Судебный акт #1 (Определение) по делу № 13-633/2018 от 23.07.2018

Дело №13-633/18 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 сентября 2018 года суд Центрального района г. Воронежа в составе:

председательствующего Буслаевой В.И.,

при секретаре Красниковой В.Д.,

с участием:

представителя истца Корельского П.М. по доверенности Ишкова Е.А.,

представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Горяиновой И.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление представителя ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Горяиновой И.В. об изменении порядка исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от 15.02.2008 года по гражданскому делу №2-1241/08 по исковому заявлению Корельского Петра Михайловича к Военному комиссариату Воронежской области о взыскании недоплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с учетом индексации, взыскании недополученных сумм ежегодной денежной компенсации за возмещение вреда здоровью с учетом индексации, об обязании ответчика начислять ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью,

У С Т А Н О В И Л :

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 15.02.2008г. исковые требования Корельского Петра Михайловича к Военному комиссариату Воронежской области удовлетворены. Суд обязал Военный комиссариат Воронежской области назначить и выплачивать Корельскому Петру Михайловичу с 01.10.2007 года ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1277 (одна тысяча двести семьдесят семь) руб. 39 коп., с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства. Кроме того, суд обязал Военный комиссариат Воронежской области назначить и выплачивать Корельскому Петру Михайловичу с 2008 года ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью в размере 2 284 (две тысячи двести восемьдесят четыре) руб. 89 коп., с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства. С Военного комиссариата Воронежской области в пользу Корельского Петра Михайловича взысканы недоплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 67 591 (шестьдесят семь тысяч пятьсот девяносто один) руб. 62 коп. С Военного комиссариата Воронежской области в пользу Корельского Петра Михайловича взысканы недоплаченные суммы ежегодной денежной компенсации за вред здоровью в размере 11 399 (одиннадцать тысяч триста девяносто девять) руб. 91 коп. С Военного комиссариата Воронежской области в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 2 179 (две тысячи сто семьдесят девять) руб. 81 коп. (л.д. 21 - 25).

Ответчик обратился в суд с указанным заявлением, просит частично изменить порядок исполнения решения суда, указав на обязанность ответчика производить ежегодную индексацию назначенных к выплате сумм, получаемых Корельским П.М. по решению суда исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ, после выравнивания размеров компенсационных выплат, установленных законом.

Истец Корельский П.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в заявлении в суд просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца Корельского П.М. по доверенности Ишков Е.А. против удовлетворения заявления возражал.

Представитель ответчика Военного комиссариата Воронежской области по доверенности Горяинова И.В. просила заявление удовлетворить, с учетом его уточнения.

Помощник прокурора Центрального района г. Воронежа Слепокуров К.А. считает, что данное заявление подлежит удовлетворению.

Представитель Центрального РОСП г. Воронжа УФССП по Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав мнение прокурора, участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Изменение способа и порядка исполнения решения суда предусмотрено ст.ст. 203, 434 ГПК РФ.

По смыслу названных норм, изменение порядка исполнения решения суда может заключаться в замене одного вида исполнения другим или в определенном преобразовании первоначального способа исполнения решения суда и допускается при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, либо свидетельствующих о невозможности исполнить его тем способом, который указан в решении суда. Изменение решения суда по существу не допускается.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 17 июня 2010 года № 869-О-О, положения ст. 433 ГПК РФ устанавливают порядок разъяснения исполнительного документа в тех случаях, когда он содержит неясности, затрудняющие исполнение вступившего в законную силу судебного решения, и направлены на защиту прав лиц, участвующих в деле, в том числе права на своевременное и правильное исполнение судебного решения. Устранение неясностей, содержащихся в исполнительном документе, путем его разъяснения судом в целях обеспечения защиты прав лиц, участвующих в деле, не может быть направлено на изменение правоотношений, установленных соответствующим решением, поскольку это требует изменения содержания самого судебного решения.

Разъяснение исполнительного документа, способа и порядка его исполнения является одним из способов устранения его недостатков. Оно производится в случае его неясности, противоречивости и нечеткости, затрудняющих исполнение решения.

Суд считает, что выплачиваемые в настоящее время Корельскому П.М. денежные средства в счет ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью исходя из уровня инфляции, значительно превышают установленный на законодательном уровне размер соответствующих компенсаций.

