адрес> сельсовета расположено недвижимое имущество – объект культурного наследия регионального значения церковь Николая чудотворца, 1829 года, в д.Каменск, отнесенная к объектам культурного наследия решением Исполнительного комитета Красноярского Краевого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №. Точного адреса, собственника, указанный объект культурного наследия не имеет, что подтверждено письмами Министерства культуры <адрес>, Агентства по управлению государственным имуществом <адрес>.
В нарушение вышеприведенных норм закона, администрацией Городищенского сельсовета не принято мер к постановке на учет в регистрирующем органе указанного бесхозяйственного недвижимого имущества. Вследствие бездействия ответчика возникает угроза сохранности объекта культурного наследия, создаются препятствия в оформлении охранного обязательства на объект. ДД.ММ.ГГГГ году по указанным фактам в адрес ответчика прокурором вносилось представление об устранении нарушений закона, но данные нарушения не устранены до настоящего времени, между тем только администрация Городищенского сельсовета как орган местного самоуправления наделена полномочиями в случае установления бесхозяйности спорного объекта культурного наследия инициировать процесс постановки его на учет, с целью определения его дальнейшего собственника.
Согласно паспорту памятника истории и культуры – церковь Николая чудотворца расположена по адресу: <адрес>, заложена в январе 1828 года. Здание расположено в 30 км от <адрес> на правом берегу <адрес>, близ устья Каменки, в центре деревни, длина здания 4,8 м, ширина 19,5 м. Балансодержателем церкви являлся колхоз «Россия».
В соответствии со ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований.
При изложенных обстоятельствах суд находит, что признание иска ответчиком закону не противоречит, прав и охраняемых законом интересов сторон и третьих лиц не нарушает, и принимается судом.
Следовательно, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности обратиться в орган осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйственного объекта культурного наследия – церкви Николая чудотворца, 1829 года, расположенной в д.<адрес>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Принимая во внимание, что Городищенский сельсовет финансируется за счет средств местного бюджета, который является дефицитным, учитывая порядок выделения денежных средств и их расходования (путем запроса котировок цен, проведения конкурса), время на подготовку документов, необходимых для подачи в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество вместе с заявлением о постановке на учет объекта недвижимого имущества, суд считает необходимым установить разумный срок исполнения решения суда - до ДД.ММ.ГГГГ, при этом обращает внимание, что это крайний срок, в связи с чем решение может быть исполнено и ранее указанного срока.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:Исковые требования Енисейского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес> сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйственного объекта культурного наследия – церкви Николая чудотворца, 1829 года, расположенной в 30 км от <адрес> на правом берегу <адрес>, близ устья <адрес>, в центре д.<адрес>.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий:
судья Е.П. Ремизова
Мотивированное решение изготовлено 9 января 2013 года