Судом установлено, что индексация указанных выплат должна производиться ежегодно, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ, но после достижения одинакового размера компенсационных выплат, установленных законом для указанной категории граждан и получаемых Корельским П.М.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющегося для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируется специальным Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», направленным в силу статьи 1 на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации. Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление предусмотрены статьей 15 и статьей 40 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 данного Закона.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1997г. сформулирована правовая позиция, согласно которой факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда, гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Частью 3 статьи 5 названного Закона (в редакции Федерального закона от 26.04.2004г. № 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не означает, что порядок индексации указанных выплат не может быть различен.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07.08.2000г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ от 15.05.1991г. № 1244-1, были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 руб. Одновременно пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 07.08.2000г. № 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 внесены изменения, которыми гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 руб. и ежегодная компенсация за вред здоровью - инвалидам I и II группы в размере 500 руб., III группы - 400 руб.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002г. № 11-П указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Во исполнение требований закона, Правительство РФ ежегодно утверждает правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 размеров компенсаций и иных выплат, которыми устанавливаются коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005г. № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002г. по 31.05.2004г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. № 847, от 07.05.2005г. № 292, от 25.04.2006г. № 246, от 21.03.2007г. № 171, от 21.12.2007г. № 914 (ред. от 24.12.2008г.), от 21.12.2007г. № 914 (ред. от 07.07.2009г.), от 16.12.2009г. № 1024, от 21.12.2010г. № 1079, от 08.12.2011г. № 1019, от 04.12.2012 г. № 1255, от 19.12.2013г. № 1189 и от 18.12.2014г. № 1411 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 и 2015 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в соответствии с вышеуказанным законом установлены коэффициенты индексации за соответствующий период.

Федеральным законом от 06.04.2015 года N 68-ФЗ действие вышеуказанных норм первоначально было приостановлено до 1 января 2016 года, а затем - до 1 января 2017 года и до 1 января 2018 года. Этим же законом определен порядок индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законами 1244-1, 175-ФЗ, 2-ФЗ. Так, согласно статье 3 Федерального закона от 06.04.2015 года N 68-ФЗ в 2015 году выплаты, пособия и компенсации индексировались в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Порядок индексации с 1 февраля 2016 года установлен статьей 4 Федерального закона 68-ФЗ, а с 1 февраля 2017 года - статьей 4.2 этого Закона.

Согласно ч.3 ст. 5 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции Федерального закона №444-ФЗ от 19.12.2016 года), действующей с 1 января 2018 года размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Доводы представителя истца Ишкова Е.А. о том, что отсутствуют основания для изменения порядка и способа исполнения решения суда, так как отсутствуют препятствия к его исполнению, суд находит необоснованными, при этом учитывает следующее.

Как неоднократно указывал в своих определениях Конституционный суд РФ, основания для отсрочки, рассрочки или изменения порядка и способа исполнения судебного акта должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

Таким образом, суд принимает во внимание то обстоятельство, что в настоящий момент размеры выплачиваемых Корельскому П.М. на основании решения суда компенсационных выплат значительно превышают их размеры относительно соответствующих выплат с учетом индексации, произведенной в установленном Правительством РФ порядке, что свидетельствует о неравном положении истца в сравнении с иными лицами, которым Военный комиссариат такие компенсационные выплаты производит самостоятельно на основании соответствующего постановления Правительства РФ.

Указывая, что установление размера социальных выплат для одной категории граждан должно быть единым, суд согласен с правовой позицией заявителя о том, что индексацию вышеуказанных выплат необходимо производить только после того, как их размер, установленный в предусмотренном соответствующим постановлением Правительства РФ порядке, достигнет размера получаемых истцом выплат.?

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных ст.203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения заявления об изменении способа и порядка исполнения вступившего в законную силу решения суда.

На основании изложенного, суд выносит определение применительно к положениям части 3 статьи 4 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1, в действовавшей с 1 января 2018 года редакции.

Руководствуясь ст.ст. 203, 224, 225 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Обязать ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» производить индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, назначенных Корельскому Петру Михайловичу, один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствиии с определяемом Правительством Российской Федерации коэффициентом, после выравнивания размеров компенсационных выплат, установленных законом и получаемых Корельским Петром Михайловичем по решению суда от 15.02.2008 года.

Определение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение 15 дней.

Судья Буслаева В.И.

Дело №13-633/18 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 сентября 2018 года суд Центрального района г. Воронежа в составе:

председательствующего Буслаевой В.И.,

при секретаре Красниковой В.Д.,

с участием:

представителя истца Корельского П.М. по доверенности Ишкова Е.А.,

представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Горяиновой И.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании заявление представителя ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Горяиновой И.В. об изменении порядка исполнения решения Центрального районного суда г. Воронежа от 15.02.2008 года по гражданскому делу №2-1241/08 по исковому заявлению Корельского Петра Михайловича к Военному комиссариату Воронежской области о взыскании недоплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с учетом индексации, взыскании недополученных сумм ежегодной денежной компенсации за возмещение вреда здоровью с учетом индексации, об обязании ответчика начислять ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью,

У С Т А Н О В И Л :

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 15.02.2008г. исковые требования Корельского Петра Михайловича к Военному комиссариату Воронежской области удовлетворены. Суд обязал Военный комиссариат Воронежской области назначить и выплачивать Корельскому Петру Михайловичу с 01.10.2007 года ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1277 (одна тысяча двести семьдесят семь) руб. 39 коп., с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства. Кроме того, суд обязал Военный комиссариат Воронежской области назначить и выплачивать Корельскому Петру Михайловичу с 2008 года ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью в размере 2 284 (две тысячи двести восемьдесят четыре) руб. 89 коп., с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства. С Военного комиссариата Воронежской области в пользу Корельского Петра Михайловича взысканы недоплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 67 591 (шестьдесят семь тысяч пятьсот девяносто один) руб. 62 коп. С Военного комиссариата Воронежской области в пользу Корельского Петра Михайловича взысканы недоплаченные суммы ежегодной денежной компенсации за вред здоровью в размере 11 399 (одиннадцать тысяч триста девяносто девять) руб. 91 коп. С Военного комиссариата Воронежской области в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 2 179 (две тысячи сто семьдесят девять) руб. 81 коп. (л.д. 21 - 25).

Ответчик обратился в суд с указанным заявлением, просит частично изменить порядок исполнения решения суда, указав на обязанность ответчика производить ежегодную индексацию назначенных к выплате сумм, получаемых Корельским П.М. по решению суда исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ, после выравнивания размеров компенсационных выплат, установленных законом.

Истец Корельский П.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в заявлении в суд просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца Корельского П.М. по доверенности Ишков Е.А. против удовлетворения заявления возражал.

Представитель ответчика Военного комиссариата Воронежской области по доверенности Горяинова И.В. просила заявление удовлетворить, с учетом его уточнения.

Помощник прокурора Центрального района г. Воронежа Слепокуров К.А. считает, что данное заявление подлежит удовлетворению.

Представитель Центрального РОСП г. Воронжа УФССП по Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав мнение прокурора, участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Изменение способа и порядка исполнения решения суда предусмотрено ст.ст. 203, 434 ГПК РФ.

По смыслу названных норм, изменение порядка исполнения решения суда может заключаться в замене одного вида исполнения другим или в определенном преобразовании первоначального способа исполнения решения суда и допускается при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, либо свидетельствующих о невозможности исполнить его тем способом, который указан в решении суда. Изменение решения суда по существу не допускается.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 17 июня 2010 года № 869-О-О, положения ст. 433 ГПК РФ устанавливают порядок разъяснения исполнительного документа в тех случаях, когда он содержит неясности, затрудняющие исполнение вступившего в законную силу судебного решения, и направлены на защиту прав лиц, участвующих в деле, в том числе права на своевременное и правильное исполнение судебного решения. Устранение неясностей, содержащихся в исполнительном документе, путем его разъяснения судом в целях обеспечения защиты прав лиц, участвующих в деле, не может быть направлено на изменение правоотношений, установленных соответствующим решением, поскольку это требует изменения содержания самого судебного решения.

Разъяснение исполнительного документа, способа и порядка его исполнения является одним из способов устранения его недостатков. Оно производится в случае его неясности, противоречивости и нечеткости, затрудняющих исполнение решения.

Суд считает, что выплачиваемые в настоящее время Корельскому П.М. денежные средства в счет ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью исходя из уровня инфляции, значительно превышают установленный на законодательном уровне размер соответствующих компенсаций.

Судом установлено, что индексация указанных выплат должна производиться ежегодно, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ, но после достижения одинакового размера компенсационных выплат, установленных законом для указанной категории граждан и получаемых Корельским П.М.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющегося для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируется специальным Законом РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», направленным в силу статьи 1 на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации. Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление предусмотрены статьей 15 и статьей 40 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 данного Закона.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.1997г. сформулирована правовая позиция, согласно которой факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда, гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Частью 3 статьи 5 названного Закона (в редакции Федерального закона от 26.04.2004г. № 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не означает, что порядок индексации указанных выплат не может быть различен.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07.08.2000г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ от 15.05.1991г. № 1244-1, были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 руб. Одновременно пунктом 3 ст. 4 Федерального закона от 07.08.2000г. № 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 внесены изменения, которыми гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 руб. и ежегодная компенсация за вред здоровью - инвалидам I и II группы в размере 500 руб., III группы - 400 руб.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2002г. № 11-П указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Во исполнение требований закона, Правительство РФ ежегодно утверждает правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 размеров компенсаций и иных выплат, которыми устанавливаются коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005г. № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002г. по 31.05.2004г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. № 847, от 07.05.2005г. № 292, от 25.04.2006г. № 246, от 21.03.2007г. № 171, от 21.12.2007г. № 914 (ред. от 24.12.2008г.), от 21.12.2007г. № 914 (ред. от 07.07.2009г.), от 16.12.2009г. № 1024, от 21.12.2010г. № 1079, от 08.12.2011г. № 1019, от 04.12.2012 г. № 1255, от 19.12.2013г. № 1189 и от 18.12.2014г. № 1411 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 и 2015 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в соответствии с вышеуказанным законом установлены коэффициенты индексации за соответствующий период.

Федеральным законом от 06.04.2015 года N 68-ФЗ действие вышеуказанных норм первоначально было приостановлено до 1 января 2016 года, а затем - до 1 января 2017 года и до 1 января 2018 года. Этим же законом определен порядок индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законами 1244-1, 175-ФЗ, 2-ФЗ. Так, согласно статье 3 Федерального закона от 06.04.2015 года N 68-ФЗ в 2015 году выплаты, пособия и компенсации индексировались в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Порядок индексации с 1 февраля 2016 года установлен статьей 4 Федерального закона 68-ФЗ, а с 1 февраля 2017 года - статьей 4.2 этого Закона.

Согласно ч.3 ст. 5 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции Федерального закона №444-ФЗ от 19.12.2016 года), действующей с 1 января 2018 года размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Доводы представителя истца Ишкова Е.А. о том, что отсутствуют основания для изменения порядка и способа исполнения решения суда, так как отсутствуют препятствия к его исполнению, суд находит необоснованными, при этом учитывает следующее.

Как неоднократно указывал в своих определениях Конституционный суд РФ, основания для отсрочки, рассрочки или изменения порядка и способа исполнения судебного акта должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

Таким образом, суд принимает во внимание то обстоятельство, что в настоящий момент размеры выплачиваемых Корельскому П.М. на основании решения суда компенсационных выплат значительно превышают их размеры относительно соответствующих выплат с учетом индексации, произведенной в установленном Правительством РФ порядке, что свидетельствует о неравном положении истца в сравнении с иными лицами, которым Военный комиссариат такие компенсационные выплаты производит самостоятельно на основании соответствующего постановления Правительства РФ.

Указывая, что установление размера социальных выплат для одной категории граждан должно быть единым, суд согласен с правовой позицией заявителя о том, что индексацию вышеуказанных выплат необходимо производить только после того, как их размер, установленный в предусмотренном соответствующим постановлением Правительства РФ порядке, достигнет размера получаемых истцом выплат.?

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных ст.203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения заявления об изменении способа и порядка исполнения вступившего в законную силу решения суда.

На основании изложенного, суд выносит определение применительно к положениям части 3 статьи 4 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1, в действовавшей с 1 января 2018 года редакции.

Руководствуясь ст.ст. 203, 224, 225 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Обязать ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» производить индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, назначенных Корельскому Петру Михайловичу, один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствиии с определяемом Правительством Российской Федерации коэффициентом, после выравнивания размеров компенсационных выплат, установленных законом и получаемых Корельским Петром Михайловичем по решению суда от 15.02.2008 года.

Определение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение 15 дней.

Судья Буслаева В.И.

1версия для печати

13-633/2018

Категория:
Другие
Статус:
Удовлетворено
Истцы
ФКУ ВКВО
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Буслаева Валентина Ивановна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
24.07.2018Материалы переданы в производство судье
24.09.2018Судебное заседание
26.09.2018Судебное заседание
08.10.2018Материалы сданы в отдел судебного делопроизводства
22.10.2018Материал оформлен
25.10.2018Материал передан в архив
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее